Файл: Основы учебноисследовательской деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ
Зачетное задание

по дисциплине: «Основы учебно-исследовательской деятельности»

Выполнила:

студентка 3курса гр. ДО_41 специальности «Дошкольное образование»

Кудрявцева Вера Федоровна

Омск – 2023
Содержание

2

Введение 3

Глава 1. Профессиональное самосовершенствование педагога 4

1.1 Понятие самосовершенствования 4

1.2 Профессиональное самосовершенствование педагога 5

1.3 Формы профессионального самосовершенствования 7

1.4 Принципы профессионального самосовершенствования 9

Глава 2. Профессиональный рост педагога 11

1.1 Понятие профессионального роста 11

2.2 Этапы профессионального роста педагога 13

Глава 3. Влияние самосовершенствования на профессиональный рост педагога 18

3.1 Самосовершенствование и профессиональный рост 18

Заключение 24

Список использованных источников и литературы 25


Введение

Педагог – это человек, который работает с информацией, помогает её усваивать, передаёт её. В том числе он работает с информацией самой новой и актуальной, потому ему постоянно необходимо совершенствовать свои знания, обновлять их. Если он не будет следить за новейшими течениями в обществе и науке, его работа не будет эффективной, а сам он, как специалист, будет терять свою ценность.

Кроме того, мир не стоит на месте. Не только обновляются знания по той или иной дисциплине, но и происходит развитие технологий. Компьютеры, Интернет, интерактивные доски, электронные учебники, всевозможные аппараты и программы… Педагог просто обязан быть в курсе такого рода изменений и идти с ними в ногу, уметь пользоваться всеми этими технологиями, а также уметь обучить пользоваться ими своих учеников.

Разумеется, личное самосовершенствование тоже не остаётся в стороне. Педагог должен в том числе работать и над собой, оттачивать знания как по преподаваемой дисциплине, так и психологические навыки, навыки коммуникации и интерактивного взаимодействия.

Педагог, который стремится к совершенствованию своих знаний и навыков, всегда будет пользоваться большим спросом по сравнению с тем, кто стоит на месте и не развивается.


Цель данной работы – изучить роль самосовершенствования в профессиональном росте педагога.

Задачи:

  1. Изучить особенности процесса самосовершенствования.

  2. Проанализировать понятие профессионального роста и разобрать его основные этапы.

  3. Определить значение самосовершенствования в профессиональном росте.



Глава 1. Профессиональное самосовершенствование педагога

1.1 Понятие самосовершенствования


Самосовершенствование также называют работой над собой, то есть осознанное развитие у себя тех или иных навыков и качеств (как правило, нужных и полезных), на основе которых происходит усвоение новых ролей. Такое развитие в обязательном порядке управляется самой личностью и преследует субъективные интересы и цели.

Самосовершенствование обычно является своеобразным ответом на требования среды, общества, а также проверкой возможностей самого человека, расширением их горизонтов.

Можно выделить разные направления самосовершенствования: умственное, нравственное, эстетическое, физическое и профессиональное.

Умственное самосовершенствование состоит в постоянной тренировке умственных способностей. Это освоение новых областей знаний, языков или же просто регулярное решение задач, оттачивающих остроту ума. Кроме того, к умственному самосовершенствованию относятся различные приёмы по улучшению памяти и внимания.

Нравственное самосовершенствование – это работа над способностью отделять плохое от хорошего, правильного от неправильного. Можно сказать, что это воспитание, которое помогает личности стать более гибкой, проще принимать различные взгляды на мир, проще адаптироваться. Частично нравственное самосовершенствование связано с самопознанием и самопринятием и даже с психоанализом, так как именно они помогают самосовершенствоваться в нравственном ключе.

Эстетическое самосовершенствование – это развитие духовного начала личности, умения видеть прекрасное, наслаждаться различными произведениями искусства, чувствовать красоту.

Физическое самосовершенствование заключается в поддержании себя в тонусе и хорошей физической форме, регулярные физические нагрузки, тренировки, занятия спортом и прочее.

И наконец профессиональное самосовершенствование. Это, в первую очередь, углубление своих профессиональных знаний, получение новых навыков или совершенствование старых, связанных с профессиональной деятельностью. Этот вид в зависимости от рода деятельности может включать в себя и некоторые из вышеобозначенных видов, все они являются частью одного целого, единого механизма самосовершенствования.



1.2 Профессиональное самосовершенствование педагога


В настоящее время профессиональное самосовершенствование педагога воспринимается как обязательный элемент профессиональной деятельности и вообще подготовки. Иными словами, тот, кто не уделяет должного внимания профессиональному самосовершенствованию, не может считаться в полной мере профессиональным педагогом.

Педагог должен в ходе своего взаимодействия с социальной средой определить, какие именно качества и умения ему необходимо развить или улучшить, и на основе этого должен испытывать потребность в их развитии. Такого рода развитие и улучшение поможет ему быть успешным профессионалом в своём деле, повысить его компетентность, соответствовать тем условиям, что предъявляет ему общество.

Изучением данного направления деятельности занимается такая наука, как педагогическая акмеология. Она ищет поиск закономерностей развития и самосовершенствования личности педагога, её самокоррекции, самоорганизации, самореализации, самообразования. Она же изучает условия достижения педагогом профессиональных высот, способы и закономерности достижения высокого уровня профессионализма. [4, c. 650]

Под профессионализмом педагога понимается устойчивая совокупность его личностных свойств, которая позволяет обеспечивать высокую эффективность его педагогической деятельности, и гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся. Эта гуманистическая ориентация проявляет себя во время преподавания отдельных учебных дисциплин, а также в выборе педагогом приёмов и методов преподавания с учётом ценностей и мотивов учеников, а также в их подготовке к непрерывному образованию и самообразованию.

