Файл: Американская модель менеджмента (История возникновения американской модели менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика американской модели менеджмента
Принципы управления американской модели менеджмента
Глава 2. Сравнение различных моделей менеджмента
Отличительные особенности японской модели менеджмента от американской
Отличительные особенности европейской модели менеджмента от американкой
Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компании Apple Inc
Характеристика компании Apple Inc
Менеджер не может быть «универсальным гением».[15] Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.[16]
Проанализировав американскую модель управления, можно сделать несколько выводов:
1. Американские компании в качестве первостепенной задачи выделяют ускорение оборота вложенных средств и увеличение стоимости акций.
2. Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преобладающая направленность на максимальную гибкость системы управления.
3. Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были направлены на некие индивидуальные особенности.
Можно сказать, что важность развития американской модели менеджмента для развития науки и менеджмента неоценима в целом. Ведь именно в США появился термин «менеджмент», были заложены его основы и разработаны курсы по его дальнейшему развитию, а также внедрены новые методы управления предприятием.[17]
Американская модель менеджмента имеет как свои достоинства, так и недостатки, как и все модели менеджмента, но все ещё является неоспоримым лидером в мировом менеджменте.
Глава 2. Сравнение различных моделей менеджмента
Отличительные особенности японской модели менеджмента от американской
"Японская модель" формировалась в течение 150 лет. Во второй половине XVIII века правительство взялось за быструю индустриализацию под лозунгом "Богатая страна - сильная армия".[18]
Японский менеджмент - особенный стиль управления персоналом, разновидность кадровой политики, распространенная в Японии и проявляющая исторические особенности, разновидности общественно-экономического уклада, культуру и общественную психологию этой страны.
Японский бизнес, вводя в жизнь какую-либо новую политику в экономической жизни страны, доскональным образом учитывает этнопсихологический облик и специфику поведения персонала.
Все многочисленные приёмы, которые активно встаиваются на японских фирмах, тесно сопряжены с социальными нормами поведения, усвоенными японцами за свою многовековую историю.
Основные черты японского национального характера столь же общеизвестны, как и труднодостижимы во всей их совокупности для людей иных национальностей:[19]
- трудолюбие;
- дисциплинированность;
- приверженность традициям;
- преданность авторитету;
- самообладание;
- чувство долга;
- аккуратность;
- вежливость;
- любознательность.
Подобное сочетание черт национального характера делает японцев удивительно приспособленными к мобильному восприятию нового без утраты традиционного.
Согласно японской морали, основа взаимоотношений людей – взаимная зависимость. Поэтому принадлежность к той или иной группе – основа мироощущения японца. Отсюда проявляется ещё одна знаменитая черта японца – верность группе, компании, государству, нации, самоотверженность при отстаивании их интересов и высокая организованность.
Японская система управления сформировалась как органический сплав национальных традиций и прогрессивного опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то они проявляются в том, что японцы предпочитают не придерживаться писаных правил, а их языку в силу иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков.[20]
В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство это люди. Именно опираясь на них, управляющие круги страны и рассчитывают выиграть «скачки с препятствиями».
Акио Морита в своей книге «Сделано в Японии» замечает: «У лучших японских компаний нет никаких секретов или тайных рецептов успеха. Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятия успешными; это сделать могут только люди. Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба».[21]
99% населения Японии составляют японцы. В связи с этим в японских фирмах практически все сотрудники – японцы. Соответственно, когда на фирме царит дух одной нации, обладающей собственной культурой, традициями, управлять становится проще.
Процесс управления – сам по себе сложный процесс, и отличительный менталитет сотрудников лишь усложняет его.
Японский менеджмент имеет ряд особенностей, выражающих его гибкость. Такими особенностями являются:[22]
- гарантия занятости;
- гласность и ценность корпорации;
- управление, основанное на информации и на качестве;
- высокоразвитая система подготовки кадров;
- специфическая система принятия решений;
- эффективная система стимулирования персонала.
В отличие от японского менеджмента, американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в высшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.
Для американского менеджмента также очень характерно представление о личной ответственности работника. Так американский менеджмент является негибким, то есть строго формализованным.
Нужно обратить внимание на существенное различие, отделяющее японский менеджмент от американского: Япония – страна Востока. Менеджмент там представляет зависимость от культуры, национальных традиций. В США менеджмент также зависит от культуры, только культура там другая.
В приведенном ниже сравнительном анализе можно наглядно выявить отличительные черты японской (ЯМ) от американской (АМ) модели менеджмента.
