Файл: Реферат по дисциплине Финансы студентки очной формы обучения направления подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование по профилю Иностранный язык и экономика.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Реферат
по дисциплине «Финансы»
студентки очной формы обучения
направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по профилю «Иностранный язык и экономика»
4 курса группы 02051905
Мандриковой Валерии Игоревны
БЕЛГОРОД 2022
Содержание
Введение 3
Налоги: понятие и функции 3
Виды налогов 4
Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации. 7
Проблемы российской системы налогообложения 7
Пути решения проблем в налоговой системе РФ 10
Заключение 12
Список литературы: 13
Введение
Налоговая система России с первых дней своего существования развивалась в условиях экономического кризиса. В сложной ситуации сдерживает рост дефицита бюджета, обеспечивает функционирование всего экономического аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать насущные потребности государства, в основном отвечает актуальным задачам перехода к рынку экономика.
Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, особенно в переходный период к рынку, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые формируют бюджеты всех уровней государства. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система и система налоговых органов.
Налоги: понятие и функции
Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансирования обеспечения деятельности государства.
С помощью налогов государство влияет на многие, в том числе и на экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие определенных отраслей, влиять на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение и регулировать количество денег в обращении.
Налоговые функции:
-
обеспечение доходов бюджета (фискальный); -
распределение для перераспределения и уменьшения дифференциации доходов; -
регулирование циклических процессов в экономике для снижения безработицы и инфляции; -
стимулирование (или ограничение; ограничение) предпринимательства; -
обеспечение создания социальной и промышленной инфраструктуры; -
контроль.
Каждый налог содержит обязательные позиции. Это указывает на:
-
кто является плательщиком, то есть субъектом этого налога; -
что является объектом налогообложения; -
с какого источника уплачивается налог; -
в каких единицах измеряется объект налогообложения.
Налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:
-
принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов; -
основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей; -
права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.); -
ответственность за нарушение налогового законодательства; -
формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства; информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).
Виды налогов
Налоги делятся по уровням утверждения ставок: федеральные, региональные: республики, края, районы, районы и местные: городские, административные округа, группы сел, городки.
По способу сбора налоги делятся на прямые и косвенные.
Через прямые налоги взимаются непосредственно доходы, имущество и деятельность граждан, организаций и предприятий.
Косвенные налоги взимаются со стоимости товаров и услуг. Производители платят эти налоги, которые обычно включают их стоимость в стоимость товара и переносят бремя на покупателей.
Основные прямые налоги:
-
подоходный налог; -
корпоративный подоходный налог (подоходный); -
налог на имущество физических и юридических лиц; -
налог на природные ресурсы; -
единый социальный налог.
Основные косвенные налоги:
-
акцизы; -
налог на добавленную стоимость (НДС); -
налог с продаж; -
таможенные платежи.
Кроме того, применяются налоги и сборы: на доходы банков, от страховой деятельности, на добычу полезных ископаемых, печать, лицензию и регистрацию, государственную пошлину на наследство, землю, лес, вмененный (общий) доход, на право торговля, для воды, для обслуживания полиции, на дорогах.
Рассмотрим характеристику наиболее важных налогов:
НДС - вывод части увеличения стоимости вновь созданного в процессе этого производства. Налог взимается с разницы в цене проданных товаров и приобретенного сырья или полуфабрикатов. Сейчас в России НДС составляет 20%.
Акциз является косвенным налогом, часто на продукты нерационального потребления (алкоголь, сигареты) и предметы роскоши. Он определяется не по курсу, а в конкретной денежной сумме за единицу товара.
Подоходный налог с предприятий взимается в России по сниженной ставке 24%, а в США - 34%, Швеции - 52%, Германии - 56%.
Для этого налога часто применяется полное или частичное освобождение от оплаты. Таким образом, прибыль, направленная на расширение или переоснащение производства, может быть прибыльной. Значительными выгодами являются сельское хозяйство, другие отрасли и виды деятельности.
Единая базовая ставка для уплаты страховых взносов с 1 января 2023 года составляет 30 процентов. Она применяется при расчете суммы страховых взносов до достижения предельной базы. С превышения предельной базы страховые взносы рассчитываются по ставке 15,1 процентов.
