Файл: Основы учебноисследовательской деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большая роль отводится личностному ресурсу – сложной характеристике педагога, которая включает в себя множество параметров и является чем-то большим, чем просто сумма имеющихся свойств и качеств. Связан личностный ресурс с разного рода компетенциями, которые позволяют работать и находить решения поставленным задачам наиболее эффективно. Этих компетенций несколько.

Интеллектуально-педагогическая компетентность состоит в умении применять имеющиеся знания для установления педагогических взаимоотношений, а также в получении знаний как учениками, так и самим

педагогом. Сюда относятся способности к анализу и синтезу, а также умение абстрагироваться и сравнивать различные элементы между собой.

Коммуникативная компетентность педагога заключается в сочетании эмоциональной устойчивости, адаптивности, способности простраивать как прямую, так и обратную связь, а также в речевых умениях. Она является в том числе и показателем информированности педагога в сфере педагогического общения, а также уровня владения им индивидуально-психологическими качествами специалиста. К коммуникативной компетентности относится также и личностная ориентация в процессе работы (при которой личность признаётся наивысшей ценностью в педагогическом общении), и стремление к непрерывному самосовершенствованию и росту. Формируется коммуникативная компетентность в процессе саморазвития личности.

Третья компетентность – регулятивная. Она требует наличия способности управлять своим поведением, которая реализуется через планирование, мобилизацию, целеполагание, стабильную активность и рефлексию.

Ещё одна компетентность является операциональной и определяется набором навыков, которые являются необходимыми в процессе осуществления профессиональной деятельности. [10]

На основе всех этих компетенций осуществляется профессиональная активность, которая проявляется как поиск новых и более эффективных способов выполнения и реализации деятельности. Если личность достигает вершины профессионализма, то это говорит о том, что личность состоялась. При этом важно учитывать отношение личности к своей профессиональной деятельности и к самой себе как к профессионалу, а также к самосовершенствованию в профессиональной области.


Глава 3. Влияние самосовершенствования на профессиональный рост педагога

3.1 Самосовершенствование и профессиональный рост


Для профессионального роста необходимо самосовершенствование личности педагога. Оно заключается в целом наборе различных действий.

Во-первых, педагог должен систематически осваивать новые методологические знания, изучать различную литературу: документы об образовании и воспитании (в том числе и законы), труды классиков педагогики, психологии и философии.

Во-вторых, ему следует сконцентрировать свои усилия на совершенствовании учебного процесса и максимально полно и успешно реализовать свои профессионально-педагогические функции. Важно использовать в работе новейшие методики и достижения из области педагогики, социологии, психологии, постоянно пребывать в непрерывном научно-педагогическом поиске, самостоятельно добывать необходимую информацию.

В-третьих, педагог обязан постоянно анализировать состояние осуществляемого им процесса образования и соотносить его с общими тенденциями развития. В качестве оценки следует использовать результаты своей преподавательской деятельности, а также реализуемых им методик.

В-четвёртых, педагогу важно осознавать свою педагогическую деятельность в качестве творческого процесса, который позволяет решать различные воспитательные и учебные задачи.

В-пятых, педагог должен постоянно улучшать и совершенствовать собственную педагогическую квалификацию через самообразование, использование передового опыта, самостоятельный поиск новых, удобных, оптимальных решений.

В-шестых, педагог должен путём саморазвития и самовоспитания развивать в себе те педагогические качества, которые могут помочь ему

осуществлять творческую деятельность, основанную на дидактических принципах. Кроме того, ему важно овладевать исследовательскими умениями и способами решения педагогических задач, в том числе и творческого характера.

Самосовершенствование педагога в рамках его профессионального роста влияет также и на формирование его самооценки. При этом рассматриваются два возможных приёма. Первый заключается в соотнесении уровня притязаний и уровня достигнутого педагогом результата профессиональной деятельности. Второй – в сравнении мнений окружающих о личности, то есть в социальном сравнении.

Конечно, в результате далеко не всегда возникает адекватная самооценка. Если педагог ставит перед собой невысокие цели, не отличается высокой требовательностью, то у него может в итоге сформироваться завышенная самооценка, ведь достигнуть исполнения таких целей совсем не так уж сложно, это не требует особых усилий и особых умений. Но, как говорилось ранее, при таких условиях и о профессиональном росте, и о самосовершенствовании говорить не имеет смысла.



Куда более продуктивным является иной способ формирования самооценки педагога, который основывается на сравнении собственных результатов с неким идеалом. Этот идеал формируется в процессе самообразования при изучении специальной педагогической литературе. Ориентируясь на те качества, которые должны быть у идеального педагога, личность усваивает их и использует в качестве основы для формирования того образа, к которому она желает стремиться. Достаточно эффективным способом является также анализ биографии выдающихся педагогов или же непосредственное наблюдение за их работой и деятельностью в целом. Таким идеалом может быть сильный, волевой, целеустремлённый человек с творческим подходом и высоким уровнем креативности. Наличие такого образа помогает также сделать процесс деятельности более осознанным и целенаправленным. Созданный в процессе саморазвития идеальный образ помогает в дальнейшей профессиональной работе, так как служит ориентиром, примером, в ряде случаев даже вдохновением для дальнейшей работы.

Для саморазвития полезным элементом является ведение личного дневника, который способствует наблюдению за самим собой, за своими успехами и за процессом самосовершенствованию. На основе анализа записей можно делать выводы об успешности процесса самообразования, находить слабые места в нём, искать новые пути самовоспитания и самообразования.

Личный дневник не только способствует развитию саморефлексии, он также помогает структурировать свои мысли, развивает умение замечать и описывать свои чувства, объяснять лучше, проще и понятнее. А это, безусловно, помогает не только для самосовершенствования, но и для профессиональной деятельности вообще.

