Файл: Московский институт экономики, политики и права (нчоу во миэпп).doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подводя итог, можно сказать следующее. Политическая культура любого государства уникальна, так как имеет свое особое ценностное ядро, которое составляют ее элементы. Именно благодаря этим элементам можно наблюдать систему функционирования и развития политической и правовой культуры общества. Следует отметить, что многие авторы придерживаются тезиса о том, что политическая культура представляет собой часть неотъемлемой системы общества. Подтверждением вышеизложенного является точка зрения К.С. Гаджиева, по мнению которого компоненты, «составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками и т.д. Фундаментальные компоненты общенациональной культуры оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической культуры в целом».8
1.2 Элементы политической культуры
Как было отмечено ранее, политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых политических знаний, установок, ориентаций и моделей поведения социальных субъектов, обеспечивающих воспроизводство и развитие политической системы общества на основе преемственности.
Структура политической культуры имеет многоуровневый характер и включает в себя:
- Личность, социальные группы, общество
- Политические интересы, знания, и убеждения
- Ценностные ориентации, суждения, сознание, оценки
- Политически нормы, традиции, образцы
- Навыки и способы политической деятельности9.
Важное место в политической культуре занимают следующие компоненты: 1. Политические стереотипы, 2. Мифы, 3. Символы
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Под политическим стереотипом понимаются упрощенные, деформированные, ценностно-ориентированные представления о политических объектах.
Политический стереотип отличается от остальных компонентов политической культуры следующим:
1) Персонификация событий (то есть те или иные явления связаны с деятельностью конкретного лица);
2) Сильное эмоциональное восприятие и интерпретация событий (обычно или очень негативное, или очень позитивное по отношению к чему-либо);
3) иррациональность (то есть явления, которые не совпадают со стереотипом, обычно не рассматриваются вообще или вовсе отвергаются);
4) устойчивость (обычно стереотип долговечен и не изменяется под влиянием даже очень сильных факторов).
Стереотипы имеют свойство заменять знания о политических объектах, при этом значительно упрощается процесс принятия решении, ориентации в противоречивом мире. Стереотипы так же могут способствовать формированию политической идентичности, которая разделяет мир на «мы»-«свои»-«чужие» и «друзья»-«враги».
Под политическим мифом понимается статичный образ, который опирается на верования и позволяет упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего.
Характерными особенностями любого мифа, в том числе и политического, являются:
1) полиморфность (это одинаковые наборы символов, которые могут присутствовать в разных мифах, а одинаковая тема в мифах может иметь отличительную направленность и разное эмоциональную окрашенность);
2) ограниченность (в мифе используется ограниченное число символов, но возможно множество их различных комбинаций);
3) отвлеченность (миф и эмпирическая действительность не соотносятся);
4) фундаментальность веры (мифы не нужно доказывать и проверять, независимо от их правдивости);
5) статичность (миф живет в своем собственном временном пространстве и не соотносится с историческом и социальным временем).
Под политическим символом понимается знак, который выполняет коммуникативную функцию между народом и властью.
Согласно концепции Т. Парсонса, под культурой понимается упорядоченная система символов. Тогда в целом политическая культуры это система символов, которая имеет свой порядок и выполняет коммуникативную функцию.
Политический символ должен имеет исходное значение для множества индивидов, а его смысл должен быть понятен определенному кругу людей, как минимум на уровне интуиции.
Политическими символами являются флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, ритуалы. В свою очередь к политическим ритуалам относятся демонстрации, митинги, торжественные собрания10
Таким образом, подводя итог теоретическому анализу политической культуры, представляется возможным сделать следующий вывод.
Понятие политической культуры относится к такому явлению духовной жизни народа, оказывающее серьезное воздействие на самые разные стороны его общественно-политической жизни, и на основании, которого можно иметь представление об уровне политической зрелости.
Формируясь на протяжении многих десятилетий политическая культура стала результатом познания объективных политических процессов.
Большую роль следует отвести целенаправленной деятельности общества, различных институтов власти, борьбе с субъективизмом и догматизмом. Принципиальные теоретическое познание должно быть в основе политической деятельности людей, в особенности, в деятельности политических лидеров.
Необходимо подчеркнуть, что политическая культура является составная часть общей культуры, комплексный показатель политического опыта, уровня политических познаний и эмоций, образцов поведения и деятельности политических субъектов, характеристика политического образа жизни страны, нации, социальной группы индивидов.
Важной особенностью политической культуры является, то, что она представляет не саму политическую сферу, а ее понимание и объяснение. Очень часто, в политике реальную значимость получают не столько определенная деятельность государственных органов власти, но и то, как они воспринимаются обществом, и каким образом это подают.
