Файл: Актуальность психодиагностики в современной ситуации социального развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Актуальность психодиагностики в современной ситуации социального развития

· Психодиагностика в профессиональной сфере: рекруитмент и адаптация персонала, асессмент персонала, обучение и повышение квалификации персонала, мотивирование персонала, управленческое консультирование, анализ и оптимизация социальной структуры предприятия.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в связи с последними событиями в мировой экономике: среди людей начали остро ощущаться проблемы с поиском работы, т.е. увеличился процент безработицы, следовательно, на одну открытую вакансию любого предприятия заявляется достаточное множество соискателей с различным уровнем подготовки, стажем, образованием. Ввиду этого перед работодателем все чаще встает вопрос о профессиональной пригодности не только штата, но и лиц, претендующих на вакантную должность.

Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей индивида, которые влияют на успешность освоения какой-либо трудовой деятельностью и эффективность ее выполнения, так, например, бухгалтер должен обладать склонностью к математическому анализу, а директор грамотно организовать структуру своего предприятия.

Необходимо отметить, что профпригодность это не только то, что изучил и чего достиг профессионал, его удовлетворение от трудовой деятельности, а также врожденные качества - начиная от физических и заканчивая моральными. С научной точки зрения логично, что чем существеннее, сложнее профессия, тем больше качеств требуется.

Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. Профессиональная пригодность как соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека, имеет конкретный объект реализации и отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека.

Одним из этапов в реализации стремления к профессиональному мастерству на основе учета характера склонностей, интересов и возможностей конкретного индивида является проведение профессионального отбора кандидатов на выполнение трудовой деятельности.


На данный момент число отечественных работ, посвященных данной проблеме, постоянно растет, развиваются новые грани темы, что делает нашу работу актуальной.

Разработанность в науке. В отечественной литературе к настоящему времени имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим аспектам проблемы профессиональной̆ пригодности, многие из которых имеют ведомственное назначение и поэтому малодоступны. Из достаточно известных, фундаментальных исследований в данной области следует отметить работы Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича,              В.Н. Дружинина, Е.А. Климова, Б.В. Кулагина, Н.В. Макаренко, В.Л. Марищука, А.Т. Ростунова, Н.С. Пряжникова и других.

Цель исследования: которого: изучение методик психодиагностики профессиональной пригодности на примере профессии электромеханика по лифтам.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть принципы и методы изучения профессиональной пригодности;

2. Анализ особенностей профессиональной деятельности электромеханика по лифтам;

3. Выявление средств диагностики профессиональной пригодности;

4. Экспериментальная апробация методик психодиагностики;

5. Разработка предложений по коррекции и профилактике эмоционального выгорания претендентов.

Гипотеза исследования: если внедрить модель программы коррекции и профилактики можно предупредить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности электромехаников.

Объект исследования: профессиональная пригодность кандидатов на вакансию электромеханика по лифтам.

Предмет исследования: уровень сформированности факторов профессиональной пригодности кандидатов на вакансию электромеханика по лифтам.

В ходе эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:

-              Теоретический: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме.

-              Эмпирический: наблюдение, беседа, тестирование, психодиагностические методики: 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, Тест Беннета на техническую понятливость, Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, методика диагностики эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.

-              Статистический:

 количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования (t – критерий Стьюдента).

Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по коррекции и профилактике эмоционального выгорания претендентов, которые могут быть использованы службой психологического обеспечения деятельности другими организациями при приеме на работу в должность электромеханика по лифтам. Апробация рекомендаций проходила на базе Общества с ограниченной ответственностью «Управдом» в г. Ухте Республики Коми.

Структура и объем работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и семи приложений.

В первой главе приводится анализ литературы и составленный на его основе список способностей, необходимых в работе электромеханика по лифтам. Во второй главе проводится апробация некоторых диагностических методик, которые проверяют сформированность компетентностей у соискателей на вакантную должность электромеханика по лифтам. В третьей главе разрабатывается экспериментальная программа по коррекции и профилактике эмоционального выгорания претендентов на должность электромеханика, приводится результат проведенной работы. В заключении приводятся выводы по итогам апробации, конкретизируются методические рекомендации, приводятся основные результаты всего исследования.

Согласно основному закону Российской Федерации – Конституции, наша страна является демократическим, правовым государством, в котором каждому его гражданину обеспечиваются равные возможности для собственной самореализации. Такое сложное структурное образование, каким является государство, требует систему сдержек и противовесов – законодательной базы для полноценной жизнедеятельности каждого человека и общества в целом.

