Файл: Московский институт экономики, политики и права (нчоу во миэпп).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский институт экономики, политики и права»

(НЧОУ ВО «МИЭПП»)

Кафедра (полное название кафедры)

(Фамилия, имя отчество студента)

Курсовая работа по дисциплине: Теория государства и права
«Политическая культура российских граждан»

студента (номер) группы, (номер) курса

(название формы обучения: очной, очно-заочной, заочной) формы обучения

Научный руководитель:

(ученая степень, должность или ученое звание) (фамилия и инициалы)

Дата сдачи: ______________

Дата рецензирования: _________

Москва 2016

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

1 Теоретический анализ понятия политическая культура 5

1.1Понятие политической культуры как части правовой культуры 5

1.2 Элементы политической культуры 10

2 Анализ политической культуры российских граждан 15

2.1 Политическая культура России и ее особенности 15

2.1 Политическая культура российской молодежи 18

Заключение 24

Список использованных источников 26



Введение


Политическая культура является составной частью общей культуры человечества. Ее можно отнести к явлению духовной жизни государства, оказывающему сильное влияние на политическую жизнь общества и позволяющему судить об уровне его политической зрелости. Процесс формирования политической культуры протекает столетиями; политическая культура - это результат познания реальных политических процессов и выводов по их итогам.

Ввиду своего географического положения - между Европой и Азией - Россия стала точкой, в которой пересекаются два социокультурных типа: европейский и азиатский (первый тип концентрирует внимание на отдельной личности и ее интересах, второй – на интересах общества и государства). В российском обществе взаимодействие данных социокультурных типов протекает не только в форме взаимообогащения, но и в виде перманентного противостояния и конфликтов. Наиболее явственно данный конфликт выражается в противоречивом характере политической культуры. Возникшая ее двойственность и противоречивость четко проявляются в противоборстве западной модели развития и российского самобытного пути.

Актуальность и значимость данного исследования продиктована необходимостью изучения относительно нового направления политических наук - политической культуры российского общества. Политические ориентации, установки, опыт, правила поведения - все это составляющие политической культуры. На наш взгляд, от уровня развития политической культуры зависит характер политических преобразований и их темпы, а также развитие разнообразных сфер общественно-политической жизни. Например, политическая культура может влиять на работу
7 политических институтов, определять связь гражданского общества и государства, влиять на процесс выборов и их результаты.

Несмотря на достаточную степень разработанности проблемы - общее развитие политической культуры - ощущается недостаток специализированных работ по комплексному анализу современной политической культуры в Российской Федерации, при этом методология создания таких работ также недостаточно разработана.

Тем не менее, в политической науке давно сформировалась традиция изучения политической культуры, которая восходит к трудам Платона, Аристотеля, Ш. Л. Монескье, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, А. Тойнби и других представителей философии. После введения в научный обиход термина «политическая культура» исследование в данном поле стали регулярно проводить политологи: Р. Арон, С. Верба, М. Дюверже, Д. Истон, Л. Пай, В. Розенбаум, С. Хантингтон, П. Шаран, Р. Эстер и другие.

Целью курсовой работы является анализ подходов к определению политической культуры, определение ее места в обществе и характеристика политической культуры российских граждан.

1 Теоретический анализ понятия политическая культура

    1. Понятие политической культуры как части правовой культуры


В одном из своих интервью Президент Российской Федерации отметил, что в стране значительно повысился уровень политической культуры. Все процессы, происходящие в государстве, всегда отражаются в умах и в отношении к ним граждан данной страны. Политические процессы не являются исключением.

В широком смысле правовая культура представляет собой часть культуры в целостном ее понимании, сам же термин «правовая культура» неразрывно связан с областью науки теории и философии права, а также такими юридическими категориями как правовое сознание и правовое поведение.

В научной среде для определения термина «правовая культура» существует различное количество подходов, но самыми основными и заслуживающими внимания являются антропологический (деятельностный), ценностно-качественный, информационно-семиотический и социологический подходы.

Сторонники антропологического подхода В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук, А. В. Поляков, И. Л. Честнов и другие полагают, что термин «правовая культура» включает в себя все то, что создано человеком в правовой сфере, т.е. само право, правовая наука и юридическая практика. В данном подходе правовая наука является правовой реальностью в жизнедеятельности общества и содержит в себе установленные ценности, ориентиры, на которые стоит опираться при решении различных юридических коллизий. Другие сторонники данного подхода Н.Л. Гранат и В.В. Панасюк рассматривают правовую культуру не только как результат, но и как способ правовой деятельности, полагая, что правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения, а применительно к личности выражается в ее менталитете.

1

Наиболее актуальным в исследовательской среде является ценностно-качественный подход, его сторонники А.А. Алексеев, Р.А. Ромашов, Е.Г. Шукшина. По мнению А.А. Алексеева «правовая культура – это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права».2 Автор дает общее определение данного термина, сторонники ценностно-качественного подхода считают базовой ценностью правовой культуры ее установку на обеспечение баланса сил и интересов в обществе для совершенствования и развития общественных отношений в нем.