Политическая культура, в некотором смысле, выполняет роль посредника, между политической сферой и социально – общественными, и культурными нормами политического процесса.
Широкую известность в политической науке получила типология политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Сопоставив и изучив составные элементы и формы деятельности политических систем в государствах Западной Европы и США, исследователи выделили три основных типа политической культуры:
1.Патриархальный, который основан на полном отсутствии интереса к политической жизни общества.
2.Подданический, характеризуется наличием интереса со стороны граждан к политическим институтам, но уровень личной активности граждан остается низким.
3.Активистский, который довольно ярко указывает на заинтересованность граждан в участии в политической жизни страны, при всем этом, уровень личной активности граждан также остается высоким.
Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что под политической культурой понимается форма, которая освоена человеком за счет опыта прошлого, чаще позитивного наследия, оставленное ему предшествующими поколениями.
2 Анализ политической культуры российских граждан
2.1 Политическая культура России и ее особенности
Особенностью современного этапа политической культуры российского общества не столько в многообразии субкультур, сколько в том, что существенное их число охвачено скрытой или явной борьбой, столкновением. Основными линиями в этом противостоянии выступают демократизм авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация-изоляционализм, анархизм-этатизм и т.д.
Значительное разнообразие таких линий четко свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформ и социально - политическую стабильность в государстве.
В качестве основных характеристик черт политической культуры российского общества, исследователи выделяют следующие:
- ценности коммунитаризма (восходящие еще к общинному коллективизму, и преобладанием приоритета групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности:
- проявление безразличия к участию в политической жизни;
- неизменный поиск «спасителя отечества», который сумеет вывести страну из сложных, социально - экономических условий;
- недоверчивое отношение к представительным институтам власти,
- преобладание, в большей степени, подданнической политической культуры, по отношению к органам государственной власти.
- в определенной степени, присутствие правового нигилизма.
Для России важное значение в формировании ее политической культуры имеют следующие факторы: политические традиции (скорее авторитарные, чем демократические); геополитическое положение (территория, которую необходимо было осваивать и защищать); политическая и социальная структура общества (более присущая традиционным обществам); характер общественных отношений, а также особенности национальной психологии. К институтам, которые оказали большое влияние на складывание имеющегося в России типа политической культуры, в первую очередь относятся государство и церковь11.
Усилению роли государства в жизни российского общества объективно способствовали сложные природно-климатические условия и постоянная угроза со стороны внешних врагов, вследствие этого российскому обществу приходилось постоянно напрягать все силы в борьбе за выживание.
Соперничество с сильными соседями требовало также активного освоения тех технических и организационных достижений, которые имелись у них и у противников и могли обеспечить способность к борьбе. Как более молодая цивилизация, к тому же задержанная в своем развитии монголо-татарским нашествием, Россия все время была вынуждена подтягиваться до передового уровня.
Под давлением необходимости ее власти сознательно и целенаправленно, а в ряде случаев даже насильственно, внедряли новшества12.
В России в итоге сформировалась устойчивая социокультурная система, которой присущ режим власти с гипертрофированной ролью центрального аппарата и соответствующей зависимостью общества от него. На протяжении многих веков в нашей стране не государство вырастало из гражданского общества естественным путем, а общество развивалось под жесткой опекой государства13.
В формировании русского государства и завоевании им новых земель, стран и народов важную роль сыграла православная церковь. Она давала русским духовную опору, чтобы противостоять мусульманскому Востоку и католическому Западу, которые на тех или иных исторических этапах представляли угрозу их государственному и религиозному существованию. В целом, хотя религиозные принципы и не преобладали над политическими, религия достаточно часто использовалась для обоснования власти российских монархов.
Также православие является стержнем русского национального характера.
Оно воспитывало в нем уважение к другим людям, достоинство и смирение. Поэтому русские готовы были у всех учиться. Россия училась у варягов, у византийцев, у татар, немцев и французов. И это не просто подражание, иначе Россия не имела бы великой культуры.
Безусловно, влияние православной церкви, предопределяя тенденцию в развитии культуры общества, вовсе не обеспечивало поголовную святость и духовность граждан. Более того, многие русские мыслители отмечали соседство православных традиции с языческими, природными стихийными элементами в сознании и поведении русских людей14.
Сдвиги, происходящие во всех сферах жизни российского общества в настоящее время, оказывают своеобразное влияние на процесс формирования политической культуры будущей России. При этом могут, как сохраняться какие-либо из перечисленных выше, так и появляться новые ее черты. Направление дальнейшей эволюции политической культуры России связано с разрешением проблемы – приемлемого сочетания своего и заимствованного, нахождения оптимальных способов политического развития, при которых отсутствует угроза дестабилизации политической системы, падения уровня жизни населения и наряду с этим создаются возможности для обеспечения устойчивого развития общества.