Файл: Реферат по дисциплине Финансы студентки очной формы обучения направления подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование по профилю Иностранный язык и экономика.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тенденций в социально-экономическом развитии страны.
9. Единая ставка налога на доход с физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы ставок обложения подоходного налога противоречит здравому смыслу. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. Нарушается один из важнейших принципов -справедливость налогообложения. Кроме того, стимулирование активности и предприимчивости наиболее эффективно на стадии зарабатывания средств, получения дохода, а не на этапе его последующего перераспределения.
К числу других, не менее важных, пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся следующие:
- ярко выраженная регрессивность налогового обложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полной мере);
- неравновесное возложение основного налогового бремени на производственные отрасли;
- исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов, через перевод средств на счета в зарубежных оффшорных зонах и т.д.).
Пути решения проблем в налоговой системе РФ
Существующая налоговая система Российской Федерации, не смотря на все проведенные ее изменения, требует серьезного реформирования, так как не выполняет все возложенные на нее функции. С одной стороны, налоговая система России должна обеспечивать достаточный для бюджета уровень сбора налогов, с другой стороны, – способствовать росту экономики страны.
Какие же конкретные направления налоговой реформы представляются наиболее прогрессивными?
1. Реформа налоговой системы должна быть комплексной, все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных, можно сказать, политических решения:
- существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок, в первую очередь для товаропроизводителей;
- одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
Иными словами, необходимо создать в стране условия, которые, с одной стороны, не принуждали бы честного и законопослушного налогоплательщика искать и находить пути ухода от налогообложения, а с другой - закрыли бы для нечестного налогоплательщика все ныне используемые лазейки.
2. Усиление справедливости налоговой системы за счет:
- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, за счет имеющихся необоснованных льгот и исключений);
- отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;
- исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.
3. Упрощение налоговой системы за счет установления налогов и сборов исчерпывающего перечня с сокращением их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
4. Обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Реализации этой цели, в частности, должно способствовать установление на федеральном уровне жесткого исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов, общих принципов установления этих налогов, а также предельных значений их ставок.
5. Сокращение налоговых льгот. Это не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.
Однако льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что особенно важно, их необходимо предоставлять участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.
6. Изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.
7. Совершенствование системы налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, и, в первую очередь, к налогу на прибыль. Следовало бы ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается.
При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. В этом случае бюджетные поступления не сократятся, так как сумму платежей в бюджет определяет не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае имела бы тенденцию к росту.
8. Ликвидация всех налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой.
9. Существенное снижение ставки НДС, широкое применение налогов, удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы.
Заключение
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые отношения предприятий с государством при переходе к рыночной экономике, является налоговая система. Он призван обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения наиболее важных экономических и социальных проблем. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствуя созданию рыночных отношений.
Налоговая система России все еще несовершенна, нуждается в совершенствовании. Основные направления совершенствования налоговой системы включают снижение налоговой нагрузки, оптимальное распределение средств между бюджетами различного уровня, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлечь инвесторов на российские предприятия, негативно сказывается на экономической и социальной динамике общества.
Проблема совершенствования налоговой системы сегодня очень актуальна, о чем свидетельствуют предложения российских экономистов по оптимизации налогообложения. Так, предприниматели торгово-промышленной палаты России выделяют, среди прочего, следующие направления реформ: создание условий для развития малого и среднего бизнеса (в том числе инновационных), снижение налогового бремени крупных налогоплательщиков, совершенствование НДС, введение новой амортизационной политики.
Список литературы:
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст] : Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
Абдулхаирова, Э.М. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию [Текст] / Э.М. Абдулхаирова // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее. – 2016. – С. 193. -
Грачев, М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты [Текст] / М.С. Грачев //Финансы и кредит. – 2012. – №. 27 (507). -
Налоги и налоговая система : учебное пособие / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Т.В. Сапрыкина. – Белгород, НИУ «БелГУ», 2016 – 130 с. №16(265).В.43.-С.16-25 -
Налоги и сборы в схемах и таблицах / Под ред. А.А. Ялбулганова. — М., 2012. – 181 с. -
Налоговое законодательство и разъяснения ФНС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [15.03.2017]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/razyasneniya_nalogovogo_organa/