Файл: Методы управления инновационными проектами(Теоретические основы управления инновационными проектами на предприятии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- провести экспертизу результатов инновационного проекта;

- отобрать результаты, являющиеся наиболее привлекательными для финансирования, оценив перспективы коммерциализации и проведя технологический маркетинг;

- разработать бизнес-план и организовать поиск инвесторов;

- распределить и юридически закрепить права на интеллектуальную собственность в перспективе с учетом интересов всех участвующих в процессе сторон;

- осуществлять управление проектом коммерциализации на стадии внедрения технологий в производственный процесс;

- реализовывать оказание услуг по выбору направлений дальнейшей модификации и сопровождения объектов интеллектуальной собственности.

Представленный комплекс меропрятий является достаточно трудоемким и затратным, а также обусловливает высокие требования к уровню квалификации задействованного в данном процессе управленческого персонала.

Процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи представляет собой совокупность процедур по управлению инновационным проектом.

Следует учитывать, что в основе управления инновационными проектами лежит совокупность научно обоснованных и имеющих практическое применение принципов (см рис. 4) [39].

Рисунок 4. Основные принципы управления инновационными проектами

Таким образом, достижение поставленных целей при инновационном проектировании обеспечивается за счет грамотных действий административно - управленческого аппарата проекта, реализуемых на основе вышеперечисленных принципов на протяжении всего цикла управления инновационным проектом.

Глава 2 Анализ управления инновационными проектами в ООО «КАМПЛАСТ-Т»

2.1 Организационно-экономическая характеристика

ООО «КАМПЛАСТ-Т»

Общество с ограниченной ответственностью «КАМПЛАСТ-Т» - предприятие, которое около 20 лет занимается производством пластмассовых автомобильных комплектующих изделий интерьера и экстерьера, изготовленных методом литья и вакуумного формования (всего около 100 наименований).

С 1997 года организация является поставщиком для ОАО «АвтоВАЗ».

Более 10 лет поставляет комплектующие изделия на ОАО «АвтоВазАгрегат».


С 2008 года поставляет крупногабаритные корпуса климат-контроля на ОАО «Апекс» (бывший «Завод климатических систем» (ЗКС)).

С 2017 г. является поставщиком 2-го уровня комплектующих изделия в г. Ульяновск для производства автомобиля УАЗ-Патриот.

Производственная площадка организации находится по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Окраинная , 7 «А»

Общая площадь предприятия составляет 5 га и включает:

1) корпуса 1000 м2 и 300 м2 - из бетонных блоков, отапливаемый, освещенный, с двумя кран-балками.

2) корпуса 900 м2 и 3*200 м2 - модульного типа (зимний вариант), отапливаемые, освещенные.

Численность персонала - около 70 человек.

На предприятии представлено как вертикальное, так и горизонтальное разделение труда.

К основному производству относятся такие подразделения как цех пластмасс и ремонтная служба, а также их руководители - заместитель главного инженера, начальник цеха и технолог. Именно на этом подразделение лежит ответственность за своевременный выпуск качественной продукции. Основное производство подчиняется главному инженеру.

Вспомогательные службы включают автомобильный и вспомогательный участки, руководителями которых являются главный механик, начальник и автомобильного и вспомогательного участков. На данном участке лежит ответственность за ремонт и планово-предупредительное обслуживание автотранспорта, а также своевременное предоставление автомобилей в исправном состоянии для погрузки продукции.

Начальник отдела контроля качества имеет в подчинении трех человек: инженера по качеству и двух контролеров качества продукции и технологического процесса. Основной задачей данного отела является предотвращение выпуска и поставки продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, контрольным образцам, конструкторской и технологической документации, условиям договора, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех работников подразделений предприятия за качество выпускаемой продукции.

