Файл: Актуальность психодиагностики в современной ситуации социального развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[29]
Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии. Профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.
Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами: специфичность (конкретность) описания определенной деятельности; комплексность изучения; динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности); идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); использование качественно-количественных методов.
Профессиограмма должна содержать характеристику: общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.); содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.); средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.); условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.); организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.); субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.);
Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.[30]
При этом учитываются:
- индивидуальные психологические особенности, имеющие решающее значение для успешной работы по данной профессии (устойчивость, объем и быстрота переключения внимания; качества кратковременной, оперативной и долговременной памяти, свойства мышления, типологические особенности нервной системы);
- психологические характеристики преимущественных способов переработки информации и принятия решения (широта ассоциаций, быстрота мыслительных операций, продуктивность мышления, его гибкость и критичность);
- волевые качества и черты характера (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, находчивость, уверенность в своих силах и т.п.);
- социально-психологическая характеристика данной профессии (в том числе особенности трудовых коллективов, межличностные отношения);
- наличие и частота ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность и требующих значительных усилий, большой ответственности, эффективной работы в условиях риска, опасности;
- противопоказания к овладению данной профессией (специальностью);
- специфика требований, предъявляемых к способностям, знаниям, навыкам и умениям специалиста (общетеоретическим, прикладным, специальным);
- связь общих и специальных знаний, навыков и умений с предметами общеобразовательного цикла и трудовым обучением в школе;
- объем знаний, навыков и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности по данной специальности;
- основные пути получения данной профессии (специальности) с указанием условий и сроков обучения в вузе;
- формы и методы совершенствования профессиональной подготовки и овладения профессиональным мастерством; перспективы продвижения по службе.[31]
Опираясь на ряд наук, профессиограмма в каждой своей отрасли должна пользоваться системой понятий соответствующей науки: техники - при описании технологического аспекта профессии, экономики - экономического значения, социологии - социологического, педагогики - подготовки специалистов, медицины - гигиенических условий и медицинских противопоказаний.
Психологический аспект профессиограммы должен быть выдержан в системе психологических понятий.[32]
Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, следующие классификации:
По цели составления:
Информационная – предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.
Диагностическая – производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.
Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
1. Общая характеристика профессии – история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности, профессиональная среда.
2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле – совокупность трудовых действий, входящих в состав определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) – характеристика профессионального поля, факторы, определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля.
3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации – уровень профессионального образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации.
4. Профессиональная мобильность работника – широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности смены специальности и профессии.
5. Оценка перспективности профессии – профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность работника, профессиональное самосовершенствование и карьера.[33]
Методологическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования:
1. Содержание деятельности субъекта труда – виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы, эмоциональные проявления, виды помех на рабочем месте, виды ошибок, травм, брака, возникающих в процессе деятельности.
2. Условия труда – санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.
Образовательно-ориентированное профессиографирование, проспетированное профессиографирование.
1. Паспорт профессии - тип профессии и ее отраслевая принадлежность; уровень образования и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии; социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров - форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления – функции, конкретные виды деятельности, типовые профессиональные задачи, профессиональные умения.
4. Проспектированная профессиограмма на каждой стадии профессионального становления.
Ведущая деятельность, основные подструктуры субъекта деятельности –
профессиональная направленность, профессиональная компетентность, ПВК, профессионально значимые психофизиологические свойства, - психологическая характеристика каждой подструктуры личности.[34]
5. Санитарно-гигиенические условия труда - режим труда, нервно-психическая напряженность, сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания
По мере общности:
Общая – описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.
Групповая – исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.
Монографическая – описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в рамках моей области исследования.
Изучение поведения, его внешней картины естественно переходит в изучение внутренних его психологических механизмов – внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.
