Файл: Курсовая работа по учебному курсу Проектирование информационных систем Разработка концептуальной и логической моделей ису.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Исследование предметной области
1.2 Технико-экономическое обоснование
1.3 Методологии проектирования
2.1 Техническое задание на информационную систему
2.2. Создание модели в стандарте SADT (IDEF0)
2.3. Декомпозиция родительской модели
2.4. Модели в нотации языка UML
Глава 3. Разработка информационной системы
3.3. Создание таблиц базы данных и связей между ними
Список списания: как было сказано выше, материал специфичного назначения и материал к которому применимы сроки годности должен проводиться строгий учет. Входные данные описываю списанный материал его количество, дату списания и специалиста у которого списывался материал.
Список остатка на складе: наиболее важная информация в любых бизнес-процессах. Отслеживание количества материалов позволит не оказываться в ситуациях отсутствия необходимых ресурсов для работы. Входные данные описывают количество материалов, оставшихся в запасе.
Расхождение по инвентаризации: вторая наиболее важная информация в бизнес-процессах. В любой деятельности нельзя отменять человеческий фактор. Ошиблись в расчетах дали слишком много или слишком мало, недобросовестный сотрудник приворовывает со склада или сколь угодно любые случаи, инвентаризация позволит отследить расхождения в количестве. Входные данные описываю разницу количества материалов и дату проведения инвентаризации.
Выходные данные:
Отчеты: обмен информацией по вертикали власти с далеких времен происходит посредством предоставления информации в бумажном виде. Отчеты выполняют эту функцию. Выходные данные представляют собой информацию на бумажном носителе, представленной в едином стандарте предприятия (информацией в отчете будут входные данные бизнес-процессов).
Использование материала: предназначение материала в первую очередь, это возможность его использовать, но мы рассматриваем его переходные состояния до или после использования. Выходные данные представляют собой изменения состояния материала (приход, списание, передача сотруднику).
Управление:
Законодательство: регулирует процессы работы и использования ресурсов, правила трудоустройства, необходимую квалификацию для выполнения работ и многое другое. Пример: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Внутренние правила: опираясь на законодательство регулирует правила работы внутри компании
, такие как время работы, штрафы, премии и т.д.
ГОСТ: стандарты, опирающиеся на законодательство определяющие единые схемы, алгоритмы, правила проведения работ, услуг, оформление документов и т.д. Пример: ГОСТ Р 52623.3 - 2015 «Технология выполнения простых медицинских услуг - Манипуляции сестринского ухода»
Механизм:
Персонал: все сотрудники медицинского центра.
Программное обеспечение (ПО): в наш век высоких технологий сложно представить любую организацию без информационных систем. Представляет собой информационную систему являющейся базой данных или программу в которой можно хранить информацию. (EXCEL, WORD, ACCESS).
2.3. Декомпозиция родительской модели
Следующим шагом в описании бизнес-процессов будет декомпозиция родительской диаграммы на меньшие части, для этого мы продолжим использовать модель IDEF0.
Взаимодействие системы с внутри описывается функциями:
Списание материала: подающиеся на вход список списания материалов, списание регулируется внутренними правилами, основанными на законодательстве, данную функцию выполняет персонал в частности комиссия по списанию материалов, и кладовщик на выходе получается отчет о списании и занесение в базу данных информации о том, что материал был списан.
Выдача материала: на входе список материала, который необходимо выдать, исполнение регулирует законодательство, ГОСТы, и внутренние правила, функцию выполняет персонал (кладовщик) на выходе идет отчет о выданном материале конкретному сотруднику, конкретного материала с указанием даты выдачи и занесением этой информации в базу данных.
Инвентаризация: на входе список остатка материалов на складе, функцию регулирует законодательство и внутренние правила проведения инвентаризации, выполнение проводит персонал (кладовщик), если склад по размерам позволяет проводить ему инвентаризацию единолично или персонал (несколько сотрудников во главе с кладовщиком), если склад большего размера, это все проводится с применение технических средств (сканеров). Выходная информация представляет собой переход в функцию анализа инвентаризации и список расхождения по инвентаризации.
Анализ инвентаризации: на вход поступает список расхождения по инвентаризации, функция регулируется внутренними правилами и выполняется персоналом (управление совместно с кладовщиком), на выходе поступает отчет о проведении инвентаризации.
Проверка прихода: на вход поступает список прихода, данная функция регулируется внутренними правилами и выполняется персоналом (кладовщиком), на выходе информация о принятом материале в том числе и список расхождения по приходу.
Занесение в базу данных вспомогательная функция, позволяющая генерировать отчеты сотрудником, у которого есть доступ к данной функции, функция регулируется внутренними правилами и на выходе информация представляет собой отчет.
2.4. Модели в нотации языка UML
Моделью информационной системы называется его формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность. В теории и на практике существуют различные подходы к построению и отображению моделей информационной системы, основными из которых являются функциональный и объектно-ориентированный. В функциональном подходе главным структурообразующим элементом является функция, и система представляется в виде иерархии взаимосвязанных функций. При объектно-ориентированном подходе система разбивается на набор объектов, соответствующих объектам реального мира и взаимодействующих между собой посредством посылки сообщений.
В данной работе используется для моделирования язык UML при помощи CASE-средства StarUML, а, следовательно, объектно-ориентированный подход.
Диаграмма прецедентов (диаграмма вариантов использования) в UML - диаграмма, отражающая отношения между актёрами и прецедентами и являющаяся составной частью модели прецедентов, позволяющей описать систему на концептуальном уровне.
Прецедент - возможность моделируемой системы (часть её функциональности), благодаря которой пользователь может получить
конкретный, измеримый и нужный ему результат. Прецедент соответствует
отдельному сервису системы, определяет один из вариантов её использования и описывает типичный способ взаимодействия пользователя с системой. Варианты использования обычно применяются для спецификации внешних требований к системе.
На диаграмме прецедентов у нас находится у нас находится 3 актера: «Специалист», «Руководитель», «Кладовщик» и одна система - «база данных» которая включает в себя систему защиты.
Специалист выполняет функцию: просмотра расходных материалов, которые он использует и заказа материала со склада. Это позволит ему контролировать количество и срок годности расходных материалов.
Руководитель может также просматривать материал, который используют его подчиненные, и составлять отчет. Также в системе он может просматривать оборот материалов для составления отчета и управлять доступом к системе (добавлять нового сотрудника и изменять доступ существующим).
Кладовщик работает с учетом оборудования: приход нового оборудования, списание оборудования вышедшего по срокам годности, учет выданного оборудования, регистрация нового оборудования и проведение инвентаризации.
По диаграмме компонентов мы опишем вид нашей базы данных и связи между ними. Каждый отдельный компонент будет представлять собой отдельную реляционную таблицу. В диаграмме не будут отражены типы данных таблицы, так как диаграмма будет описывать первичный вид базы данных, но будут даны описания, характеризующие поле таблицы, типы данных будут рассмотрены при составлении диаграммы классов.
Материал
o Артикул - числовой идентификатор материала
o Наименование - название материала, дающее первичное описание
o Описание - дополнительная информация о материале
o Срок годности - срок эксплуатации материала. В базе данных будет исчисляться в месяцах
Сотрудник
o Индивидуальный номер - числовой идентификатор сотрудника
o Имя, фамилия, отчество - имя, фамилия, отчество сотрудника
o Должность - занимаемая должность сотрудника
o Тип - тип занимаемой должности сотрудника, характеризует собой вариант допуска к базе данных.
o Пароль - пароль для допуска в базу данных
Помимо сотрудников данные, которых хранятся в базе данных, будет присутствовать суперпользователь, который будет иметь допуск к добавлению нового пользователя в базу данных.
Ниже будет дано описание таблиц, хранящих данные об обороте материала в учреждении.
Склад - обновляемый список текущего количества материала на складе
Приход материала - список материала прихода на склад
Списанный материал - список списанного материала
Выданный материал - список выданного материала сотрудникам
Наличие у сотрудника - список материала со сроком годности находящегося у сотрудника
Заказ со склада - список материала, который сотрудникам необходим
Диаграмма классов представляет собой описание бизнес-логики программного продукта. Диаграмма классов берет основу объектно- ориентированного программирования(ООП). В основе ООП лежат три основных принципа:
Инкапсуляция
Наследование
Полиморфизм
Инкапсуляция - принцип сокрытия логики программа внутри класса. Принцип дает возможность скрыть атрибуты класса внутри себя, предоставив к ним доступ через функции, а также определять функции необходимые для объекта класса которые будут использованы только внутри класса и функции, которые будут использоваться с внешними классами. Основной смысл инкапсуляции легкое тестирование.