Файл: Реферат по дисциплине Финансы студентки очной формы обучения направления подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование по профилю Иностранный язык и экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Реферат

по дисциплине «Финансы»

студентки очной формы обучения

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование по профилю «Иностранный язык и экономика»

4 курса группы 02051905

Мандриковой Валерии Игоревны

БЕЛГОРОД 2022

Содержание




Введение 3

Налоги: понятие и функции 3

Виды налогов 4

Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации. 7

Проблемы российской системы налогообложения 7

Пути решения проблем в налоговой системе РФ 10

Заключение 12

Список литературы: 13


Введение


Налоговая система России с первых дней своего существования развивалась в условиях экономического кризиса. В сложной ситуации сдерживает рост дефицита бюджета, обеспечивает функционирование всего экономического аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать насущные потребности государства, в основном отвечает актуальным задачам перехода к рынку экономика. 

Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, особенно в переходный период к рынку, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях.   

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые формируют бюджеты всех уровней государства. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система и система налоговых органов. 

Налоги: понятие и функции


Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансирования обеспечения деятельности государства.

С помощью налогов государство влияет на многие, в том числе и на экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие определенных отраслей, влиять на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение и регулировать количество денег в обращении. 

Налоговые функции:

  1. обеспечение доходов бюджета (фискальный);

  2. распределение для перераспределения и уменьшения дифференциации доходов;

  3. регулирование циклических процессов в экономике для снижения безработицы и инфляции;

  4. стимулирование (или ограничение; ограничение) предпринимательства;

  5. обеспечение создания социальной и промышленной инфраструктуры;

  6. контроль.

Каждый налог содержит обязательные позиции. Это указывает на: 

  • кто является плательщиком, то есть субъектом этого налога; 

  • что является объектом налогообложения;

  • с какого источника уплачивается налог;

  • в каких единицах измеряется объект налогообложения.

Налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;

  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;

  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);

  • ответственность за нарушение налогового законодательства;

  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства; информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).

Виды налогов

Налоги делятся по уровням утверждения ставок: федеральные, региональные: республики, края, районы, районы и местные: городские, административные округа, группы сел, городки. 



По способу сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Через прямые налоги взимаются непосредственно доходы, имущество и деятельность граждан, организаций и предприятий.

Косвенные налоги взимаются со стоимости товаров и услуг. Производители платят эти налоги, которые обычно включают их стоимость в стоимость товара и переносят бремя на покупателей. 

Основные прямые налоги:

  • подоходный налог;

  • корпоративный подоходный налог (подоходный);

  • налог на имущество физических и юридических лиц;

  • налог на природные ресурсы;

  • единый социальный налог.

Основные косвенные налоги:

  1. акцизы;

  2. налог на добавленную стоимость (НДС);

  3. налог с продаж;

  4. таможенные платежи.

Кроме того, применяются налоги и сборы: на доходы банков, от страховой деятельности, на добычу полезных ископаемых, печать, лицензию и регистрацию, государственную пошлину на наследство, землю, лес, вмененный (общий) доход, на право торговля, для воды, для обслуживания полиции, на дорогах.

Рассмотрим характеристику наиболее важных налогов:

НДС - вывод части увеличения стоимости вновь созданного в процессе этого производства. Налог взимается с разницы в цене проданных товаров и приобретенного сырья или полуфабрикатов. Сейчас в России НДС составляет 20%.  

Акциз является косвенным налогом, часто на продукты нерационального потребления (алкоголь, сигареты) и предметы роскоши. Он определяется не по курсу, а в конкретной денежной сумме за единицу товара. 

Подоходный налог с предприятий взимается в России по сниженной ставке 24%, а в США - 34%, Швеции - 52%, Германии - 56%.

Для этого налога часто применяется полное или частичное освобождение от оплаты. Таким образом, прибыль, направленная на расширение или переоснащение производства, может быть прибыльной. Значительными выгодами являются сельское хозяйство, другие отрасли и виды деятельности.  

Единая базовая ставка для уплаты страховых взносов с 1 января 2023 года составляет 30 процентов. Она применяется при расчете суммы страховых взносов до достижения предельной базы. С превышения предельной базы страховые взносы рассчитываются по ставке 15,1 процентов.

