Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
« »
Кафедра истории медицины и социально-гуманитарных наук
Реферат по истории медицины
на тему: «Черная смерть» 1346-1348 гг. и ее последствия.
Подготовила:
Преподаватель:
Москва 2022 г.
Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Основная часть.........................................................................................................3
1.Происхождение.....................................................................3
2.Отношение к чуме людей разного времени.................................................4
3.Последствия............................5
3.1 Смерти................................................................6
3.2.Социально-экономический эффект.................................................7
3.3 Эффект на медицинские знания и практику.................................9
3.4 Изменение религиозного отношения.......................................................10
3.5 Искусство и архитектура......................................................................12
3.7 Права женщин......................................................................13
Заключение............................................................................................................14
Список используемой литературы.......................................................................16
Введение
Черная смерть (также известная как эпидемия, великая смертность или чума) была пандемией бубонной чумы, происходившей в Афро-Евразии с 1346 по 1353 год.
Это самая смертоносная пандемия, зафиксированная в истории человечества, в результате которой погибло 75–200 миллионов человек в Евразии и Северной Африке, а пик пришелся на Европу с 1347 по 1351 год.
-
Происхождение
Заболевание возникло в Средней Азии1 и было завезено в Крым монгольскими воинами и торговцами. Затем чума проникла в Европу через Италию, перенесенную крысами на генуэзских торговых судах, плывущих из Черного моря.
Уэйд, Николас. «Europe's Plagues Came From China, Study Finds», The New York Times (31 октября 2010 г.).
-
О тношение к чуме людей разного времени
Л юди тысячилетиями считали эпидемии проявлением гнева Богов. Так и здесь, люди считали, что победить чуму можно не с помощью лекарств, изоляции и истреблении причины, а с помощью общих молитв, всеобщего покаяния и заступничества святых
Медики же утверждали, что чума возникает из воздуха, который стал смертоносным из-за пагубного влияния звезд и комет или из-за миазмов, которые поднимаются из самой глубины земли. Потому эффективным средством борьбы с чумой могут быть сильные запахи, которые перебьют чумную отраву
Можно провести параллель и сказать, что это Бог сделал воздух отравленным, чтобы покарать смертных.
В настоящее время сняты фильмы про чуму, например «Заражение», «Черная смерть», «Лекарь: Ученик Авицены» и другие. Написаны книги: «Дневник Чумного года», «Дневник черной смерти», «Маска красной смерти» и многие другие. В социальных сетях используют стикеры с чумным доктором, на хэллоуин многие делают костюмы, вдохновляясь им
-
Последствия
Демографическая ситуация в Европе окончательно стабилизировалась лишь к началу XIX века — таким образом, последствия Чёрной Смерти ощущались в течение последующих 400 лет. Множество деревень опустело после смерти или бегства жителей, уменьшилось и городское население. Часть сельскохозяйственных угодий пришла в запустение, дело доходило даже до того, что волки, расплодившись в огромных количествах, стали во множестве встречаться даже в пригородах Парижа.
Эпидемия привела к тому, что из-за резкого уменьшения количества населения зашатались традиции, ранее казавшиеся незыблемыми, и феодальные отношениядали свою первую трещину. Многие цехи, бывшие практически закрытыми, где ремесло передавалось от отца к сыну, стали принимать к себе новых людей. Подобным же способом вынуждено было пополнять свои ряды духовенство, значительно поредевшее за время эпидемии, а также врачебное сословие; за недостатком мужчин в сферу производства стали втягиваться женщины.
Время после чумной эпидемии стало подлинным временем новых идей и пробуждения средневекового сознания. Перед лицом грозной опасности от вековой спячки очнулась медицина, вступившая с того времени в новый этап своего развития.
3.1 Смерти
В Европе от чумы погибло особенно много людей. По современным оценкам, примерно от одной трети до половины всего европейского населения умерло за пятилетний период с 1347 по 1351 год, в течение которого наиболее сильно пострадавшие районы, возможно, потеряли до 80% населения. Смертность не была равномерно распределена по Европе: некоторые районы пострадали очень мало, в то время как другие были полностью обезлюдены.
Черная смерть непропорционально сильно ударила по культуре городов, хотя сельские районы (где в то время жила большая часть населения) также сильно пострадали. Хуже всего было в крупных городах, поскольку плотность населения и тесное проживание облегчили передачу болезни. Города также были поразительно грязными, кишащими вшами, блохами и крысами, и страдали от болезней, вызванными недоеданием и плохой гигиеной. Население Флоренции сократилось со 110 000–120 000 жителей в 1338 г. до 50 000 в 1351 г. В городах Гамбург и Бремен 60–70% жителей умерли. В Провансе, Дофине и Нормандии историки отмечают сокращение фискальных очагов на 60%. В некоторых регионах было уничтожено две трети населения. В городке Живри в регионе Бургундия во Франции местный монах, который отмечал 28–29 похорон в год, зарегистрировал 649 смертей в 1348 году, половина из них - в сентябре. Около половины населения Перпиньяна умерло в течение нескольких месяцев (только двое из восьми врачей пережили чуму). Более 60% населения Норвегии умерло между 1348 и 1350 годами.2 Лондон, возможно, потерял две трети своего населения во время вспышки 1348–1349 годов.3 Англия в целом, возможно, потеряла 70% своего населения, которое сократилось с 7 миллионов до 2 миллионов.
