Файл: Методы управления инновационными проектами(Теоретические основы управления инновационными проектами на предприятии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, выполняя перечисленные функции, инновации играют особую роль в повышении конкурентоспособности предприятий и эффективности их деятельности.

Последовательность действий, включающая инициацию инновации, разработку новых продуктов и операций, их реализацию на рынке и дальнейшее распространение результатов называется инновационным процессом. Иными словами, инновационный процесс - это жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность мероприятий, алгоритм работ на протяжении всего цикла инновационных преобразований (инновационного цикла), содержащий этапы создания, освоения и промышленной реализации инноваций.

По мнению многих исследователей в данной области, инновационный процесс включает в себя комплекс элементов, которые, при интеграции в единую последовательность, образуют структуру инновационного процесса [7] (см. рис. 1).

Рисунок 1. Структура инновационного процесса

Так, начальным этапом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, её технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объём выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, её продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на её продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

1.2 Жизненный цикл инновационных проектов и специфика управления ими

Разработка инновационного проекта - длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определённой последовательности всеми исполнителями проекта называется жизненным циклом инновационного проекта. Жизненный цикл состоит из фаз. Каждая фаза характеризуется достижением одного или нескольких результатов. Результат - это измеримый продукт работы. Формально фазы проекта включают стадии. Стадии проекта состоят из этапов. Этапы проекта включают виды работ (работы) [18]. Полная структуризация «фаза - стадия - этап - работа» не обязательна. Все определяется спецификой проекта.


Анализ классификации инновационных проектов позволяет сделать вывод о том, что стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ.

Однако у каждого проекта можно выделить начальную (предпроектную) стадию, стадию разработки (прединвестиционная фаза), стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционная фаза). Каждая фаза инновационного проекта имеет свои цели и задачи (см. таблицу 3).

Как было отмечено ранее, инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.

Таблица 3

Структурная модель жизненного цикла инновационного проекта

Фазы

ИП

Прединвестиционная фаза

Инвестиционная фаза

Стадии

ИП

Предпроектная

стадия

Стадия разработки

Стадия реализации

Стадия завершения

Этапы ИП

Определения целей и задач проекта

Разработка плана НИОКР

Заключение договоров (на поставку оборудования, подрядные работы и т.д.)

Оценка

экономической эффективности от внедрения результатов ИП

Маркетинговые

исследования

Разработка ТЭО

Разработка планов по реализации ИП

Анализ отзывов и пожеланий потребителей

Разработка инвестиционного плана; предпроектное обоснование инвестиций

Выдача задания на проектирование

Выполнение работ

1. Закрытие проекта, демонтаж оборудования(в случае неудачи);

2. Корректировка планов и начало нового ИП на основе предыдущего (в случае успешной реализации результатов ИП)

Экологическое обоснование и экспертиза

Принятие окончательного решения об инвестировании

Мониторинг, контроль и оплата выполненных работ, управление рисками ИП

Подготовка

контрактной

документации

Реализация НИОКР, подготовка производства

Серийное производство, коммерциализация результатов ИП

К основным стадям жизненного цикла инновационного проекта относят:

1. Предпроектная стадия, в рамках которой происходит установление миссии-предназначения, миссии-ориентации и миссии-политики предприятия, в которых отражается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям, формулируется цель развития организации, проектируется и рассчитывается дерево целей, а именно:


- обозначаются цели и задачи проекта;

- проводятся маркетинговые исследования с целью анализа уже имеющихся на рынке разработок, уточнения источников и условий финансирования, предварительного изучения спроса на продукцию в результате внедрения инновационного проекта;

- осуществляется подготовка предложений по организационно - правовой форме реализации инновационного проекта и составу участников;

- разрабатывается инвестиционный план с дальнейшим обоснованием инвестиций;

- подготавливается контрактная документация на проектные работы.

Участниками предпроектной стадии являются потенциальные

функциональные заказчики, Совет главных инженеров предприятия, Научно - технический совет, Департамент технической политики, Центр инновационного развития, Центр научно - технической информации, дочерние общества предприятия, научные организации и т. д.

Основные результаты данной стадии - оценка экономической эффективности инновационного проекта, установление сроков его реализации и подготовка конкретной документации

2. Стадия разработки включает в себя следующие этапы:

- формирование технического задания на выполнение научно­исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ и составление плана научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ;

-составление технико-экономическое обоснования инновационного проекта;

-описание совершенствуемых производственных и управленческих процессов;

-разработка программы внедрения - комплекса технических, экономических и организационных мероприятий, реализация которых необходима для создания и использования инновационной продукции;

-определение общего объема финансирования по инновационному проекту в целом и отдельно по каждой его стадии;

-включение заявок, одобренных рабочей группой по инновациям, в реестр инновационных проектов;

-выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (научные исследования; изготовление опытных образцов; разработка технологической, конструкторской, проектной документации; разработка нормативно - методических документов; осуществление патентных исследований; проведение испытаний);

-осуществление комплексной подготовки производства.

