Файл: 1. Теоретические положения политики Китая в Арктике в 21 веке 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





1.2 Цели и задачи политики Китая в Арктике


Арктика, которая к середине XXI века станет одним из основных источников углеводородов и важнейшим транзитным узлом планеты, привлекает повышенное внимание многих стран, как арктических, так и неарктических. Не является исключением и бы-строразвивающийся Китай, которому все больше и больше требуется энергоресурсов. Включившись в «арктическую гонку», Китай разрабатывает свою стратегию, состоящую из нескольких направлений:

1. Изучение, геологоразведка и технологии промышленного освоения природных ресурсов Арктики; 2. Освоение Северного морского пути и увеличение транспортных перевозок в арктическом регионе. Северный морской путь— транспортная магистраль мирового значения, ее роль в XXI веке резко возрастает. 3. Полярные исследования внутри Китая и через арктические экспедиции. Их цель — изучение арктической морской среды и ее влияние на мировой климат и климат КНР. Изучение морских ресурсов и атмосферы Арктики; 4. Участие в международных научно-экспериментальных дискуссиях по проблемам Арктики; 5. Международно-правовая деятельность по уточнению и институализации юридического статуса Арктики; 6. Дипломатические и внешнеполитические усилия Китая по продвижению своих интересов в Арктике; 7. Опыт и проблемы сотрудничества Китая с арктическими и неарктическими странами в освоении этого континента.5 Более подробно раскроем эти направления арктической стратегии Пекина, делая упор на анализ реальных и мнимых амбиций Поднебесной в этом регионе. Первое. Экономический и, прежде всего энергетический, интерес является приоритетным в арктический стратегии Китая. Это положение является ключевым во всех последних документах ЦК КПК и Госсовета КНР. Оно нашло отражение в материалах XVIII и XIX съездов КПК, а также в инициативах «ЭПШП», «Морской шелковый путь». Повышенный интерес Китая к углеводородным запасам Арктики отмечают российские, западные и китайские ученые. Арктика рассматривается экспертным сообществом как последняя мировая кладовая сырья, содержащая, по прогнозным оценкам, около 25 % планетарного запаса углеводородов и огромное количество других полезных ископаемых. Причем потенциальные запасы нефти по американским данным составляют 90 млрд баррелей, газа — 47,3 трлн куб. м, газового конденсата — 44 млрд баррелей. Вместе с тем многие ученые сегодня оперируют более точными данными о запасах арктических углеводородов. Российский исследователь М. Ильинский, например, называет более скромные цифры, которые примерно в 2 раза меньше, чем американские. А согласно данным журнала Science подо льдами Арктики залегает около 83
млрд баррелей нефти, что составляет примерно 13 % от мировых неразведанных запасов, а природного газа в Арктике — около 1 550 трлн куб. м.1 Интерес Китая вызывают и огромные биологические ресурсы Арктики, которые способны принести такой же огромный доход, как нефть и газ2. Морская фауна Северного Ледовитого океана весьма разнообразна, является распространением множества уникальных видов рыб, более 150 видов животных, среди которых наиболее редкими считаются белый медведь, морж, нарвал, белуха и др. Второе. Повышенный интерес Китая вызывают логистически-транспортные возможности Арктики. Северный морской путь стимулирует арктический экономический рост, так как сокращают время транзита между Востоком и Западом до 40 %, а также уменьшает расход топлива и выбросы углерода. За последние годы арктические морские пути уже испытали существенное увеличение трафика движения судов. Трафик Северного морского пути переживает рост в 53 %. Эта тенденция сохранится, так как арктические государства и коммерческие компании продолжают спонсировать арктическое судоходство и строительство ледоколов. Северный Ледовитый океан и воздушное пространство над ним представляют собой уникальное коммуникационное поле, способное связать практически все наиболее развитые и динамичные регионы нашей планеты, что является принципиально важным для современной интенсивно развивающейся экономики Китая, чьи интересы носят глобальный характер. Северный морской путь (СМП) — транспортная магистраль имеет не только уникальное региональное, но и мировое значение, он связывает самым коротким путем Китай с развитыми странами Европы и Северной Америки. По прогнозам к 2030 г. Арктика может оказаться практически свободной ото льдов, в результате чего станет возможным круглогодичное использование арктических транспортных путей. Уже сегодня китайские товары начали перевозиться по Северному морскому пути. Так в конце лета 2013 г. началась китайская навигация по СМП. Первый китайский коммерческий контейнеровоз Yong Sheng из Шанхая прибыл в Роттердам в сентябре 2013 г.3 За 6 лет уже сотни китайских контейнеровозов и танкеров прошли по СМП и объем перевозок по этому маршруту из года в год возрастает.6 Осваивая СМП, руководство КНР учитывает следующие преимущества этого маршрута: 1. Экономичность этого маршрута, его меньшая протяженность в сравнении с традиционными южными маршрутами: расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Йокогаму (Япония)