Бухгалтерский отдел возглавляет главный бухгалтер, которому подчиняются заместитель главного бухгалтера, старший бухгалтер, бухгалтер- материалист, бухгалтер и кассир. Бухгалтерия организует учет поступающих финансов, товарно-материальных ценностей, основных средств, выполнение операций, связанных с начислением и выплатой заработной платы, а также организует своевременное отражение всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете.


На основе данных бухгалтерской отчетности в таблице 5 представлены основные экономические показатели деятельности ООО «КАМПЛАСТ-Т» за 2015-2017 г.г.

Таблица 4

Основные экономические показатели деятельности ООО «КАМПЛАСТ-Т» за 2015-2017 гг.

п/п

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение

2015-2016 гг.

2016-2017 гг.

Абсолютное (+/-)

Темп

прироста, %

Абсолютное (+/-)

Темп

прироста, %

1

Выручка, тыс. руб.

133 175,00

121 869,00

139 265,00

-11 306,00

-8,49

17 396,00

14,27

2

Себестоимость продаж, тыс. руб.

121 039,00

112 787,00

129 291,00

-8 252,00

-6,82

16 504,00

14,63

3

Валовая прибыль (убыток), тыс. руб.

8 967,00

9 082,00

9 974,00

115,00

1,28

892,00

9,82

4

Управленческие расходы, тыс.руб.

5 624,00

5 979,00

5 343,00

355,00

6,31

-636,00

-10,64

5

Коммерческие расходы, тыс. руб.

412,00

592,00

428,00

180,00

43,69

-164,00

-27,70

6

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

3 109,00

2 511,00

4 203,00

-598,00

-19,23

1 692,00

67,38

7

Чистая прибыль, тыс. руб.

567,00

259,00

1 234,00

-308,00

-54,32

975,00

376,45

8

Основные средства, тыс. руб.

2 895,00

8 477,00

5 126,00

5 582,00

192,82

-3 351,00

-39,53

9

Оборотные активы, тыс. руб.

28 444,00

31 878,00

34 650,00

3 434,00

12,07

2 772,00

8,70

10

Численность ППП, чел.

75,00

70,00

68,00

-5,00

-6,67

-2,00

-2,86

11

Фонд оплаты труда ППП, тыс. руб.

10 730,00

10 822,00

9 615,00

92,00

0,86

-1 207,00

-11,15

12

Производительность труда, тыс. руб. (стр. 1/стр. 10)

1776,0

1741,0

2048,0

-35

-1,98

307

17,63

13

Среднегодовая заработная плата работающего, тыс. руб. (стр. 10/стр. 9)

143,07

154,60

141,40

11,53

8,06

-13,20

-8,54

14

Фондоотдача (стр. 1/стр. 8)

46,00

14,38

27,17

-31,63

-68,75

12,79

88,98

15

Оборачиваемость активов, раз (стр. 1/стр. 9)

4,68

3,82

4,02

-0,86

-18,35

0,20

5,13

16

Рентабельность продаж, % (стр. 7/стр. 1) *100%

0,43

0,21

0,89

-0,21

-50,08

0,67

316,93

17

Рентабельность производства, % (стр. 7/стр. 2) *100%

0,47

0,23

0,95

-0,24

-50,98

0,72

315,63

18

Затраты на рубль выручки, коп. (стр. 2+стр. 4+стр. 5)/стр.1*100)

95,42

97,94

96,98

2,52

2,64

-0,96

-0,98


Анализ динамики основных экономических показателей деятельности ООО «КАМПЛАСТ-Т» позволяет утверждать, что в период 2015-2017 г.г. финансовое состояние предприятия не является устойчивым, о чем свидетельствует нестабильность уровня выручки, прибыли, рентабельности производства и продаж. Так, уровень выручки за 2016 год снизился по сравнению с 2015 годом на 8,49%, а в 2017 г. по сравнению с 2016 годом увеличился на 14,27%, причем темпы изменения себестоимости отличаются от темпов изменения выручки, в частности, в 21013 г. снижение себестоимости продукции составило лишь 6,82% .

Также целесообразно отметить изменение прибыли предприятия:

- валовая прибыль в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилась на 1,28%, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - на 9,82%;

- прибыль от продаж в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизилась на 19,23%, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - увеличилась более чем в 1,5 раза;

- чистая прибыль в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизилась на 54,32%, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - увеличилась более, чем в 3 раза.

В прямой зависимости от изменения чистой прибыли находятся показатели рентабельности производства и продаж: в 2016 г. произошло уменьшение данных показателей в 1,5 раза, в 2017 г. - увеличение более чем в 3 раза.

Также необходимо отметить, что в течение рассматриваемого периода наблюдалась нестабильность показателей производительности труда работающих: в 2016 г. по сравнению с 2015 г. произошло ее снижение на 1,98%, в 2017 г. по отношению к 2016 г. - значительное повышение на 17,63%, при этом среднегодовая заработная плата работающего изменялась следующим образом: в 2016 г. по сравнению с 2015 г. - увеличилась на 8,06%, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - уменьшилась на 8,54%.

Таким образом, учитывая неустойчивость значений экономических показателей деятельности ООО «КАМПЛАСТ-Т», можем заключить, что деятельность исследуемого предприятия нуждается в улучшении.

Повышению эффективности функционирования любого предприятия способствует наличие достаточного количества информации о состоянии внешней деловой среды и положения организации на рынке. Одним из методов получения данных сведений является SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это инструмент стратегического менеджмента, используемый для проведения оперативного диагностического анализа внутренней и внешней среды организации. Проводится данное исследование с целью выявления в потенциале организации сильных и слабых сторон, угроз со стороны внешней среды, а также определения возможностей, предоставляемых фирме её внешней средой и имеющимися ресурсами [35].


На основе анализа динамики основных технико-экономических показателей и изучения внешней деловой среды ООО «КАМПЛАСТ-Т» были проанализированы сильные и слабые стороны предприятия.

Сильные стороны:

-Опыт работы предприятия - около 20 лет на рынке.

-Разработанная система обучения новых сотрудников.

-Налаженные партнерские отношения с поставщиками, предоставляющими сырье, материалы и необходимые готовые комплектующие на разумных кредитных условиях.

-Постоянное повышение степени автоматизации производства.

-Осуществление оптовой и розничной торговли без посредников.

Слабые стороны:

- Большой процент текучести кадров на уровне низшего и среднего звена.

-Слабая обратная связь, препятствующая информированию сотрудников о результатах их труда.

-Отсутствие инвестиций в маркетинговую деятельность за исключением ограниченных средств на размещение рекламы и мониторинг сайта предприятия.

-Отсутствие в организационной структуре специализированного отдела, отвечающего за развитие предприятия и НИОКР.

-Низкая степень коммуникации предприятия с организациями, осуществляемыми инновационное проектирование в данной отрасли.

Анализ внешней среды позволил выявить следующие возможности и угрозы для развития предприятия.

Возможности:

-Стабилизация экономической ситуации после кризиса 2009 г. повлекла за собой повышение уровня жизни населения.

-Постоянное увеличение степени автоматизации производства позволяет сократить затраты на заработную плату основных производственных рабочих.

-Реализация различных инструментов продвижения продукта с целью увеличение количественных показателей сбыта.

-Применение инновационного проектирования как способа модернизации техники и технологии производства, изменения качественных характеристик производимой продукции.

Угрозы:

-Высокая подверженность влиянию изменения законодательства и регулятивных мер.

-Высокая степень конкуренции со стороны крупных предприятий.

-Оппортунистическое поведение поставщиков.

-Опасность морального износа техники и технологии

производства вследствие низкой степени осуществления инновационной деятельности на предприятии.

Таким образом, основные результаты анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для деятельности ООО «КАМПЛАСТ-Т» можно представить в виде матрицы базового SWOT-анализа (см. таблицу 5).

Таблица 5

Базовый SWOT-анализ