Файл: Основы учебноисследовательской деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конечно, личность развивается во времени, и сложно её рассматривать вне зависимости от времени, однако это не главный и не единственный критерий её развития. Вторым критерием является сама профессионально-педагогическая деятельность, которая задаёт вектор развития личности и определяет его. Само же развитие личности педагога осуществляется постепенно и поступательно – по различным ступеням, степеням, стадиям, периодам.

Второй принцип – принцип самодеятельности. Он ориентирует личность педагога на раскрытие и реализацию педагогических творческих способностей в его профессиональной деятельности.

При помощи этого принципа можно наблюдать активность личности, прослеживать её творческих потенциал в отношении работы над собой. Он же позволяет оценить потребность педагога в саморазвитии и самореализации. Этот принцип тесно связан с наличием у педагога цели самосовершенствования, а также со смыслом и ценностью его педагогической деятельности, а также с реальной активностью личности, направленной на профессиональное и личностное самосовершенствование. Кроме того, этот же принцип отражает взаимосвязь субъективных действий учащихся и педагога в совместной творческой активности.

Третий немаловажный принцип – принцип рефлексивности. Он связан с соотношением внутреннего и внешнего опыта педагога, их взаимодействием. При этом важно учитывать, что невозможно обращаться к

своему внутреннему «Я» без изменения или прерывания внешней деятельности. Чтобы педагогическая деятельность оставалась целостной и систематизированной, необходимо организовать процесс рефлексии особым образом, перестраивать его. И этот принцип предполагает, что при подобной организации деятельности педагог будет сохранять свою активность в том числе и в процессе своего профессионального самосовершенствования. [15]

Разрабатывая наиболее оптимальные для себя способы профессиональной деятельности, педагогу удаётся уберечь себя от стихийных, фрагментарных и ситуативных видов активности, которые являются куда менее предпочтительными и продуктивными.

Учитывая все эти принципы, можно сделать процесс самосовершенствования более эффективным и целенаправленным.


Глава 2. Профессиональный рост педагога

1.1 Понятие профессионального роста


Профессиональным ростом называют рост профессиональных знаний, навыков и умений, а также признание профессиональным сообществом результатов труда человека и его авторитета в том или ином виде профессиональной деятельности.


Как правило, профессиональный рост начинается с правильного выбора профессии. Этот выбор в идеальном варианте должен быть продиктован собственными желаниями и мотивами, а не навязан другими людьми или сторонними обстоятельствами. Если профессия нелюбимая и неинтересная, но пользуется спросом и высокооплачиваемая; или, например, были ограничены возможности для получения высшего образования и пришлось выбирать хотя бы что-то, то при таких условиях профессиональный рост будет очень усложнён. Так как именно высокая заинтересованность личности в её профессии, мотивация на достижение в ней определённого уровня способствует развитию у личности навыков и умений, помогает получать новый опыт и новые знания.

Нередко происходит ошибка – понятие профессионального роста путают с карьерным ростом. Конечно, эти два понятия взаимосвязаны, но не во всех случаях. Во-первых, оба этих роста происходят в различных плоскостях. Рост профессиональный ориентирован на расширение профессиональной компетенции личности или же на углубление её знаний в одной узкой области профессии.

В отличие от профессионального, карьерный рост обычно направлен вверх и предполагает освоение личностью новых навыков и расширение её полномочий как сотрудника той или иной организации. Карьерный рост куда более заметен и, как правило, сопровождается повышением по должности, повышением зарплаты, улучшением социального статуса, получением различных привилегий. Профессиональный рост сравнительно менее
заметен, хотя и его можно обнаружить по более качественному и быстрому выполнению работы или же по возросшей востребованности его как специалиста по сравнению с его коллегами. Но как таковые критерии профессионального роста отсутствуют, его оценка достаточно субъективна, а критерии каждый определяет самостоятельно. [14, c. 336]

Для кого-то профессиональный рост состоит в получении возможности достигать целей с минимальными затратами времени, сил и иных ресурсов. Для других признаком профессионального роста является получение признания в профессиональных кругах и завоевание уважения, некоего статуса. Кому-то вообще главным признаком профессионального роста является повышение заработной платы или же повышение по службе. Именно поэтому каждая личность определяет критерии профессионального роста для себя, ориентируется на них, следует им. И периодический анализ этих критериев и своего собственного уровня профессионального развития позволяет определить, происходит ли профессиональное развитие, как оно происходит, насколько оно успешно и продуктивно.



Главное – не попустительствовать в процессе работы, не останавливаться на середине пути, не опускать руки и не бросать начатое дело. Как правило, не так уж сложно определить, идёт ли речь о профессиональном росте в той или иной ситуации или же нет.

Например, если профессиональная деятельность приносит удовольствие, если на неё всегда находятся и силы, и время, если постоянно хочется развиваться и улучшать свои навыки, то профессиональный рост определённо возможен. Дополнительными факторами является полезность этой деятельности не только для самой личности, но и для других людей, для общества в целом.

2.2 Этапы профессионального роста педагога


Каждый педагог, как и любой специалист и любой работник вообще, проходит определённые этапы в своём профессиональном росте.

Первый этап заключается в овладении профессией и адаптации. На этом этапе формируется мотивация на деятельность, происходит поиск смысла этой деятельности и овладение профессиональной ролью педагога. К концу этапа должна быть полностью сформирована мотивация на овладение профессиональной культурой и потребностями, а также осознание образа собственного «Я». Личность должна быть готова принимать личностные, социальные и, конечно же, профессиональные ценности.

