Файл: Введение 2 Глава 1 Теоретические основы внутреннего государственного долга.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Система управления внутренним государственным долгом в РФ.
Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ в период 2003-2008г.
Виды внутреннего государственного долга
Система управления внутренним государственным долгом в РФ.
Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ в период 2001-2008г.
Государственный долг субъектов Российской Федерации
Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние
Формы внутреннего долга.
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:
-
государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; -
договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; -
договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; -
соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Виды внутреннего государственного долга
Согласно классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:
-
Целевой заем 1990 года; -
Целевые вклады и чеки на автомобили; -
Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991года; -
Государственный внутренний заем 1992 года; -
Казначейские обязательства; -
Задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации; -
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) ; -
Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации; -
Государственные гарантии; -
Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации; -
Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации; -
Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК); -
Государственный сберегательный заем; -
Государственный внутренний целевой заем Российской Федерации для погашения товарных обязательств; -
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД); -
Индексация вкладов населения; -
Облигации государственных нерыночных займов; -
Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации; -
Задолженность по авалированным векселям Агропромбанку -
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФК); -
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации; -
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; -
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; -
Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации; -
Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации; -
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования; -
Муниципальные ценные бумаги; -
Муниципальные гарантии; -
Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг; -
Государственные федеральные облигации (ГФО); -
Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как:
-
Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего Союза ССР; -
Задолженность Правительства Российской Федерации по кредитам, полученным от Центрального банка Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета в 1991 - 1994 годах, включая задолженность по процентам; -
Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом; -
Государственные казначейские векселя; -
Задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации странам СНГ; -
Задолженность Пенсионному фонду Российской Федерации по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; -
Задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.
Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга.
Глава 2
Система управления внутренним государственным долгом в РФ.
2.1 История возникновения государственного долга России.
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались шестипроцентные займы тысяча девятьсот семнадцатого – восемнадцатого годов. Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913 года равнялась 38 миллионам рублей. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX века. Сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
На протяжении всего девятнадцатого и в начале двадцатого века расходы государства превышали его доходы. Во второй половине девятнадцатого века правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 миллиардов золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
-
краткосрочные -
долгосрочные -
бессрочные.
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 рублей. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 миллионов рублей. В 1905 году права министра были расширены до 200 миллионов рублей с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — от пятидесяти до восьмидесяти лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент - для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних - для иностранцев не существовало.
В 1906 году в Основном законе имелась статья 114, которая гласила:
“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно
, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.
2.2 Управление государственным долгом.
Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).
Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государст
1 2 3 4