Файл: Введение 2 Глава 1 Теоретические основы внутреннего государственного долга.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Система управления внутренним государственным долгом в РФ.
Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ в период 2003-2008г.
Виды внутреннего государственного долга
Система управления внутренним государственным долгом в РФ.
Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ в период 2001-2008г.
Государственный долг субъектов Российской Федерации
Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние
Глава 3
Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ в период 2001-2008г.
3.1 Общая динамика государственного внутреннего долга.
Государственный долг субъектов Российской Федерации
Некоторые оценки объема накопленных долгов субъектов Федерации
Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).
Подобное положение сохраняется и в настоящее время, хотя ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса (который, однако, все еще не введен в действие).
Кодексом установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Фактически из вышеприведенного следует, что средства, аккумулируемые с помощью заимствований, не могут направляться на финансирование расходов по обслуживанию ранее сформированного долга, а также не могут быть использованы на погашение долга субъекта Федерации. В известной степени
данное положение противоречит статье 105, определяющей процесс реструктуризации долга как погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий и сроков их погашения.
Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
- высокая доходность государственных ценных бумаг.
3.2 Изменение структуры государственного внутреннего долга.
Состояние внутреннего государственного долга на 2002 год.
| На 01.01.2002г. млрд. рублей | На 01.10.2002г. млрд. рублей | Удельный вес на 01.10.2002г. % |
Государственный внутренний долг Российской Федерации | 583,6 | 561,3 | 100 |
| На 01.01.2002г. млрд. рублей | На 01.10.2002г. млрд. рублей | Удельный вес на 01.10.2002г. % |
В том числе: | | | |
1. Долговые обязательства Российской Федерации (всего) | 529,8 | 523,0 | 93,18 |
В том числе: | | | |
- облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом | 402,2 | 386,2 | 68,80 |
- облигации федеральных займов с фиксированным доходом | 112,5 | 121,5 | 21,65 |
- государственные краткосрочные облигации | 7,4 | 9,8 | 1,75 |
- государственный сберегательный заем | 4,9 | 2,0 | 0,36 |
- облигации нерыночных займов | 2,7 | 3,4 | 0,60 |
- прочие долговые обязательства | 0,1 | 0,1 | 0,01 |
2. Векселя Минфина России (всего) | 27,6 | 27,6 | 4,92 |
3. Прочие виды государственного внутреннего долга | 26,2 | 10,7 | 1,90 |
Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют :
ОФЗ-АД - 372,26 млрд руб. (на 2,35 млрд больше, чем на 1 ноября).
Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (на 9,03 млрд меньше, чем на 1 ноября);
ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 2,72 млрд руб. (на 2,47 млрд руб. меньше, чем на 1 ноября).
В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 5,86 млрд руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб. (08.01.04 11:01:00) Департамент управления государственным внутренним долгом Минфина сообщает, что по состоянию на 1 января сумма государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) составила 663,53 млрд руб. и увеличилась за месяц на 3,16 млрд руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 января составляют ОФЗ-АД - 375,42 млрд руб. (на 3,16 млрд больше, чем на 1 декабря). Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (+0,0002);
ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 2,72 млрд руб. (без изменений).
В целом за год государственный внутренний долг увеличился на 9,02 млрд руб., или на 1,4 %. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 марта составляют
ОФЗ-АД - 405,093 млрд руб. (на 13,6 млрд больше, чем на 1 февраля).
Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 187,693 млрд руб. (-3,624 млрд);
ОФЗ-ПД - 50,471 млрд руб. (-0,005 млрд);
ОФЗ-ПК - 24,100 млрд руб. (-0,001 млрд);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 6,649 млрд руб. (+3,927 млрд)
Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд руб.
ОФЗ-ФК - 10,7 млрд рублей,
ОФЗ-АД - 21,0 млрд рублей,
ОФЗ-ПД - 1,7 млрд рублей.
В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе
ОФЗ-ФК - на 0,07 млрд рублей,
ОФЗ-АД - на 0,79 млрд рублей
ОФЗ-ПД - на 0,56 млрд рублей
и составили 31,9 млрд рублей.
Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей.
Таким образом, кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации составили 32,6 млрд рублей.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г составил порядка 850 млрд руб против 756,82 млрд руб на 1 января 2005 г
В 2006 г Минфин привлекло посредством выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд руб, чистое привлечение в 2006 г составило 170 млрд руб. Общее привлечение в 2007 г составило 290 млрд руб, чистое привлечение – 200 млрд руб. Общее привлечение в 2008 г составит 340 млрд руб, чистое привлечение – 230 млрд руб.
Таким образом, общее привлечение за период 2006-2008 гг составит 870 млрд руб, чистое привлечение за этот период – порядка 600 млрд руб.
3.3 Перспективы дальнейшего развития государственного внутреннего долга в Российской Федерации.
Рассмотрим временную структуру погашения государственного внутреннего долга России по состоянию на начало августа 2005. | |
| Источник: Минфин РФ, расчеты РЭО |
Существенных изменений во временной структуре погашения по-прежнему не происходит. Наиболее значительные погашения произойдут до 2013 года. При этом период с 2013 по 2018 гг. характеризуется невысокими объемами выплат основной суммы внутреннего долга РФ, то есть в настоящее время с точки зрения выравнивания платежного графика целесообразным является выпуск 8-15 летних государственных облигаций. После 2020 г. формируется относительно ровная структура, не предусматривающая периоды пиковых платежей.
Заключение.
После изучения доступных мне материалов, можно сделать следующие выводы:
понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом; понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте; причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно и, в том числе, из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности; отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть; погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение; правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
выдаваемые кредиты принесли России мало пользы, но привели увеличению государственного долга.