Файл: Бакалаврская работа Экономикостатистический анализ отраслевой организации рынков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Организация учета продаж автомобилей.
Глава 1. Методология исследования.
Производственные результаты российской автомобильной промышленности.
Динамика и структура продаж автомобилей в России.
Уровень автомобилизации в России.
Структура российского автопарка.
Взаимосвязь уровня доходов и автомобилизации.
Классификация стран по уровню доходов и автомобилизации.
Расчет количества зарегистрированных в течение одного года легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан в Российской Федерации, производится в следующем порядке:
1. По данным ГАИ МВД России (ведомственная ф. № 555, раздел 3 "Сведения о работе госавтоинспекции") определяется увеличение (прирост) за отчетный год парка легковых автомобилей как разность между наличием легковых автомобилей на конец отчетного года и на конец года, предшествующего отчетному.
2. Данные о количестве вновь зарегистрированных в стране легковых автомобилей в собственности граждан получают расчетно по следующей схеме:
2.1. Определяется коэффициент выбытия (К выб) всех автомобилей в собственности граждан за предыдущий год по формуле:
Количество выбывших (списанных) автомобилей всех видов
К выб. = -------------------------------------------------------------------------------
Количество автомобилей всех типов на начало отчетного года
2.2. Учитывая, что в общем количестве автомобилей в собственности граждан на легковые приходится около 95%, этот коэффициент можно использовать для расчета количества списанных легковых автомобилей в собственности граждан за отчетный год:
Количество списанных легковых автомобилей =
= Количество легковых автомобилей на начало отчетного года *Квыб.
2.3. Количество вновь зарегистрированных легковых автомобилей в собственности граждан за отчетный год определяется следующим образом:
количество легковых автомобилей на конец отчетного периода - количество легковых автомобилей на начало отчетного года + количество списанных легковых автомобилей за отчетный год.
3. После проведения досчетов продаж перечисленных товаров производится корректировка товарной структуры объема розничного товарооборота. Корректировка осуществляется путем оценки уточненного объема продажи каждого товара по средним фактическим розничным ценам за отчетный период (по данным формы N 3-торг "Сведения о продаже и запасах основных товаров") и уточнения исходя из перечисленной стоимости доли данной товарной группы в общем объеме товарооборота.
Таким образом, объем продажи автомобилей, как товаров длительного пользования на региональном уровне в целом за год определяется поэтапно:
1) На первом этапе формируются официально учтенные объемы продажи по данным статистического наблюдения (ф. № 1-торг покрупным и средним
, № МП-торг - по малым предприятиям торговли в 1997 г. и ф. № П-1 - в 1998 г., Б-1 и Б-2 - по вещевым, смешанным и продовольственным рынкам), которые передаются на федеральный уровень в установленном порядке;
2) На втором этапе объемы продажи отдельных предметов длительного пользования, рассчитанные на федеральном уровне и включающие неформальное производство и импорт, распределяются по субъектам Российской Федерации. Распределение производится пропорционально официально учтенным объемам продажи (в порядке, приведенном по алкогольной продукции). Распределенные объемы, учитывающие неформальное производство и ввоз в регион, доводятся до территориальных органов государственной статистики. До территориальных органов государственной статистики доводятся также средние по Российской Федерации коэффициенты досчетаобъемов продажи по сравнению с данными домашних хозяйств;
3) На третьем этапе территориальные органы государственной статистики рассчитывают объемы продажи отдельных товаров непосредственно на региональном уровне по данным обследования домашних хозяйств и последующего умножения полученных объемов на соответствующие средние по России коэффициенты досчета и сопоставляют как эти данные, так и данные расчета на федеральном уровне с динамикой показателя по региону. 4) После проведения такого анализа утверждается окончательный объем продажи.
Глава 1. Методология исследования.
Анализ временных рядов.
Анализ автомобильного рынка в данной работе основывается на показателях динамики, структуры, а также на некоторых абсолютных показателях и удельных величин (уровень автомобилизации).
Анализ рядов динамики.
Анализ отраслевой организации рынка в данной работе включает в себя анализ временных рядов. Анализ рядов динамики начинается с вычисления характеристик интенсивности изменения временного ряда: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста.
Абсолютный прирост ( ) равен разности двух сравниваемых уровней.