ВКТ – это процесс непрерывного отражения в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций. В формировании ВКТ участвуют все психические процессы – познавательно - преобразовательные, эмоциональные и волевые.[35]
Следовательно, профессиографическое описание – это попытка отразить как внутреннею, так и внешнею картину труда, описание всех субъективных и объективных характеристик труда. Сопоставление внутренней и внешней картин труда происходит в психограмме, которая является основной частью профессиограммы. Иногда под психограммой понимается графическое соотнесение технологических операций и необходимых для их осуществления психологических качеств профессионала. Внешняя картина труда разбита на три основных блока, внутренняя представлена как структура психики человека – от психических процессов до свойств личности. Психограмма позволяет:
- выделить свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого профессионального действия, и определить степень важности различных психических функций для достижения конечного эффекта трудового процесса;
- определить один или несколько интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности.[36]
В состав психологических качеств специалиста, отражаемых в психограмме, входят описание трудового поведения, требований к особенностям психических процессов, описание типичных психологических состояний в труде, специфика которых определяется спецификой профессиональной деятельности, и требования, предъявляемые к его личности (к ним относятся нравственные качества личности, особенности характера, индивидуального опыта), а также индивидные свойства, такие, как возраст, пол, темперамент.[37]
Обоснование рекомендаций по психологической оценке и прогнозированию профессиональной пригодности предусматривает обязательное решение целого ряда вопросов: о необходимости создания такой системы, ее задачах, составе методического аппарата, критериях оценки пригодности и т. д. [33,35, 44, 229].
Актуальность определения профессиональной пригодности. Необходимость и целесообразность разработки мероприятий по определению профессиональной пригодности, как правило, определяются выраженными индивидуальными различиями специалистов по уровню профессиональной эффективности и по состоянию, степени выраженности у них профессионально важных психических качеств, а также наличием зависимости между этими характеристиками. Потребность в оценке и прогнозировании пригодности особенно актуальна, когда имеет место «отсев» в процессе обучения и практической деятельности лиц, у которых отмечается неудовлетворительное развитие необходимых для конкретной деятельности психологических качеств. Например, до введения психологического отбора «отсев» из летных школ Франции за период учебы составлял в среднем 62%, а в США – 72%; проведение предварительного отбора по психологическим критериям позволило снизить величину «отсева» в полтора – два раза. В то же время актуальность мероприятий по определению профессиональной пригодности снижается, если в процессе обучения возможно развитие профессиональных способностей до необходимого уровня, сама деятельность не предъявляет высоких требований к состоянию психических качеств, а система обучения и реальной деятельности может обеспечить необходимый уровень профессионального развития и адаптации индивида к требованиям конкретной деятельности С другой стороны, значение оценки, учета психологических предпосылок достижения требуемого уровня профессиональной пригодности возрастают для профессий, связанных со сложным, опасным, ответственным, напряженным характером труда, и тех, в которых «цена» ошибки, неверного решения и действия очень велика в профессиональном, социальном, экономическом отношениях как для общества, так и лично для профессионала.
Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии. Профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.
Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами: специфичность (конкретность) описания определенной деятельности; комплексность изучения; динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности); идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); использование качественно-количественных методов.
Профессиограмма должна содержать характеристику: общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.); содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.); средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.); условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.); организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.); субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.);
Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.[30]
При этом учитываются:
- индивидуальные психологические особенности, имеющие решающее значение для успешной работы по данной профессии (устойчивость, объем и быстрота переключения внимания; качества кратковременной, оперативной и долговременной памяти, свойства мышления, типологические особенности нервной системы);
- психологические характеристики преимущественных способов переработки информации и принятия решения (широта ассоциаций, быстрота мыслительных операций, продуктивность мышления, его гибкость и критичность);
- волевые качества и черты характера (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, находчивость, уверенность в своих силах и т.п.);
- социально-психологическая характеристика данной профессии (в том числе особенности трудовых коллективов, межличностные отношения);
- наличие и частота ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность и требующих значительных усилий, большой ответственности, эффективной работы в условиях риска, опасности;
- противопоказания к овладению данной профессией (специальностью);
- специфика требований, предъявляемых к способностям, знаниям, навыкам и умениям специалиста (общетеоретическим, прикладным, специальным);
- связь общих и специальных знаний, навыков и умений с предметами общеобразовательного цикла и трудовым обучением в школе;
- объем знаний, навыков и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности по данной специальности;
- основные пути получения данной профессии (специальности) с указанием условий и сроков обучения в вузе;
- формы и методы совершенствования профессиональной подготовки и овладения профессиональным мастерством; перспективы продвижения по службе.[31]
Опираясь на ряд наук, профессиограмма в каждой своей отрасли должна пользоваться системой понятий соответствующей науки: техники - при описании технологического аспекта профессии, экономики - экономического значения, социологии - социологического, педагогики - подготовки специалистов, медицины - гигиенических условий и медицинских противопоказаний.
Психологический аспект профессиограммы должен быть выдержан в системе психологических понятий.[32]
Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, следующие классификации:
По цели составления:
Информационная – предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.
Диагностическая – производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.
Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
1. Общая характеристика профессии – история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности, профессиональная среда.