через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, а Северным морским путем—только 5 770 морских миль, т.е. почти в 2 раза меньше. В пользу СМП свидетельствует и перегруженность в Суэцком и Панамском каналах, что напрямую угрожает безопасности межконтинентального судоходства и повышает себестоимость международной торговли. Сохраняется и проблема пиратства в Персидском заливе, Ормузском проливе, Южно-Китайском море и Малаккском проливе.

Успешное освоение Арктики Китаем требует современного флота (ледоколы, различные суда ледового класса и т.д.). Таких современных плавательных средств в стране пока нет. В наличии всего лишь один ледокол «Сюэхун» (Снежный дракон), построенный на Украине. В настоящее время Госсоветом КНР разрабатывается и реализуется программа строительства собственных ледоколов и покупка их зарубежом. В этом вопросе китайские судостроители успешно сотрудничают с финской компанией «Акег Arctic Technology». Проявляется интерес к судостроению Российской Федерации, где накоплен хороший опыт создания ледоколов. Вкладывая большие инвестиции для строительства ледоколов, Китай фактически создает сегодня свой современный арктический флот. В планах Пекина и строительство атомного ледокола. Согласно китайским прогнозам, к 2020 г. по СМП пойдет от 5 до 15 % китайского внешнеторгового грузопотока, в основном в виде контейнерных перевозок. По оценке экспертов, один «северный» рейс контейнеровоза или сухогруза может сэкономить от 0,5 до 3,5 млн долл. Для КНР данный вопрос крайне важен: экономика этой крупнейшей страны-экспортера на 46 % зависит от международного судоходства. 7 Представитель Дальяньского морского университета Ли Чжэнфу довольно точно выразил мнение китайских экспертов, которые считают, что тот, кто получит в XXI веке контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики. Освобождение Арктического региона ото льда придает импульс судоходству КНР по пути в Европу. Поэтому помимо собственной базы Пекин арендует у КНДР два порта — Чонгкинг и Райан. Китай также надеется на расширение транспортного сотрудничества с РФ по использованию портов Дальнего Востока и переходов Приморье-1, Приморье-2 и При-морье-3 в рамках проекта «Морской Шелковый путь». 2. Четвертое. В Китае учитывают и то, что Арктика играет особую роль в глобальных процессах определяющих климат нашей планеты, значит и климат КНР. Северный Ледовитый воды в Мировом океане и движение воздушных масс. Климатические изменения, вызванные таянием арктических льдов, повлекли за собой экстремальные климатические трансформации в самом Китае, что отрицательно сказывается на сельском хозяйстве во многих частях страны, обостряет продовольственную проблему. В КНР
усиливаются наводнения в прибрежных городах, участились заморозки в ряде мест. Для исследования «кухни погоды», как называют Арктику, китайское правительство разработало комплексную программу в составе проекта «Арктическая экспедиция». Согласно этого проекта ежегодно отправляются экспедиции в Арктику, расширяется состав полярных станций и строятся новые. Самая крупная из этих станций Хуанхэ находится на архипелаге Шпицберген. Исследования климата Арктики осуществляются вместе с норвежскими, датскими, исландскими и российскими учеными. По оценке российских и иностранных экспертов, на данный момент КНР из неарктических стран располагает самой активной и дифференцированной научно-исследовательской программой по изучению Арктики. Глубокие исследования ведутся по океанографии, арктической биологии, геологоразведке в полярных широтах, глубинному бурению на арктическом континентальном шельфе и по другим направлениям. Пятое. Еще одним направлением стратегии Китая в Арктике является активное участие Пекина в различных международных научно-экспертных дискуссиях по проблемам Арктики. Это различные форумы, советы, конференции, симпозиумы и т.п., на которых Китай апробирует свою арктическую стратегию, знакомит мировую общественность со своими арктическими программами. Это — Международный научный арктический комитет, в котором Китай состоит с 1996 г., Тихоокеанская арктическая группа (Pacific Arctic Group); Ny-Alesund Science Managers Committee (NySMAC); Арктический сектор и другие площадки. Помимо изучения проблем климата на этих форумах китайские ученые обсуждают и проблемы охраны окружающей среды. Как известно, эта глобальная проблема, как нигде остро, стоит в самом Китае, и китайские ученые вместе с учеными из других стран пытаются выработать научные рекомендации по защите северной природы, созданию безопасных условий, в том числе по техническому оснащению судоходства в акватории Северного Ледовитого океана и т.