Подоходный налог взимается со всех доходов домашних хозяйств: заработная плата, дивиденды, проценты по вкладам, доходы от предпринимательской деятельности, от продажи имущества.

Ставки этого налога в России колеблются от 9 до 35%.


По характеру воздействия налоговые системы могут быть: прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Прогрессивная система предусматривает повышение налоговой ставки по мере роста доходов. Эта система предназначена для уменьшения различий в финансовом положении граждан; он используется во всем мире, за исключением Российской Федерации.  

Пропорциональная система предполагает одинаковую ставку налога для любой величины дохода (в Российской Федерации - 13%). Регрессивная шкала - чем больше доход, тем ниже ставка дохода. Так, в 2005 году ставки единого социального налога тем ниже, чем выше зарплата на человека, то есть 280 тысяч рублей. в год ставка 26%, что составляет более 280 тыс. руб. - 10% и более 600 тыс. руб. только 2%. Налог взимается в неизменном размере независимо от суммы дохода.       

Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Проблемы российской системы налогообложения


К основным порокам действующей налоговой системы в РФ можно отнести следующие.

1. Нестабильность налоговой политики, которая проявляется в ее неустойчивости, противоречивости, сильной зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов.

2. Чрезмерный налоговый гнет, возложенный на налогоплательщика. Суммарная налоговая нагрузка, приходящаяся на отдельного предпринимателя, чрезмерно велика. Субъекты налоговых отношений вынуждены непрерывно нарушать налоговое законодательство путем ухода от налогов с помощью различных «черных» и «серых» схем.

А ведь надо еще учесть, что перед российскими предприятиями, в отличие от зарубежных конкурентов, стоят задачи почти полного обновления технической и технологической базы производства, восстановления оборотных средств, освоения рынков сбыта, создания рыночной инфраструктуры - и все это в условиях острейшей нехватки капитала.

3. Низкий уровень собираемости налоговых платежей. В развитых странах бюджеты всех уровней собирают от 30 до 50% валового внутреннего продукта (ВВП), а кое-где даже больше. У нас же в самые благополучные по сбору налогов месяцы этот показатель едва достигает 15% ВВП.

4. Чрезмерное распространение налоговых льгот. Налоговый кодекс не смог поставить заслон налоговым привилегиям, которые успеш-


но практикуются наряду с льготами, прописанными в налоговом законодательстве. Следствием этого становятся огромные потери бюджета. Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики. В действующей налоговой системе не предусмотрено сколько-нибудь серьезных льгот для отечественных товаропроизводителей, в результате чего инвестиционные вложения в экономику близки к нулю. Российские промышленность и сельское хозяйство лишены инновационных вливаний, а их вклад в ВВП национального хозяйства стремительно снижается.

6. Эффект инфляционного налогообложения. Известно, что в результате межотраслевой конкуренции равные капиталы, независимо от их органического строения, приносят в среднем одинаковую прибыль. Рублевый прирост поступлений в бюджет, отражающий собой процесс инфляционного налогообложения, искусственно вмешивается в этот стоимостной закон и создает тем самым неравенство в налоговой нагрузке плательщиков, вследствие которого дополнительные потери несет крупный капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный).

7. Формирование нерациональной структуры внешней торговли. Отсутствие среди поставок за рубеж технически сложной, наукоемкой и трудоемкой продукции для обеспечения ценовой конкурентоспособности товаров на мировом рынке обусловливает реакционный характер механизма действия НДС. В современной России с ее сырьевым характером экспорта и с развитыми добывающими и металлургическими отраслями освобождение от уплаты НДС способствует превращению России в сырьевую колонию для западного капитала.

8. Чрезмерный объем начислений на заработную плату. Существует объективное противоречие между двумя основными субъектами налоговых отношений - государством и налогоплательщиками, - которое воспроизводится непрерывно. Оно заключается в том, что частный собственник в погоне за максимальной прибылью стремится минимизировать издержки производства, в том числе и зарплату. Государству же для динамичного развития производительных сил, наоборот, требуется высокий платежеспособный спрос населения.

Действующая налоговая система это противоречие возводит в ранг абсурда тем, что обязывает работодателя выплачивать в виде различных начислений и налогов более половины от фактической заработной платы наемных работников. Естественно, что предприниматель уводит зарплату в тень, что обусловливает низкий уровень потребления населения и накопление застойных