Результатом данной стадии будет комплексная подготовка производства.

3.Стадия реализации состоит из следующих этапов:

-оформление контрактной документации - заключение договоров (на поставку оборудования, сырья, подрядные работы, виды деятельности, преданные на аутсорсинг);


-разработка планов по реализации инновационного проекта (стратегическое, тактическое и оперативное планирование реализации инновационного проекта);

-календарное планирование реализации инновационного проекта;

-выполнение работ;

-диспетчирование, мониторинг (с целью корректировки хода выполнения работ, прекращения их выполнения в ситуации выявления нецелесообразности дальнейшего продолжения работ, невозможности получения запланированных результатов);

-контроль выполняемых работ, осуществляемый по трем аспектам реализации проекта:

1.время (учет временного ограничения при реализации мероприятий по инновационному проектированию);

2.стоимость (планирование и осуществление этапов инновационного проекта в соответствии с установленным бюджетом);

3.качество (соответствие получаемого продукта и процессов требуемым характеристикам, предъявляемым к их качеству).

Важным аспектом является то, что на процесс реализации проекта оказывает существенное влияние значительное количество как внешних, так и внутренних факторов, что, как показывает практика, зачастую обусловливает изменение расчетных параметров проекта (временных и стоимостных). В данных условиях одним из основных инструментов управления инновационными проектами является эффективная реализация функции контроля. Иными словами, контроль можно определить как постоянный и структурированный процесс, основное направление которого - проверка продвижения работ, а также качество выполнения корректирующих действий. Контроль можно разделить на четыре стадии (см. рис. 2).

Рисунок 2. Стадии контроля при реализации инновационных проектов

Стадия реализации инновационного проекта включает следующие этапы:

- оплата выполненных работ;

- испытание образцов новой техники;

- серийный выпуск новой техники;

- массовое внедрение и применение новой техники, технологий;

- сертификация новой техники;

- получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;

- мониторинг эффективности массового внедрения инновационных продуктов с целью подтверждения заявленных исполнителями показателей эффективности, объемов внедрения;

- коммерциализация интеллектуальной собственности;

- управление рисками инновационного проекта.

Итогом стадии реализации инновационного продукта станет выпуск первой партии инновационной продукции.


4. Стадия завершения инновационного проекта заключается в следующих этапах:

- оценка экономической эффективности инновационного проекта (завершение инновационного проекта осуществляется при дальнейшей невозможности решения целевой задачи проекта, заключающейся в получении дохода (прибыли), преимущества на рынке аналогичной продукции вследствие морального устаревания примененных технических решений либо неэффективности дальнейшего использования инновационного продукта);

- анализ отзывов и пожеланий потребителей (мониторинг каналов обратной связи с потребителями);

- завершение инновационного проекта, демонтаж оборудования - списание (ликвидация) новой техники, прекращение использования технологий, подведение итогов инновационного проекта в части достижения поставленной цели, получения ожидаемой эффективности проекта;

- разработка «улучшающих» инновационных проектов, корректировка планов и продолжение жизненного цикла инновационного проекта (при условии успешной реализации и эффективного внедрения результатов инновационного проекта).

Таким образом, жизненный цикл инновационного проекта охватывает все стадии его воплощения - от появления замысла до его реализации и коммерциализации.

В условиях реализации инновационной деятельности термином «коммерциализация» принято определять процесс продвижения инновационной продукции, что, по одному из определений, является получением прибыли от коммерческого использования информации о продукции или технологии и/или самой продукции или технологии.

В ходе коммерциализации источниками доход может быть получен из следующих источников (см. рис. 3).

Рисунок 3. Основные источники дохода в процессе коммерциализации инновации

Коммерциализация является процессом выведения результатов инновационного проекта на рынок и состоит из нескольких этапов:

- оценка и отбор инновационных проектов, в результате которых происходит формирование необходимых финансовых средств;

- привлечение инвесторов (при необходимости);

- вывод инновации на рынок, параллельно с чем выполняется определение права на инновации в случае привлечения инвесторов;

- производство инновации.

Однако чтобы довести результаты инновационного проекта до стадии коммерциализации, необходимо выполнить определенную номенклатуру работ и предоставить инновационным предприятиям большой перечень услуг. В частности, для продвижения технологий до стадии коммерциализации предприятию необходимо: