Файл: Протокол 2 от 30. 08. 2022 года Утверждена Приказ 5729 от 01. 09. 20022 г. Директор Т. А. Архипова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Подрезчиха
Белохолуницкого района Кировской области
Принята на педагогическом совете школы Протокол № 2 от 30.08.2022 года | Утверждена Приказ №57/29 от 01.09.20022 г. Директор ____________ Т.А. Архипова |
Рабочая программа кружка
по дополнительному образованию
«Зелёная лаборатория»
Автор:
Гонцова Лидия Валентиновна
учитель географии и биологии
Подрезчиха 2022
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Она способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к новому виду деятельности, желанию активно в нем участвовать, в продуктивном умении самостоятельно организовать своё свободное время.
Актуальность программы. В современном обществе в воспитании обучающихся акцент делается на формирование личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, сотрудничать. Приобретению обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности способствует учебно-исследовательская деятельность. Ученическое исследование по экологии, биологии способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -
СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41; -
Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Адресат программы: обучающиеся 11-13 лет, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. Состав группы от 7 до10 обучающихся.
Режим занятий: занятия проводятся на группу 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность 1 часа занятия – 40 минут.
Объем и срок освоения программы:
Всего – 34 час
Формы обучения: очная, аудиторная, внеаудиторная в условиях живой природы, групповая, индивидуально-групповая.
Цель данного курса:
- формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности и умений, связанных с выполнением учебного исследования.
Задачи:
- развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;
- формировать знания и умения о методах научного познания природы;
- формировать бережное и грамотное отношение к растительному миру;
- учиться наблюдать, описывать и анализировать полученные результаты;
- формировать УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся умению полно и точно выражать мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Программа органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объёмом знаний о живой природе, тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных дисциплин.
Материал курса подобран с учетом возраста и интересов учащихся и выстраивается на основе деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 34 час.
Условия реализации программы
Для реализации программы используется кабинет химии, физики, биологии.
Программу реализует учитель биологии
Санитарное и техническое состояние кабинета соответствует санитарным нормам и правилам техники безопасности.
Материально-техническое обеспечение:
ноутбук Rikor модель R-N-H-CPU-D-M-PSU-C 2 штуки, микроскоп цифровой , набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям ООО КТРУ 32.99.53.130-0000047-3 штуки, проектор ASER, химические препараты, лабораторное оборудование (посуда, реактивы, тест-комплекты, тест-системы, реактивы)
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает:
-
определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и метапредметным.
Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Личностные результаты представляют собой освоенные личностные УУД.
Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты:
-
В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия для формирования:
-
основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений); -
готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации.
-
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа способствует:
-
формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; -
практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.
-
Приоритетное внимание уделяется познавательным универсальным учебным действиям:
-
практическому освоению обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности; -
практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково- символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
-
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. -
В сфере развития планируемых воспитательных результатов курса:
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о биологических технологиях, о значение биологии в современном мире, различных техниках, использующих достижения биологии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы, осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.
Третий уровень результатов - получение школьниками
опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.
Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчѐта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек.
Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность.
Формы аттестации/контроля
Входящийконтроль:определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, тестов.
Промежуточныйконтроль:коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговыйконтроль:презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы проверки усвоения знаний
Портфолио, презентации, отчеты исследовательской деятельности; Возможно участие в конкурсах исследовательских работ; Презентация итогов работы.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.