Файл: Протокол 2 от 30. 08. 2022 года Утверждена Приказ 5729 от 01. 09. 20022 г. Директор Т. А. Архипова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Содержание программы


Содержание программы предполагает теоретические и практические занятия (экскурсии, практические, лабораторные занятия)

Учебный (тематический) план



Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

или контроля

всего

теория

практика

1

Введение

2

1

1

Викторина

2

Разнообразие растений

6

4

2

Обсуждение результатов работы.

Творческие отчѐты.

3

От микроскопа до микробиологии

6

4

2

Опрос.

Тестирование. Сообщения.

4

Бактерии

4

2

2

Практическая деятельность

5

Плесневые грибы

4

2

2

Практическая деятельность

6

Водоросли

2

1

1

Практическая деятельность

7

Лаборатория

«Биоиндикация»

4

2

2

Защита творческих отчетов о проведенной

исследовательской работе.

«Круглый стол».

8

Рассказы по биологии

6

2

4

Обсуждение результатов

работы.




ИТОГО

34

18

16







Содержание учебного плана

Тема 1. Ведение (2 часа)

Введение. Биология как часть естествознания. Предмет биологии. Биология — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет биологии. Живая и неживая природа. Объекты живой и неживой природы. Методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Ботаника – наука о растениях.

Правила безопасности и меры первой помощи.

Оборудование лаборатории в кабинете биологии. Лабораторная посуда. Особенности работы в лаборатории.

Расположение электрических выключателей, водопроводных кранов, средств пожаротушения, медицинской аптечки первой помощи в кабинете.

Практическая работа 1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
Тема 2. Разнообразие растений (6 часов)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений.

Практическая работа № 2-3 Определение растений в кабинете. Условия прорастания овса.

Экскурсии 1 «Осенний лес».«Фенологические наблюдения».
Тема 3. От микроскопа до микробиологии (6 часов)

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление препаратов История открытия микроскопа.

.Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Деление клетки.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Исследования природы с помощью микроскопа.

Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности

строения и функции тканей.

Демонстрации

Коллекция готовых микропрепаратов.

Практическая работа 4-6. Устройство микроскопа. Приготовление и изучение микропрепаратов. Правила работы с цифровым микроскопом.

Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника и др.

Работа с готовыми препаратами тканей.

Творческая мастерская «Создание модели клетки».


Тема 4. Бактерии (4 ч)


Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.

Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с

бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.

Практическая работа 7-8. Посев и наблюдение за ростом бактерий. Бактерии зубного налѐта. Бактерии картофельной палочки.

Тема 5. Плесневые грибы (4 ч)


Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов. Особенности плесневых грибов.

Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.

Практическая работа 8-9. Выращивание и исследование плесени.Мукор Пеницилл. Влияние температуры на рост плесневых
и дрожжевых грибов.

Тема 6. Водоросли (2 ч)


Микроскопические водоросли – группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Практическая работа 10. Изучение одноклеточных водорослей по готовым микропрепаратам препаратам. Водоросли обитатели аквариума.

Тема 7. Лаборатория «Биоиндикация» (4 ч)


Биоиндикация окружающей среды. Лихеноиндикация.

Практическая работа 11-12.Исследование токсичности отходов с помощью овса посевного.

Тема 8. Рассказы по биологии (6часов)


Бионика, ее виды. Нейробионика. Архитектурно-строительная бионика. Биотек. Биомиметика. Биомимикрия. Итоговое занятие.

Ученическая конференция. «Выдающиеся биологи». «История биологии». Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое животное». «17 современных технологий, которые люди позаимствовали у природы».

Подготовка и защита творческих отчетов о проведенной исследовательской работе.

Данные занятия проводятся в форме конференции или круглого стола (в течение года). Учащиеся выступают с краткими творческими отчетами по изученным проблемам, рассказывают о результатах своих исследований.



Тематическое планирование уроков

п/п

Тема занятия

Вид деятельности

1

Введение. Правила техники безопасности в кабинете.