Конечно, не стоит забывать о влиянии на процесс самосовершенствования и внешних факторов. К ним относится стиль руководства, который используется в учебном заведении, где работает педагог, также педагогический коллектив и отношения внутри него, наличие свободного времени. Так, например, куда успешнее будет идти процесс самосовершенствования в доброжелательно настроенном коллективе. При этом должна также присутствовать доля зрелой и конструктивной критики, некоторая строгость и требовательность, принципиальность. Немаловажной является ориентация в таком коллективе на взаимодействие и взаимопомощь, на творческую активность и профессиональный рост. В таких условиях педагог без особых усилий будет сам стремиться к самосовершенствованию и соответствию педагогическому идеалу. Тогда как в совершенно противоположной ситуации у него едва ли будет мотивация на профессиональный рост и самосовершенствование. Примером такой ситуации может быть педагогический коллектив, где преобладает


пренебрежительное отношение, постоянная критика, в том числе и безосновательная, скепсис, излишне строгие требования (или же наоборот, их отсутствие, попустительский стиль руководства), где творческое начало не только не поощряется, но и вовсе пресекается и подавляется.

Потому руководству образовательного заведения чрезвычайно важно создавать условия, в которых коллектив будет максимально способствовать самосовершенствованию, и такие условия откроют дорогу и для профессионального роста всех сотрудников. Это, несомненно, благоприятно скажется на работе всего заведения в целом. Каждый педагог в таком заведении должен иметь шанс на переживание успеха и поддержку его в этом переживании, так как это формирует веру в собственные способности и силы. Кроме того, он должен видеть, что его профессиональными качествами, его уровнем профессионального роста интересуются, что им уделяют внимание.

Что касается фактора свободного времени, то его роль сложно переоценить. Это время педагог может потратить на самообразование, на чтение различной литературы (как художественной, так и научной), на изучение периодических изданий (например, педагогических журналов), посещение выставок, театров, музеев, на просмотр различных обучающих и познавательных передач, фильмов. Все эти мероприятия позволяют не только отдохнуть, но и повысить свой уровень знаний и информированности по различным направлениям.

Процесс саморазвития неразрывно связан с процессом самопознания. Ему могут способствовать различные тренинги, а также прохождение курса психологии, что, несомненно, поможет не только для самопознания. Знание психологии будет способствовать лучшему построению взаимодействия с учащимися, а также разработке более эффективных методик преподавания, что напрямую способствует профессиональному росту. Кроме того, в процессе самопознания педагог может выявить свои различные особенности, связанные с характером, темпераментом, волевыми, мотивационными, эмоциональными и иными особенностями. Знание такого рода поможет

ему в дальнейшей работе корректировать используемые приёмы таким образом, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, по возможности исключить те области

активности, которые ему наименее комфортны и которые наименее эффективны для него. Таким образом, исключается лишняя трата сил на то, что не работает и неэффективно, а нерастраченные резервы можно использовать для других направлений работы (как над самим собой, так и с учащимися).


Также роль играет процесс самопрограммирования личности, который является своеобразным прогнозом возможностей по самосовершенствованию. То есть педагог создаёт некую программу самосовершенствования, на которую опирается в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Он разрабатывает своеобразные правила, которые постепенно трансформируются в принципы. Такими принципами, например, может быть обязательное исполнение данных обещаний или же

постоянная помощь всем, кому возможно, склонность всегда приходить вовремя, определённые требования к одежде и внешнему виду и так далее. Для кого-то подобные принципы будут заключаться в прямоте и честности, спокойствии и сдержанности, обдуманности действий, решительности и смелости, склонности анализировать свои действия и поступки и так далее. Такие принципы, прочно усваиваясь, помогают в дальнейшей работе и способствуют профессиональному росту, так как они в том числе и организуют деятельность, и направляют её.

Педагогу необходимо постоянно анализировать себя, свой опыт, свои сильные и слабые стороны, а также анализировать поступки других (в первую очередь – других педагогов), сравнивать их с собой и своими успехами и достижениями.

На основе такого рода самоанализа появляется возможность управлять своим психическим состоянием, саморегуляция. Педагог может научиться рефлексировать, контролировать себя, получать навыки по самовнушению, самоприказу, самооттвлечению. Это может способствовать (в ряде случаев) решению конфликтных ситуаций или даже их избеганию, а также сохранением «лица», имиджа, статуса. Например, в ситуации, когда учащиеся нарочно провоцируют педагога, ведут себя неподобающим образом и т.п. ему очень пригодится способность абстрагироваться от происходящего, сдерживать свои эмоции и так далее. С другой стороны, вспыльчивый педагог или педагог, которого легко вывести из себя, довести до слёз или до крика, едва ли сможет рассчитывать на карьерный рост и едва ли будет способен к росту профессиональному.

В конце концов, самосовершенствование позволяет овладеть особым педагогическим мышлением, а также умением действовать наиболее правильно и в зависимости от ситуации, которым в том числе способствуют развитие воображения, наблюдательности, внимательности и вообще творческого мышления. Педагог получает возможность свободно использовать педагогические факты, анализировать их и синтезировать, сравнивать различные педагогические явления между собой. Для этого, конечно, необходима способность классифицировать, находить причины, видеть следствия, выявлять мотивы учащихся, решать различного рода задачи. В процессе самосовершенствования можно получить все эти навыки или же развить их до желаемого уровня. Таким образом, повышается уровень мастерства педагога, уровень его компетентности, а это и есть профессиональный рост. И невозможно отрицать, что уровни личностного, интеллектуального, морального, социального развития не влияют на эффективность профессионально-педагогической деятельности.