д. 8 Шестое. Важнейшей задачей в арктической гонке правительство Китая считает международно-правовую деятельность по уточнению и институциализации юридического статуса Арктики. В этом вопросе Китай основывается на положениях Конвенции по морскому праву 1982 г., где закреплен статус общего наследия человечества за Мировым океаном, что дает основания китайской стороне настаивать на расширительном толковании данного положения. Кроме того, в этих вопросах КНР ссылается на Договор по Антарктике, считая, что полярные зоны должны находиться в одинаковом международно-правовом статусе. Свою позицию Пекин отстаивает, опираясь, прежде всего на международное право. Активная политика Пекина в отношении Арктики усилилась после 2013 г., когда Китай был принят в Арктический Совет в качестве наблюдателя. С этого момента авторитет КНР в решении арктических проблем заметно вырос. Пекин активно стал убеждать мировое сообщество, что
политика арктических государств, стремящихся поделить Арктику между собой, является недальновидной и дестабилизирующей ситуацию в регионе. Совместное изучение вопросов использования Северного морского пути между Китаем и другими мировыми державами может привести к их длительному международному сотрудничеству. При этом в Пекине полагают, что по своему географическому положению КНР находится к Арктике ближе, чем остальные неарктические страны. И это дает ему право активно заниматься освоением северных морских путей, которые приведут к резкому росту экономики КНР. Китайское руководство придерживается позиции расширения прав неарктических государств на участие в арктических делах. Не имея прямых инструментов воздействия на арктическую повестку, Китай пытается реализовать арктические интересы путем «проталкивания» (push-in): активного лоббирования своих интересов и прав в Арктическом совете, выгодных договоренностей в рамках двусторонних отношений, а также специфической риторики, основанной на продвижении понятия «около-арктических (jinbeiji) государств» для обоснования притязаний КНР на участие в арктических делах. 9 Вместе с тем некоторые китайские эксперты считают, что статус «неарктического государства» или «около-акрктического государства» не может удовлетворить потребности Китая в реализации национальных интересов в Арктике, а более адекватным и рациональным является восприятие Китая в качестве одного из стейхолдеров, заинтересованных сторон арктической политики. По оценке специалистов, дискуссия по проблемам юридического статуса Китая в Арктике находится только на начальной стадии и в дальнейшем может вылиться в более жесткие споры ученых и экспертов, которые могут оказать влияние и на официальную позицию Пекина в этом вопросе. К сказанному следует добавить, что процесс формирования арктической политики Китая происходит в условиях конфликта позиций экспертов из различных регионов КНР. Проявляется региональная специфика вну-трикитайского дискурса, наличие мнений, вступающих в конфликт с официальной позицией руководства страны. Наиболее близкой риторике руководства КНР является позиция ученых Пекина, главным образом из АОН КНР и Дипломатической Академии. В то же время ряд экспертов из Шанхая, северных и прибрежных провинций предлагает собственные варианты развития международных отношений в Арктике и адекватной арктической политики Китая. Некоторые из этих ученых выступают с радикальными рассуждениями, идущими вразрез мирным заявлениям первых лиц государства. Замечено, что оценки экспертов хотя и не комментируются руководством страны, но находят понимание. Это проявляется в конкретной арктической политике правительства. В 2010 г. Госсоветом КНР была запущена программа по анализу индикаторов развития Арктики и роли Китая в данном регионе, а в последующие годы — программы по арктической геополитике (2011—2015 гг.) и исследованию политико-экономико-правовых аспектов судоходства в Арктике (2012—2015 гг.). На XVIII съезде КПК Китай провозгласил себя великой морской державой и на программы освоения новых морских путей и акваторий стал выделять огромные средства. Курс на интенсивное освоение Арктики был подтвержден в решениях XIX съезда КПК.