Второй этап носит название «акме». Это этап профессиональной компетенции педагога, на котором систематизируется изучение внутренних и внешних условий профессионального и личностного развития педагога. Он овладевает целым набором профессиональных ролей, творчески переосмысливает свою профессиональную деятельность и самореализацию. Происходит оценка уже полученных профессиональных достижений. В качестве результата этого этапа выступают развитость профессионально-личностных качеств, осознание собственного долга и собственной ответственности в профессиональном взаимодействии, а также овладение различными продуктивными умениями и технологиями. Должна совершенствоваться профессиональная культура педагога, благодаря чему появляется возможность соотносить результат деятельности с заданной ранее целью. Это позволяет определить критерии эффективности личностного и профессионального развития.

На втором же этапе создаётся новый опыт, который направлен на обретение профессиональных смыслов деятельности. Ресурсы педагога актуализируются, его активность становится более системной, целостной. Происходит это через личность самого педагога, через педагогическое общение и педагогическую деятельность педагога.

Третий этап профессионального роста – это этап зрелости и самореализации. Этот этап характеризуется удовлетворённостью педагогической деятельностью и формированием профессиональной активностью педагога, и его устойчивостью к профессиональной деформации. В конце этого этапа должна сформироваться гармоничная, творческая личность, ориентированная на любовь к окружающему миру, добру, справедливости, правильности. Личность педагога на этом этапе должна творчески владеть системой операциональных действий, смыслов и значений. Кроме того, должен быть сформирован свой собственный, индивидуальный стиль преподавательской деятельности и должна в обязательном порядке присутствовать педагогическая рефлексия и саморефлексия. Ориентируясь на это, педагог должен испытывать потребность в поиске личного жизненного смысла, а также иметь сформированную систему ценностных ориентаций, нравственных норм, установок. Кроме того, педагог должен быть ориентирован и на поиск своего места в жизни и в профессиональной нише.

Четвёртый этап профессионального роста – стагнация. На этом этапе происходит спад активной педагогической практики при наличии высокого уровня творческих способностей и творческой активности. [8, c. 30-39]

В качестве результата снижается в том числе и мотивация в профессиональной деятельности. Профессиональные потребности сводятся к минимуму, а личностные, профессиональные и социальные ценности становятся устойчивыми и стабильными. При этом происходит постепенная утрата социальных и профессиональных смыслов педагогической деятельности.

Переход по вышеобозначенным этапам профессионального развития связан с изменением социальной ситуацией развития и ведущей деятельности. При каждом переходе происходит присвоение профессионального поведения и перестройка личности, её трансформация.

Меняется мотивация личности, способы самоконтроля и планирования деятельности. На фоне этого ожидаемым результатом является возникновение разного рода трудностей. Но одновременно возникают и новые пути профессионального развития, которые в том числе могут приводить и к профессиональной самореализации, а не только к её угасанию.

При анализе процесса профессионального роста важно учитывать также критерий эффективности труда, к которым относится скорость, экономичность, точность, а также внутренние критерии личности. Эти внутренние критерии отражают степень вовлечённости личности в выполнение поставленных перед ним задач, степень её профессионализма.


Профессионализм же представляет собой системное образование, которое состоит из мотивации профессионального самосовершенствования операционального и личностного ресурсов.

При этом стоит учитывать, что операциональный ресурс отвечает за исполнительную сторону работы педагога и осуществляется через сознание, профессиональное мышление, профессиональные способности. Этот ресурс состоит из ряда операций, которые объединяются в способы, а те, в свою очередь, формируют техники и подчиняет их методы и содержание поставленным перед педагогом целям. Сюда же относится профессиональная

обучаемость педагога, то есть его готовность к к овладению новыми проёмами, методиками, действиями.

Особую роль здесь играют педагогические технологии различной направленности. Они могут быть ориентированы, например, на способы адаптации личности к профессиональной деятельности, также на достижение ею определённого профессионального результата. Или же на модернизацию и усовершенствование форм обучения и методов и на диагностику операциональной и мотивационной сфер деятельности педагога.

Если говорить о задачах операциональной сферы, но они заключаются в выявлении профессиональных знаний и в психологическом оценивании деятельности педагога. При том стоит учитывать, что на последних этапах

профессионального роста возможно возникновение деятельности по шаблону, затруднённое восприятие новых технологий, новых методов педагогической работы. Творческая мотивация и желание учиться чему-то новому тоже снижаются. Идёт на спад самооценка профессиональных качеств и профессионального развития.

Что касается мотивационного ресурса, то к нему относится диагностика сферы самосовершенствования, оценка того, насколько педагог способен постоянно повышать свою квалификацию и профессиональную компетентность в рамках его специализации. При этом во внимание принимаются два направления. Во-первых, это узкие социальные мотивы, которые состоят из возможности получить одобрение от окружающих, завоевать авторитет, и стремления занять ту или иную позицию в отношениях с этими окружающими. Во-вторых, это широкие потребности педагога в общении, также стремление и потребность в удовлетворении от процесса эмоционального общения с окружающими.

На профессиональный рост педагога влияют в том числе и его мотивация на получение общественного признания и уважения, и социальные мотивы. Это формы взаимоотношения педагога с администрацией учебного заведения, с коллегами, с самими учащимися и их родителями. На этих взаимоотношениях в том числе основываются и самосовершенствование, и самовоспитание.