Сторонники информационно-семиотического подхода Е.В. Клейменова, К.А. Моралева определяют термин «правовая культура» как единство всей имеющейся «правовой информации (совокупности регуляторов, ценностей и знаний в области правовой действительности), которая накапливается, сохраняется и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем»3. Исходя из вышесказанного определения, можно сделать вывод о том, что данный подход несколько формализует понятие о правовой культуре и сводит ее до уровня набора определенной информации о праве в обществе, но при этом не представляет ее как комплексную часть общественной культуры в целостном ее понимании.

В социологическом подходе правовая культура рассматривается в более широком аспекте: она представляет собой систему определенных ценностей, которые отображаются в уровне уважения к праву в обществе и качестве правовой действительности. А. П. Семитко дает определение правовой культуры как «качественного состояния правовой жизни общества»4.

В. П. Сальников рассматривает правовую культуру как специфическое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества, являющиеся неотъемлемым компонентом цивилизованности правового государства. О.Ю. Казурова, А.К. Куликова подходят к понятию «правовая культура» исходя из методологии социологии как науки, рассматривая его как характеристику уровня развития правовых явлений на определенном этапе развития общества и как качественную характеристику восприятия права и правового поведения отдельной личности.
5 Можно сделать вывод, что в широком понимании при социологическом подходе под правовой культурой понимается качественное состояние правовой жизни как отдельной личности, так и общества.

Таким образом, правовая культура представляет собой достаточно сложное и многогранное явление общественной жизни, сочетающее в себе определенные ценностные нормы, состояние права и уровень отношения к нему в обществе, что обусловлено политическими, экономическими и социологическими процессами в обществе.

Политическая культура наравне с правовой является важной частью жизни общества и государства. Одни ученые рассматривают политическую культуру как составляющую единицу общей культуры страны. Другие же говорят о системе, включающей в себя как политическую, так и социальную культуру государства. Тем не менее, нельзя недооценивать роль политической культуры в целом.

В рамках правовой и политической культуры имеют место когнитивно-познавательные компоненты, эмоционально- ценностные и деятельностно-практические.

Можно сказать, что познание права и политических процессов, умение разбираться и использовать правовые нормы и институты политической системы, распространение в обществе образцов правового законопослушного поведения – это цели как правовой, так и политической культуры. С одной лишь оговоркой: политическая культура эта часть общей правовой культуры государства, общества, личности, основанная на правовых нормах и объединенная с правовой культурой единой правовой системой, в которой обе они сосуществуют и, соответственно, единым понятийно-категориальным аппаратом, сложившимся исторически.

Становление и формирование политической культуры современного российского государства началось в 862 году. Именно призвание варягов на Русь спровоцировало формирование таких важных политических институтов как княжеская власть, вече, наместничество. По мере становления Киевского княжества, а в последствие и Московского государства политические институты претерпевают значительные изменения вплоть до их упразднения. Невозможно утверждать то же самое относительно политической культуры, которая формируется и совершенствуется, идя в ногу со временем.

В целом, политическую культуру любого государства составляют ее отдельные элементы: политические партии, идеология государства, форма правления, выборы, оппозиция, политические действия. Существование активного и пассивного избирательного права также дает возможность удостовериться в том, что сами граждане являются неотъемлемой частью политического устройства страны. Политологи считают, что сюда же следует отнести политические традиции и обычаи государства. Все эти элементы призваны удовлетворять различные потребности граждан. Наличие таких составляющих позволяет говорить нам о политической культуре общества.


Т. Парсонс относился к группе ученых, рассматривающих политическую культуру как составную часть культуры в целом. Помимо этого, он утверждал, что политическая культура и культура общая выполняют тождественные функции, а именно: целеполагания и интеграции.6 Сюда же помимо вышеперечисленных следует отнести функции социализации и гуманизации личности, рационализации управления и руководства общественными процессами, мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности.

Интересной представляется точка зрения Г. Алмонда. Он утверждает, что существуют две группы функций политической культуры. Так называемые функции «ввода» - воздействие общества на политику, то есть политическая социализация и привлечение людей к участию в политики. И функции «вывода» - влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.7

Возвращаясь к вопросу о том, какое же место занимает политическая культура в жизни общества следует отметить следующее. Изучение политической культуры и ее роли является центром научной мысли многих ученых-правоведов не одно десятилетие. В связи с этим сформировались несколько подходов. Одни ученые считают, что ее следует рассматривать как часть культуры в целом. Мнение других основано на понимании политической культуры как результата особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, то есть отношений, связанных с властью, государством, управлением делами. Третий подход состоит в рассмотрении политической культуры как комплекса действий, то есть активности субъектов государства как участников политической жизни. Все эти три подхода дают нам многоаспектное представление о том, что такое политическая культура.

Следует также отметить, что политике свойственно проникать в различные сферы жизни, будь то социальная, культурная или экономическая. Взаимодействуя со всеми ними, она впитывает в себя атмосферу царящих в стране событий и изменений. Поскольку именно граждане занимают одно из главенствующих положений в политической среде, то они являются непосредственными участниками, формирующими политическую культуру государства. Подтверждением этого может служить статья 3 Конституции РФ, которая гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Помимо этого, статья 13 содержит в себе положения о наличии «политического и идеологического многообразия, многопартийности». Статья 32 указывает на «право участия граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Таким образом, главный закон государства – Конституция, наделяет граждан равными политическими правами, что позволяет утверждать о наличии политической культуры в стране.