В профессиональном самосовершенствовании педагогу важно осознать собственную профессиональную роль, осмыслить все возможные решения и их последствия, прогнозировать собственные перспективы как специалиста, а также быть готовым (и способным, что немаловажно) к самоконтролю и непрерывному саморазвитию. При этом, безусловно, педагог может столкнуться с рядом трудностей, такими как необходимость в преодолении внутренних противоречий между своим реальным уровнем профессиональных знаний и умений и воображаемым, желаемым уровнем, который является своеобразным идеалом. Он должен быть готов постоянно, целенаправленно и осознанно искать новые способы совершенствования и роста, анализировать собственные успехи, развивать свой уровень рефлексии.


В процессе самосовершенствования педагогу необходимо ориентироваться на требования профессии к его личности, а также на требования общества. И он обязательно должен учитывать, что уровень требований должен быть выше его текущих умений и навыков, однако этот разрыв не должен быть чрезмерным и недостижимым. При таком соотношении уровней будет возникать то самое противоречие между реальным и идеальным, будет основание для работы над собой, и эта работа сможет принести ощутимый результат. [9, c. 202]

Немаловажным является и то, как сам педагог относится к этим требованиям, как оценивает своё собственное состояние и свои качества, как он определяет, над каким направлением необходимо работать в первую очередь, чему уделять внимание.

1.3 Формы профессионального самосовершенствования


Можно выделить две формы профессионального самосовершенствования педагога, которые взаимосвязаны между собой. Это самообразование и самовоспитание. Эти формы тесно взаимосвязаны и во многом взаимодополняют друг друга, влияют друг на друга и на сам процесс самосовершенствования личности. Хотя, безусловно, эти два процесса самостоятельны и могут существовать и независимо друг от друга.

Профессиональное самообразование – это познавательная деятельность педагога, связанная с овладением общечеловеческим опытом, профессиональными навыками и умениями, специальными и методологическими знаниями, которые так нужны для совершенствования процесса преподавания. Такая деятельность осуществляется определённым образом по заранее заданному сценарию и является целенаправленной.

Как правило, при самообразовании педагог приобретает знания при помощи самостоятельных занятий, самостоятельного обучения. Но нередко с самообразованием связывают также самосозидание, самосоздание, самостроительство личности, которые осуществляются через самостоятельное приобщение к культуре, самопросвещение. Через самообразование личность открывает для себя возможности для самоопределения и самосовершенствование, формируя свой идеальный образ, который и направляет её, помогает развиваться, двигаться к лучшему.

Именно поэтому ошибочно понимать самообразование как простой сбор информации и её усваивание. Это понятие куда шире, чем простое накопление сведений по той или иной дисциплине. Нужно ещё и себя
понимать, и других людей, осознавать, зачем вообще живёшь, чувствовать свою ответственность перед обществом и так далее. [6]


А. Дистервег считал, что педагог способен обучать кого-либо лишь до тех пор, пока работает над собой, над своим образованием и воспитанием. Если же он стоит на месте, не учится, не изучает новое, не ведёт постоянное наблюдение за научными открытиями в своей профессиональной области, не использует их, то едва ли он сможет что-то дать своим ученикам. Более того, он будет тянуть назад и их, и всё учебное заведение,

затруднять решение учебных задач. [5]

Это вполне оправданно, ведь, как сказал академик Д.С. Лихачёв, знания непрерывно растут и усложняются.

Что касается самовоспитания, то оно является сознательной активностью педагога, направленной на систематическое устранение у себя негативных качеств и развитие положительных. [18, c. 1949]

При этом работа осуществляется по трём основным направлениям. Во-первых, это адаптация неповторимых индивидуальных особенностей личности к требованиям деятельности педагога. Во-вторых, постоянное повышение профессиональной компетентности. В-третьих, это непрерывное развитие и совершенствование социально-нравственных свойств личности. [12, c. 389]

Таким образом, деятельность педагога во многом направлена на самосовершенствование. Однако это не означает, что любая его деятельность будет самосовершенствованием. Именно поэтому в деятельности выделяют два аспекта – адаптивную деятельность и творческую деятельность. И именно творческая деятельность приводит к самосовершенствованию, так как она позволяет личности пробовать собственные силы, развивать их, выходя за рамки стереотипов, выводить свою профессиональную деятельность на новый уровень. Тогда как адаптивная деятельность обеспечивает лишь знакомство и присвоение уже существующих знаний, умений, навыков и подходов, которые берутся из арсенала профессии, то есть являются уже готовыми. [11, c. 3-9]

1.4 Принципы профессионального самосовершенствования


Профессиональное самосовершенствование педагога осуществляется на основе ряда принципов.

Первый принцип – это принцип развития. Он заключается во взаимосвязи развития личности в процессе онтогенеза и в её постоянном самообразовании. Кроме того, он учитывает уровень развития и зрелости личности педагога и их зависимость от уровня самовоспитания и самообразования. Этот принцип позволяет анализировать и объяснять изменения, которые происходят с личностью, он же является одной из главных ценностей личности, её целью. Определяет этот принцип смысл всей жизни личности.