3.2 Социально-экономический эффект
До чумы считалось, что король владел всей землей, которую он выделил своей знати. Дворяне заставляли крепостных обрабатывать землю, что приносило прибыль лорду, который платил королю процент. Сами крепостные ничего не зарабатывали своим трудом, кроме жилья и еды, которые выращивали сами. Поскольку вся земля принадлежала королю, он чувствовал себя вправе дарить ее друзьям, родственникам и другой знати, которые были ему полезны, и поэтому каждый доступный участок земли до ок. 1347 г. н.э. возделывались крепостными при одном из этих лордов.
Европа была сильно перенаселена в то время, поэтому не было недостатка в крепостных для обработки земли, и у этих крестьян не было другого выбора, кроме как продолжать этот труд - который, по сути, был своего рода рабством - с того времени, когда они могли ходить и до самой смерти. В феодальной системе не было вертикальной мобильности, и крепостной был привязан к земле, которую он и его семья обрабатывали из поколения в поколение.
Однако по мере того, как чума продолжалась, депопуляция значительно сократила рабочую силу, и труд крепостных внезапно стал важным - и все более редким - активом. Хозяин поместья не мог прокормить себя, свою семью или платить десятину королю или церкви без труда своих крестьян, и потеря стольких людей означала, что оставшиеся в живых теперь могли вести переговоры о зарплате и лучшем обращении. Жизнь представителей низшего класса значительно улучшилась, поскольку они смогли позволить себе лучшие условия жизни и одежду, а также предметы роскоши.
Как только чума прошла, улучшившаяся участь крепостного оказалась перед лицом высшего класса, обеспокоенного тем, что низшие классы забывают свое место. Мода резко изменилась, поскольку элита требовала более экстравагантной одежды и аксессуаров, чтобы дистанцироваться от бедняков, которые теперь могли себе позволить одеваться более изысканно, чем в их прежних лохмотьях и одеялах. Усилия богатых вернуть крепостного к его прежнему положению привели к восстаниям, таким как крестьянское восстание во Франции в 1358 году нашей эры, восстания гильдий в 1378 году нашей эры, знаменитое крестьянское восстание в Лондоне в 1381 году нашей эры. Однако пути назад не было, и усилия элиты оказались тщетными. Классовая борьба продолжалась, но авторитет феодальной системы был сломлен.
3.3 Эффект на медицинские знания и практику
Врачи того времени основывали свои медицинские знания главным образом на работах римского врача Галена (l. 130-210 до н. Э.), Гиппократа (c 460 - c. 370 до н.э.) и Аристотеля (l. 384-322 до н.э.), Но многие из этих работ были доступны только в переводах с арабских копий и часто плохих. Тем не менее, их работы были использованы наилучшим образом.
Было замечено, что врачи и другие лица, ухаживающие за больными, умирали с угрожающей скоростью, когда они пытались вылечить жертв чумы, используя свои традиционные представления, и, кроме того, ничего из того, что они прописали, не помогло их пациентам. Уже к 1349 году нашей эры стало ясно, что люди излечились от чумы или умерли от нее, казалось бы, без всякой причины. Лекарство, восстанавливающее
здоровье одного пациента, не подействует на другого. После чумы врачи начали подвергать сомнению свою прежнюю практику принятия прошлых знаний, не адаптируя их к текущим обстоятельствам.
Смерть стольких писцов и теоретиков, которые ранее писали или переводили медицинские трактаты на латынь, привела к тому, что новые работы были написаны на местных языках. Это позволило обычным людям читать медицинские тексты, что расширило базу медицинских знаний. Кроме того, больницы превратились в более современные учреждения. Раньше больницы использовались только для изоляции пациентов; после чумы они стали лечебными центрами с гораздо более высокой степенью чистоты и вниманием к уходу за пациентами.
3.4 Изменение религиозного отношения
Врачи и теоретики были не единственными, чья репутация была поставлена под сомнение из-за чумы, поскольку духовенство подверглось тому же испытанию и вызвало такие же - или гораздо больше - сомнения в своей способности выполнять те услуги, на которые, по их утверждениям, они могли быть способны. Монахи, монахи, священники и монахини умирали так же легко, как и все остальные - в некоторых городах религиозные службы просто прекращались, потому что не было властей, которые их вели, - и, кроме того, амулеты и амулеты, которые люди покупали для защиты, услуги, которые они выполняли, были В настоящее время процессии, в которых они участвовали, молитва и пост - все это не остановило распространение чумы, а в некоторых случаях способствовало ее распространению.
Движение бичевания, в ходе которого группы кающихся путешествовали из города в город, пытаясь искупить свои грехи, зародилось в Австрии и получило распространение в Германии и Франции. Эти группы, возглавляемые самопровозглашенным Учителем с небольшим религиозным образованием или без него, не только способствовали распространению чумы, но и разрушали общины, настаивая на нападениях на маргинализированные группы, такие как евреи.
Поскольку никто не знал причины чумы, ее приписывали сверхъестественному (например, предполагаемое еврейское колдовство) и, в частности, гневу Бога на человеческий грех. Тех, кто умер от чумы, подозревали в каком-то личном падении веры, и все же было ясно, что то же самое духовенство, которое их осудило, умерло от той же болезни таким же образом. Скандалы внутри Церкви и экстравагантный образ жизни многих священнослужителей в сочетании с растущим числом смертей от чумы породили повсеместное недоверие к видению и авторитету Церкви.