Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;

3. неумелое руководство со стороны тренера, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;

4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

3.4. Стадии развития группы

Следующим элементом групповой динамики являются стадии развития тренинговой группы.

Основные стадии развития группы (по Большакову):

1. знакомство участников друг с другом и тренером;

2. стадия агрессии (фрустрационная — больше подходит по смыслу);

3. стадия устойчивой работоспособности;

4. стадия распада группы.

Первая и вторая стадии — подготовительные, третья стадия — главная.

Не обязательно, что будет точно выполнена последовательность и интервалы, но группа согласно социально- психологическим механизмам пройдет эти все стадии.

Стадия знакомства.

Включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе.

Характеристики:

  • участники предстают друг перед другом не раскрытыми;
  • проявляются те особенности индивида, которые являются следствиями его предыдущего социального опыта;
  • участников объединяет общие цель и задачи.

Стадия фрустрационная.

Характеристики стадии:

  • происходит формирование структуры группы — каждому участнику группы присваивается своя роль;
  • создаются правила деятельности;
  • группа готовится к решению своих задач.

Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо социальную роль. Чаще это заявление на лидера (громкий голос, размашистые жесты, подчеркивание своего опыта в решении задач). Все члены группы проявляют себя каким-либо образом. Таким образом, каждый член группы делает заявку на определенную роль.

Может быть, два или три лидера, несколько экспертов и т.д. Распределение ролей может вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как агрессии, но лучше фрустрационная. Постепенно идет структурирование группы по ролям, с учетом соответственного желания участника. Группа формирует свою структуру, идет распределение ролей: лидера, эксперта, оппозиционера и т.д.


Стадия устойчивой работоспособности.

Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения, оценивания престижности той или иной роли. Группа вступает в стадию устойчивой работоспособности.

Стадия распада группы.

Логическое завершение тренинга. Но иногда стадия распада может быть преждевременной, что обусловлено следующими причинами:

1. Решение в ходе занятий всех вопросов, интересующих группу.

2. Уверенность большего числа участников группы, что больше занятия ничего не дадут.

3. Физический уход из группы лидеров.

4. Конфликт тренера с группой перешедший в деструктивную фазу.

4.5. Структура группы

Структура группы является одним из наиболее важных элементов групповой динамике. Остановимся на анализе этого элемента более подробно. Формирование групповой структуры связано с возникновением различных групповых ролей участников группы. Роли возникают, как правило, на ранних стадиях развития группы.

Роль — это совокупность функций и видов поведения, которые участник считает подходящим для себя в определенном социальном контексте, и принимает за основную модель поведения в данной определенной группе. Набор ролей в целом всегда один и тот же, формируется на ранних этапах развития группы.

Существуют различные классификации групповых ролей. Р. Шиндлер в 1957 году описал 5 групповых ролей:

  • Альфа — лидер, которому группа доверяет. Он принимает решения и побуждает группу к их исполнению. Он влияет на группу, но не всегда, говорит больше и чаще других. Лидер в реальной тренинговой группе может молчаливо и незаметно управлять реакциями группы.
  • Бета — эксперт, который обладает знаниями и опытом, важными для группы. Он предоставляет информацию, анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон. Его поведение самокритично и рационально. Он не пытается прямо влиять на группу — только через информацию.
  • Гамма — участник, поддерживающий лидера. Это рядовые члены группы, основная часть её, так называемые «массы». Большинство таких членов отождествляет себя с лидером. Исполняя решения лидера, рядовые члены могут проявлять такую активность, что неопытному ведущему может показаться, что именно они и есть лидеры.
  • Омега — выпадающий член группы, которого могут не принимать во внимание другие члены группы. Крайний вариант пренебрегаемый или отвергаемый член группы. Причиной его выпадения может быть какое-то отличие от других членов группы: застенчивость, погруженность в себя, отсутствие инициативы.
  • Р — противник, оппозиционер, открыто выступающий против лидера. Он может бороться против лидера потому, что считает его несправедливым, не согласен с ним. С другой стороны, причиной его борьбы может быть дух противоречия, переполняющий его, недоверие к любым авторитарным фигурам. Он может также претендентом на лидерство, не принятым группой на эту роль.

В чистом виде, как и всё в психологии, эти роли встречаются довольно редко.

Следующая классификация групповых ролей, связана с анализом процесса взаимодействия в тренинговых группах и предложена Р. Бэйлзом. На основе данного анализа были выявлены два типа функций поведения, необходимых для успешного существования группы:

  • функции решения задач;
  • функции оказания поддержки.

Одни участники берут на себя выполнение одной из ролей, важных для решения задач, а другие берут на себя роли, направленные на поддержание гармоничных отношений.

Роли, связанные с решением задач.

1. Инициатор. Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы.

2. Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые членами группы.

3. Координатор — объединяет идеи, пытается координировать действия.

4. Контролер — направляет группу к целям, выявляет отклонения.

5. Оценщик — критически оценивает идеи.

6. Погонщик — подталкивает к принятию решений.

Роли, связанные с оказанием поддержки.

1. Вдохновитель. Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений.

2. Гармонизатор. Служит посредников в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия.

3. Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других.

4. Диспетчер. Побуждает к общению членов группы, помогает им, и регулирует процессы общения.

5. Нормировщик. Формулирует или примеряет стандарты для оценки происходящих в группе событий.

6. Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя или при принятии решений [10].

Заключение

В данной работе рассмотрены психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения. Были даны определения бизнес-тренинга и профессионального обучения, приведены основные исторические этапы развития треннга и бизнес-тренинга, как его разновидности. Рассмотрены особенности профессионального обучения участников. Мотивы всех участников были представлены, как основа для формирования цели и, в последующем, программы. Показаны взаимодействия между участниками.

Таким образом, при составлении программы тренинга необходимо учитывать отличия профессионального обучения от традиционного, особенности обучения взрослых людей. Кроме того, необходимо учитывать влияние конфликта мотивов всех участников тренинга на его программу. А при проведении тренинга рассматривать участников как малую группу, поведение которой подчиняется законам групповой динамики. Учитывать цели, нормы, сплоченность, стадии развития и структуру группы при формировании и проведении программы тренинга.