Разработкой, внедрением законов, а также соблюдением за их реализацией занимается институт права, который представлен различными учреждениями, в том числе таким, как прокуратура.

Каждый человек – участник общественных взаимоотношений, член гражданского общества заинтересован в качественном исполнении законов. Именно поэтому особенно остро общество реагирует на различные недостатки в работе правоохранительных органов. На наличие таковых в частности указывают В.В. Романов, М.В. Кроз, Е.А. Москалева, А.М. Столяренко и др.


Недостатки эти в основе своей связаны не столько с работой системы в целом, сколько с работой конкретных сотрудников правоохранительных органов. Именно поэтому основным решением проблемы, на которую, в частности, указывал Г.Г. Шиханцев  - повышения качества работы правоохранительных органов, многим видится внедрение эффективной системы отбора сотрудников в правоохранительные органы. «Необходимость строительства правового государства в Российской Федерации, острая потребность общества в коренном улучшении эффективности деятельности правоохранительных органов выдвигает на одно из первых мест задачу их кадрового обеспечения», - говорит Е.А. Москалева.

Работники прокуратуры сталкиваются с наиболее тяжкими формами нарушения законов. Поэтому к ним в первую очередь должны предъявляться строгие и самое главное – обоснованные требования к профессиональным и личным качествам, необходимым в работе сотрудника прокуратуры. Об этом в частности говорят в своем исследовании В.В. Романов и М.В. Кроз: «…потребность общества в существенном улучшении деятельности следственного аппарата, повышении качества прокурорского надзора выдвигает на одно из первых мест задачу кадрового обеспечения… комплектования специалистами, … пригодными … по своим индивидуально-психологическим, нравственным качествам…». В это же время упомянутые авторы указывают на нехватку исследований, направленных на разработку системы «научно обоснованного профессионального психологического отбора кандидатов, направляемых в органы прокуратуры…».

А.М. Столяренко и др. указывают на то, что современное положение дел в системе отбора кандидатов на работу в органы прокуратуры характеризуется наличием «биологических» идей, ставящих во главу угла физическую готовность кандидатов и проверку на отсутствие у тех явных психических отклонений. Современный подход, по мнению того же А.М. Столяренко, а также В.В. Романова, В.Л. Васильева, Г.Г. Шиханцева, Е.А. Москалевой, М.В. Кроз и др., должен строиться на психологически обоснованной совокупной оценке свойств личности.

Для этого, по мнению В.В. Романова, необходимо применять комплексный подход с использованием методик психодиагностики, анализа документов кандидатов, наблюдением за кандидатами. Сам же автор в качестве методик психодиагностики предлагает использовать методики СМИЛ, Кеттелла, Равена.

В логике вышесказанного обоснованным видится написание исследования, цель которого: изучение методик психодиагностики профессиональной пригодности кандидатов на службу на примере следственного комитета при прокуратуре РФ.


Объект исследования: профессиональная пригодность кандидатов на службу в следственный комитет при прокуратуре РФ.

Предмет исследования: уровень сформированности факторов профессиональной пригодности к службе в следственном комитете при прокуратуре РФ.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ теоретической и методической литературы с целью формирования концептуальной базы исследования;

2. Анализ особенностей профессиональной деятельности следователей прокуратуры РФ;

3. Выявление средств диагностики профессиональной пригодности;

4. Составление методических рекомендаций для работы специалиста по отбору кадров в следственный комитет при прокуратуре РФ.

Методы исследования:

- включенное и опосредованное наблюдение;

- тестирование;

- анализ научной и методической литературы.

Гипотеза:

Использование методик психодиагностики Р.Б. Кеттелла, Дж. Равенна, СМИЛ позволяет определить уровень сформированности базовых факторов профессиональной пригодности и общий уровень профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы следственного комитета при прокуратуре РФ.

Собранный в данном исследовании материал и его аналитическая обработка задают теоретическую значимость работы. С этой точки зрения в дальнейшем она может быть использована в других исследованиях схожей тематики. С практической точки зрения работа интересна предлагаемыми ею методическими рекомендациями, которые могут быть использованы службой психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов. Апробация рекомендаций проходила на базе следственного комитета при прокуратуре Центрального района города Красноярска.

Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и приложений.

В первой главе приводится анализ литературы и составленный на его основе список способностей, необходимых в работе следователя прокуратуры. Во второй главе проводится апробация некоторых диагностических методик, которые проверяют сформированность компетентностей у сотрудников следственного аппарата прокуратуры. В заключении приводятся выводы по итогам этой апробации, конкретизируются методические рекомендации, приводятся основные результаты всего исследования.