Темп роста (Т) характеризует отношение двух сравниваемых уровней ряда, выраженное в процентах.
Темп прироста характеризует абсолютный прирост в относительных величинах. Выраженный в процентах темп прироста показывает на сколько процентов изменился оцениваемый уровень по отношению к уровню, взятому за базу сравнения.
Характеристики интенсивности изменения временного ряда могут быть считаны в виде цепных показателей (сравнение проводится с предыдущим периодом или моментом времени) и базисных показателей (сравнение проводится с периодом времени, начальным в ряду динамики).
Таблица4.
Основныепоказателидинамики.
| Прирост | Темпроста | Темпприроста |
Цепной | ∆уt=yt-yt-1 | T1=yt/yt-1*100% | Kt=Tt-100% |
Базисный | ∆убt=yt-yб | Тб1=yt/yб*100% | Kбt=Tбt-100% |
Средний | | | |
Более сложные модели для анализа временных рядов основаны на скользящей средней. Скользящая средняя может быть использована для сглаживания временного ряда с целью выделения тренда. Простая
скользящая средняя определяется по формуле:
где уi- фактическое значение i-го уровня, 2k+1 –длина интерваласглаживания
Если для процесса характерно нелинейное развитие, то простая скользящая средняя может привести к существенным искажениям. В таких случаях целесообразно использовать взвешенную скользящую среднюю. Использование взвешенной скользящей средней подразумевает замену на каждом активном участке центрального уровня на расчетное значение, имеющее вид:
г де wi –весовые коэффициенты, определяемые по МНК.
При сглаживании по взвешенной скользящей средней используют полиномы 2-ого и 3-го порядков.
Э кспоненциальное сглаживание (экспоненциальное взвешенное скользящее среднее) подразумевает использование рекуррентной формулы: где Si–значение экспоненциальной средней в моментt, α–параметр сглаживания, 0<α <1, β=1- α.
Анализ рыночных структур.
Концентрация производителей в отрасли
В анализе отраслевой организации рынка особое значение имеет концентрация. Уровень концентрации оказывает существенное влияние на поведение агентов.
Рыночная концентрация – плотность распределения рыночных структур и совокупность удельных весов агентов рынка по объемам предложения и спроса.
Показатели концентрации, как правило, зависят от 2 факторов: числа продавцов, доли продавцов в отраслевой продаже готовой продукции.. С помощью показателей рыночной концентрации можно определить долю крупных фирм на рынке и оценить их объем продаж. Очевидно, что чем меньше продавцов представлено на рынке какой-либо продукции, тем выше уровень концентрации. В то же время, при равном числе фирм уровень концентрации выше, где больше неравномерность распределения долей продаж
Если на рынке присутствует множество фирм с равными долями, то такой рынок можно считать совершенно конкурентным.
Основные показатели уровня концентрации отраслевых рынков.
-
Индексконцентрации (коэффициентконцентрации)
, Q- объем реализации товара на данном отраслевом рынке i-ой фирмой; – общий объем реализации товара на данном отраслевом рынке.
Индекс концентрации может принимать значения в интервале от 0 (для совершенно конкурентного рынка до 1 (для монополии). Соответственно, чем больше значение индекса для заданного числа фирм (необязательно рассматривать все фирмы, достаточно крупнейших), тем менее конкурентен рынок. Основной недостаток - зависимость от числа крупнейших фирм, выбранных для исследования.
-
ИндексХерфиндаля-Хиршмана
Данный индекс используется Антимонопольным комитетом США для характеристики рыночной структуры отраслей. При вычислении индекса учитываются доли всех фирм, преждставленных на рынке.
, 0
Также как и для индекса концентрации, чем меньше значение индекса Херфиндаля-Хиршмана, тем более конкурентен рынок. Индекс Херфиндаля-Хиршмана чувствителен к изменению долей фирм, что способствует его объективности. Антимонопольный комитет США разработал классификацию рынков по степени концентрации на основе значений индекса Херфиналя-Хиршмана. Согласноэтойклассификации:
Таблица 5.
Классификация рынков на базе HHI.
ЗначениеиндексаHHI | Характеристикарынка |
HHI<=0,1 | низкоконцентрированный |
0,1 | умеренноконцентрированный |
HHI>0,18 | высококонцентрированный |
-
ИндексХанна-Кея