1.Характер принятия управленческих решений:
ЯМ: Принятие решений по принципу консенсуса;
АМ: Индивидуальный характер принятия решений.
2.Ответственность :
ЯМ: Коллективная ;
АМ: Индивидуальная.
3.Структура управления :
ЯМ: Нестандартная, гибкая;
АМ: Сурово формализованная.
4.Характер контроля:
ЯМ: Коллективный;
АМ: Индивидуальный контроль руководителя.
5.Организация контроля :
ЯМ: Мягкий неформализованный контроль;
АМ: Четко формализованная жесткая процедура контроля.
6.Оценка результатов деятельности руководителя:
ЯМ: Замедленные оценка работы работников и служебный рост;
АМ: Быстрая оценка результата и ускоренное продвижение по службе.
7. Оценка качеств руководителя:
ЯМ: Умение осуществлять координацию действий и контролировать;
АМ: Профессионализм и инициатива.
8. Направленность управления :
ЯМ: Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку;
АМ: Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю.
9.Оценка результатов деятельности персонала:
ЯМ: Достижение коллективного результата;
АМ: Достижение индивидуального результата.
10.Отношения с подчиненными:
ЯМ: Личные неформальные отношения;
АМ: Формальные отношения.
11. Карьера:
ЯМ: Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирме;
АМ: Деловая карьера предопределяется личными достижениями.
12.Подготовка руководителей:
ЯМ: Подготовка универсальных руководителей ;
АМ: Подготовка узкоспециализированых руководителей.
13. Оплата труда:
ЯМ: Оплата труда за показателями работы группы, стажем ;
АМ: Оплата труда за индивидуальными достижениями.
14.Срок занятости на фирме:
ЯМ: Долгосрочная занятость руководителя на фирме, пожизненный наем;
АМ: Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем.
15.Общий принцип управления:
ЯМ: "Снизу-Кверху";
АМ: "Сверху-Книзу".
16.Штатное расписание:
ЯМ: Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации;
АМ: Функциональная подчиненность и четкие границы полномочий.
17.Повышение квалификации:
ЯМ: Без отрыва от производства (на рабочем месте);
АМ: Отделено, за специальными программами подготовки.
Анализируя данное сравнение можно сделать вывод, что японская модель менеджмента имеет более размытые границы в управлении между начальниками и подчинёнными, предпочитает долгосрочные контракты с работниками и универсальных специалистов. В то время как американская модель имеет формальные границы, краткосрочные контракты и узкоспециализированных работников.
Школы управления США и Японии являются в настоящее время в мире ведущими и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента.[23]
При противоположных различиях, между ними, однако, имеется определенное сходство: обе школы основное уделяют внимание активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, разнообразие выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной производственной децентрализации; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5-8 лет, а японские - на срок до 10 лет и более).
В это же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные своеобразием социально-экономического развития их стран.
Между японской и американской моделью управления можно выделить следующие основные отличия:
1. Для японской модели управления свойственна более низкая степень специализации, чем в американской. Для американской модели более характерным является высокая специализации и жесткое разграничение обязанностей, для японской модели характерна направленность на развитие способности каждой группы рабочих, самостоятельно разрешать их местные проблемы. Японские фирмы характеризуются отсутствием служб контроля и распределения потока материалов между цехами, в то время как в американских компаниях этому уделяется большое внимание.
2. Японские рабочие ориентируются на постоянные взаимоотношения с компанией, в то время, как американские рабочие являются более мобильными и часто меняют работу. Управленческий аппарат в японских компаниях меньше в два раза аналогичного американского, чем, в частности, объясняют большую производительность американских фирм.
3. Процесс принятия решений в японских фирмах осуществляется обычно на уровне групп рабочих, в то время как американские компании ориентируются в данном случае на менеджеров.
Отличительные особенности европейской модели менеджмента от американкой
У создания европейской модели менеджмента стоят англичане, хотя роль других стран Западной Европы в этом вопросе также играет не последнею роль.
Менталитет народа, проживающего в определенной стране, влияет на традиции, устои, характерные свойства коммуникации на государственной территории, а также особенности управления этим народом.[24]
К тому же, если они соседствуют на карте, тесно друг с другом взаимодействуют и объединены между собой экономическими договорами и обязательствами, то велика вероятность того, что кто-то будет заимствовать необходимые знания у других стран. Модель менеджмента, соединившая опыт руководства сразу нескольких европейских государств, получила название европейской модели менеджмента.
Огромное влияние на формирование европейского менеджмента оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.[25]
Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который появился впервые в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.[26]