Подоходный налог взимается со всех доходов домашних хозяйств: заработная плата, дивиденды, проценты по вкладам, доходы от предпринимательской деятельности, от продажи имущества.
Ставки этого налога в России колеблются от 9 до 35%.
По характеру воздействия налоговые системы могут быть: прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Прогрессивная система предусматривает повышение налоговой ставки по мере роста доходов. Эта система предназначена для уменьшения различий в финансовом положении граждан; он используется во всем мире, за исключением Российской Федерации.
Пропорциональная система предполагает одинаковую ставку налога для любой величины дохода (в Российской Федерации - 13%). Регрессивная шкала - чем больше доход, тем ниже ставка дохода. Так, в 2005 году ставки единого социального налога тем ниже, чем выше зарплата на человека, то есть 280 тысяч рублей. в год ставка 26%, что составляет более 280 тыс. руб. - 10% и более 600 тыс. руб. только 2%. Налог взимается в неизменном размере независимо от суммы дохода.
Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Проблемы российской системы налогообложения
К основным порокам действующей налоговой системы в РФ можно отнести следующие.
1. Нестабильность налоговой политики, которая проявляется в ее неустойчивости, противоречивости, сильной зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов.
2. Чрезмерный налоговый гнет, возложенный на налогоплательщика. Суммарная налоговая нагрузка, приходящаяся на отдельного предпринимателя, чрезмерно велика. Субъекты налоговых отношений вынуждены непрерывно нарушать налоговое законодательство путем ухода от налогов с помощью различных «черных» и «серых» схем.
А ведь надо еще учесть, что перед российскими предприятиями, в отличие от зарубежных конкурентов, стоят задачи почти полного обновления технической и технологической базы производства, восстановления оборотных средств, освоения рынков сбыта, создания рыночной инфраструктуры - и все это в условиях острейшей нехватки капитала.
3. Низкий уровень собираемости налоговых платежей. В развитых странах бюджеты всех уровней собирают от 30 до 50% валового внутреннего продукта (ВВП), а кое-где даже больше. У нас же в самые благополучные по сбору налогов месяцы этот показатель едва достигает 15% ВВП.
4. Чрезмерное распространение налоговых льгот. Налоговый кодекс не смог поставить заслон налоговым привилегиям, которые успеш-
но практикуются наряду с льготами, прописанными в налоговом законодательстве. Следствием этого становятся огромные потери бюджета. Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.
5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики. В действующей налоговой системе не предусмотрено сколько-нибудь серьезных льгот для отечественных товаропроизводителей, в результате чего инвестиционные вложения в экономику близки к нулю. Российские промышленность и сельское хозяйство лишены инновационных вливаний, а их вклад в ВВП национального хозяйства стремительно снижается.
6. Эффект инфляционного налогообложения. Известно, что в результате межотраслевой конкуренции равные капиталы, независимо от их органического строения, приносят в среднем одинаковую прибыль. Рублевый прирост поступлений в бюджет, отражающий собой процесс инфляционного налогообложения, искусственно вмешивается в этот стоимостной закон и создает тем самым неравенство в налоговой нагрузке плательщиков, вследствие которого дополнительные потери несет крупный капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный).
7. Формирование нерациональной структуры внешней торговли. Отсутствие среди поставок за рубеж технически сложной, наукоемкой и трудоемкой продукции для обеспечения ценовой конкурентоспособности товаров на мировом рынке обусловливает реакционный характер механизма действия НДС. В современной России с ее сырьевым характером экспорта и с развитыми добывающими и металлургическими отраслями освобождение от уплаты НДС способствует превращению России в сырьевую колонию для западного капитала.
8. Чрезмерный объем начислений на заработную плату. Существует объективное противоречие между двумя основными субъектами налоговых отношений - государством и налогоплательщиками, - которое воспроизводится непрерывно. Оно заключается в том, что частный собственник в погоне за максимальной прибылью стремится минимизировать издержки производства, в том числе и зарплату. Государству же для динамичного развития производительных сил, наоборот, требуется высокий платежеспособный спрос населения.
Действующая налоговая система это противоречие возводит в ранг абсурда тем, что обязывает работодателя выплачивать в виде различных начислений и налогов более половины от фактической заработной платы наемных работников. Естественно, что предприниматель уводит зарплату в тень, что обусловливает низкий уровень потребления населения и накопление застойных