2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле – совокупность трудовых действий, входящих в состав определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) – характеристика профессионального поля, факторы, определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля.
3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации – уровень профессионального образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации.
4. Профессиональная мобильность работника – широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности смены специальности и профессии.
5. Оценка перспективности профессии – профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность работника, профессиональное самосовершенствование и карьера.[33]
Методологическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования:
1. Содержание деятельности субъекта труда – виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы, эмоциональные проявления, виды помех на рабочем месте, виды ошибок, травм, брака, возникающих в процессе деятельности.
2. Условия труда – санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.
Образовательно-ориентированное профессиографирование, проспетированное профессиографирование.
1. Паспорт профессии - тип профессии и ее отраслевая принадлежность; уровень образования и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии; социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров - форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления – функции, конкретные виды деятельности, типовые профессиональные задачи, профессиональные умения.
4. Проспектированная профессиограмма на каждой стадии профессионального становления.
Ведущая деятельность, основные подструктуры субъекта деятельности –
профессиональная направленность, профессиональная компетентность, ПВК, профессионально значимые психофизиологические свойства, - психологическая характеристика каждой подструктуры личности.[34]
5. Санитарно-гигиенические условия труда - режим труда, нервно-психическая напряженность, сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания
По мере общности:
Общая – описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.
Групповая – исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.
Монографическая – описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в рамках моей области исследования.
Изучение поведения, его внешней картины естественно переходит в изучение внутренних его психологических механизмов – внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.
ВКТ – это процесс непрерывного отражения в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций. В формировании ВКТ участвуют все психические процессы – познавательно - преобразовательные, эмоциональные и волевые.[35]
Следовательно, профессиографическое описание – это попытка отразить как внутреннею, так и внешнею картину труда, описание всех субъективных и объективных характеристик труда. Сопоставление внутренней и внешней картин труда происходит в психограмме, которая является основной частью профессиограммы. Иногда под психограммой понимается графическое соотнесение технологических операций и необходимых для их осуществления психологических качеств профессионала. Внешняя картина труда разбита на три основных блока, внутренняя представлена как структура психики человека – от психических процессов до свойств личности. Психограмма позволяет:
- выделить свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого профессионального действия, и определить степень важности различных психических функций для достижения конечного эффекта трудового процесса;
- определить один или несколько интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности.[36]
В состав психологических качеств специалиста, отражаемых в психограмме, входят описание трудового поведения, требований к особенностям психических процессов, описание типичных психологических состояний в труде, специфика которых определяется спецификой профессиональной деятельности, и требования, предъявляемые к его личности (к ним относятся нравственные качества личности, особенности характера, индивидуального опыта), а также индивидные свойства, такие, как возраст, пол, темперамент.[37]
Обоснование рекомендаций по психологической оценке и прогнозированию профессиональной пригодности предусматривает обязательное решение целого ряда вопросов: о необходимости создания такой системы, ее задачах, составе методического аппарата, критериях оценки пригодности и т. д. [33,35, 44, 229].
Актуальность определения профессиональной пригодности. Необходимость и целесообразность разработки мероприятий по определению профессиональной пригодности, как правило, определяются выраженными индивидуальными различиями специалистов по уровню профессиональной эффективности и по состоянию, степени выраженности у них профессионально важных психических качеств, а также наличием зависимости между этими характеристиками. Потребность в оценке и прогнозировании пригодности особенно актуальна, когда имеет место «отсев» в процессе обучения и практической деятельности лиц, у которых отмечается неудовлетворительное развитие необходимых для конкретной деятельности психологических качеств. Например, до введения психологического отбора «отсев» из летных школ Франции за период учебы составлял в среднем 62%, а в США – 72%; проведение предварительного отбора по психологическим критериям позволило снизить величину «отсева» в полтора – два раза. В то же время актуальность мероприятий по определению профессиональной пригодности снижается, если в процессе обучения возможно развитие профессиональных способностей до необходимого уровня, сама деятельность не предъявляет высоких требований к состоянию психических качеств, а система обучения и реальной деятельности может обеспечить необходимый уровень профессионального развития и адаптации индивида к требованиям конкретной деятельности С другой стороны, значение оценки, учета психологических предпосылок достижения требуемого уровня профессиональной пригодности возрастают для профессий, связанных со сложным, опасным, ответственным, напряженным характером труда, и тех, в которых «цена» ошибки, неверного решения и действия очень велика в профессиональном, социальном, экономическом отношениях как для общества, так и лично для профессионала.