лекция

2


Практическая работа 1 Знакомство с лабораторным

оборудованием

Практическая работа

3

Разнообразие растений

Беседа

4

Экскурсия «Осенний лес»

Экскурсия

5

Самые древние растения

Презентация

6

Растения у тебя дома

Отчёт о работе

7

Условия для существования растений

Сам. работа

8

Практическая работа №2 «Определение растений в кабинетах школы.»

Практическая работа

9


Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Практическая работа № 3

Практическая работа

10

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток.

Беседа с презентацией

11

Приготовление и изучение микропрепаратов. Практическая работа №4

Практическая работа

12

Правила работы с цифровым микроскопом Практическая работа №5

Практическая работа

13


Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника и др.

Практическая работа №6

Практическая работа

14


Творческая мастерская «Создание модели клетки».


Творческая мастерская

15

Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток

Сообщения

16

Значение бактерий в жизни человека

Беседа

17

Практическая работа 7 Посев и наблюдение за ростом бактерий. Бактерии зубного налѐта.

Практическая работа

18

Практическая работа 8. Посев и наблюдение за ростом бактерий. Бактерии картофельной палочки

Практическая работа

19

Грибы представители особого царства живой природы

Лекция

20

Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека

Практическая работа №9

Практическая работа

21

Практическая работа 10 Выращивание и исследование плесени.Мукор

Практическая работа

22

Практическая работа 11 Выращивание и исследование плесени. Пеницилл

Практическая работа

23

Микроскопические водоросли – группа низших растений

Беседа

24

Практическая работа 10. Изучение одноклеточных водорослей по готовым микропрепаратам препаратам. Водоросли обитатели аквариума

Практическая работа

25

Биоиндикация окружающей среды Практическая работа №11

Практическая работа

26

Биоиндикация окружающей среды

Практическая работа №12

Практическая работа

27


Практическая работа 13.Исследование токсичности отходов с помощью овса посевного.

Практическая работа

28


Практическая работа 14.Исследование токсичности отходов

Практическая работа

29

Рассказы по биологии Практическая работа №15

Практическая работа

30

Рассказы по биологии Практическая работа №16

Практическая работа

31

Рассказы по биологии

Самостоятельная работа

32

Рассказы по биологии

Защита проектов

33

Рассказы по биологии

Защита проектов

34

Итоговое занятие

Круглый стол






Список литературы
Учебно-методический комплект учителя:

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/ под ред. Алексеева С.В.-М.: АО МДС, 1996.

Захлебный А.Н., Зубарев А.Е., Скалон Н.В. Полевой экологический практикум: проект

«Влияние человека на экосистему леса»//Рабочая тетрадь. М., 2003. 60 с.

Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. СПб.: «Крисмас+», 1999. – 232 с.

Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. /Под ре. А.Г. Муравьева. – СПб.: «Крисмас+», 2000.

164 с., ил.

Методы мониторинга окружающей природной среды. – Сургут: Изд. «Сургутская типография», 1999

Овечкина Е.С., Шор Е.Л. Полевые методы изучения экосистем Нижневартовского района. – Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2002. – 112 с.
Учебно-методический комплект учащихся:

Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. Экологическое сафари по Югорскому краю – Екатеринбург, 2003. – С.17.

Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

М. И. Бухар, Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989 г.

А.А.Гуревич Пресноводные водоросли (определитель). Из –во

«Просвещение», 2004

Энциклопедия для детей «Хочу всѐ знать», т. 8

Интернет-ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki/Бионика https://ru.wikipedia.org/wiki/Био-тек

http://newsinphoto.ru/texnologii/izobreteniya-prishedshie-ot-prirody/ http://www.metronews.ru/novosti/biomimikrija-kak-nauka-cherpaet-vdohnovenie-u- prirody/Tponhg---K8DhUAS7cZJfw/

http://www.infoniac.ru/news/17-sovremennyh-tehnologii-kotorye-lyudi-pozaimstvovali-u- prirody.html