Файл: Ведь на урок наш он темой проник. Тема урока Типы речи Типы речи повествование описание рассуждение.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
По-разному можно текст создавать:
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ведь на урок наш он темой проник.
Рассказывает о каком-то событии
Отвечает на вопрос: что произошло?
Отвечает на вопросы: какой, какая, какие?
Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие
Содержит объяснение каких-то утверждений
Отвечает на вопросы: почему, зачем?
Может быть, потому, что мальчик
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
Вот почему мы все любим Нордика.
1.О том, что произошло с собакой.
Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.
Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
Тема урока:
Типы речи
Типы речи
- повествование
- описание
- рассуждение
Текст-повествование
Рассказывает о каком-то событии
Отвечает на вопрос: что произошло?
Текст
У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал.
Текст-описание
Описывает что-то
Отвечает на вопросы: какой, какая, какие?
Текст
Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие
Текст-рассуждение
Содержит объяснение каких-то утверждений
Отвечает на вопросы: почему, зачем?
Текст
Почему щенок убежал от Алёши?
Может быть, потому, что мальчик
обидел Тузика?
Текст 1
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
Текст 2
Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.Текст 3
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.Вот почему мы все любим Нордика.
Тема – собака Нордик
Тексты рассказывают:
1.О том, что произошло с собакой.
2.О том, как выглядит собака.
3.О том, за что любят пса.
Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.
Текст № 1.
Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.
(По Ю. Алешковскому)
Текст № 2
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
(По И. Соколову-Микитову)
Текст № 3
Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым. Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.(В. Солоухин)
Определите тип текста
1
2
3