Файл: Протокол 2 от 30. 08. 2022 года Утверждена Приказ 5729 от 01. 09. 20022 г. Директор Т. А. Архипова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Подрезчиха

Белохолуницкого района Кировской области


Принята

на педагогическом совете школы

Протокол № 2 от 30.08.2022 года


Утверждена

Приказ №57/29 от 01.09.20022 г. Директор ____________ Т.А. Архипова




Рабочая программа кружка

по дополнительному образованию

«Зелёная лаборатория»

Автор:

Гонцова Лидия Валентиновна

учитель географии и биологии

Подрезчиха 2022




Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Она способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к новому виду деятельности, желанию активно в нем участвовать, в продуктивном умении самостоятельно организовать своё свободное время.

Актуальность программы. В современном обществе в воспитании обучающихся акцент делается на формирование личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, сотрудничать. Приобретению обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности способствует учебно-исследовательская деятельность. Ученическое исследование по экологии, биологии способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  3. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;

  4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Адресат программы: обучающиеся 11-13 лет, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. Состав группы от 7 до10 обучающихся.

Режим занятий: занятия проводятся на группу 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность 1 часа занятия – 40 минут.

Объем и срок освоения программы:


Всего 34 час

Формы обучения: очная, аудиторная, внеаудиторная в условиях живой природы, групповая, индивидуально-групповая.
Цель данного курса:

- формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности и умений, связанных с выполнением учебного исследования.

Задачи:

-  развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;

-  формировать знания и умения о методах научного познания природы;

-  формировать бережное и грамотное отношение к растительному миру;

- учиться наблюдать, описывать и анализировать полученные результаты;

- формировать УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся умению полно и точно выражать мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Программа органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин.



Материал курса подобран с учетом возраста и интересов учащихся и выстраивается на основе деятельностного подхода.

Программа рассчитана на 34 час.
Условия реализации программы

Для реализации программы используется кабинет химии, физики, биологии.

Программу реализует учитель биологии

Санитарное и техническое состояние кабинета соответствует санитарным нормам и правилам техники безопасности.

Материально-техническое обеспечение:

ноутбук Rikor модель R-N-H-CPU-D-M-PSU-C 2 штуки, микроскоп цифровой , набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям ООО КТРУ 32.99.53.130-0000047-3 штуки, проектор ASER, химические препараты, лабораторное оборудование (посуда, реактивы, тест-комплекты, тест-системы, реактивы)
Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Системно деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает:

  • определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и метапредметным.

Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Личностные результаты представляют собой освоенные личностные УУД.

Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты:

  • В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия для формирования:

  • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений);

  • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации.

  • В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа способствует:

  • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной


компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.

  • Приоритетное внимание уделяется познавательным универсальным учебным действиям:

  • практическому освоению обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности;

  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково- символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

  • В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

  • В сфере развития планируемых воспитательных результатов курса:

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о биологических технологиях, о значение биологии в современном мире, различных техниках, использующих достижения биологии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы, осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.

Третий уровень результатов - получение школьниками
опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.

Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчѐта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек.

Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность.

Формы аттестации/контроля


Входящийконтроль:определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, тестов.

Промежуточныйконтроль:коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговыйконтроль:презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.

Формы проверки усвоения знаний

Портфолио, презентации, отчеты исследовательской деятельности; Возможно участие в конкурсах исследовательских работ; Презентация итогов работы.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.