Файл: Американская модель менеджмента (История возникновения американской модели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Лее Шателье, Шарль Фремен-виль, братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.[27]

Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Неоценимый вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия».

Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Король Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в управлении». Западноевропейские ученые проявили заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. В связи с этим в большинстве Европейских стран, системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Характеристики европейской модели менеджмента значительно отличаются от других аналогичных моделей, сложившихся в США и Японии более жестким подходом к управлению персоналом.[28]

В некоторых странах Европы, таких как Великобритания, Голландия, Норвегия и Швеция, развивались принципы менеджмента, при которых не только высшее, но и среднее звено сотрудников может принимать участие в решении вопросов управления предприятием.

Европейский менеджмент занимает позицию промежуточную между японским и американским менеджментом. США и Европа являются довольно близкими культурами, и в связи с этим они много перенимают друг у друга и обмен какими-либо достижениями или технологиями происходит у них достаточно быстро и без принципиальных затруднений.[29]

Вопрос поведения людей в коллективе сыграл немаловажную роль в развитии менеджмента в Европе. Можно сказать, что человек социальный интересовал европейских менеджеров гораздо больше, чем человек индивидуальный.


Дальнейшее развитие наук в целом существенно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы.

Эволюция менеджмента приводит к окончательному решению спора между различными школами управления.

К 70-м годам нашего века широкую популярность побеждают идеи ситуационного подхода, подтверждающие компетенцию различных систем управления.[30]

В 80-е годы к основным направлениям выступающим за изменение и совершенствование техники и технологии производства, а также уверенном в принятии четкой организации деятельности специалиста и всего коллектива, прибавляется направление «организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.[31] Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.

В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Методы их управления сопоставимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается. [32]

Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим внедрениям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты отличаются от страны к стране. Поэтому определенно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко устоявшейся модели, не совсем правильно.

В Европе наиболее близко к американской модели в настоящее время стоит британская система бизнес-образования, хотя в ней относительный вес составляют программы обучения без отрыва от производства, а германская модель до недавнего времени лидировала в Австрии, Швейцарии и других странах Европы.

Большинство западно-европейских стран, среди которых возглавляют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживаются смешанной модели, в которой соединяются традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской.


Рассмотрим характерные черты европейских менеджеров представленных в таблице. (См. Приложение №1)

Делая вывод по представленной таблице можно сказать, что нет идеальной страны, где были бы выявлены только положительные черты характера. Пунктуальностью выделяются только немцы. В то время как честность присуща шведам. Британцы имеют больше положительных качеств: надежность, верность и сдержанность, что делает их более привлекательными партнерами. Финны проявляют черты застенчивости и медлительности, но также им присуща честность. Русские хоть и имеют положительные черты в виде правдивости, но отрицательные медлительность и безответственность проявляют невозможность устанавливать деловые отношения.

В целом для европейского подхода к менеджменту присуще следующие черты:[33]

-индивидуальный характер принятия решения;

-приоритет индивидуальной ответственности;

-строго формализованная структура управления;

-система контроля выстраивается строго в соответствии с иерархической организационной структурой;

-концепция контроля построена на индивидуальном контроле руководства;

- карьерный рост характеризуется относительно высокой динамикой, основанной на быстрой оценке труда;

-основным качеством руководителя является профессионализм;

- управление ориентируется на отдельную личность;

-оценка эффективности системы управления основана на индивидуальном результате менеджера;

-подготовка кадров ориентирована на формирование состава узкоспециализированных специалистов;

-основу оценки персонала составляют личные достижения;

-высокая трудовая мобильность работников, занятость ориентирована на короткий период;

-оплата труда осуществляется по индивидуальным достижениям и показателям;

-качество труда направлено на скорость производства и его количество.

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.[34]

В отличие от многих стран, американское предприятие не проявляет заботы о своих работниках. Американская модель менеджмента характеризуется отсутствием большой зависимости сотрудников от компании, каждый из них может приниматься на предприятие на короткий период, может наказываться или увольняться за допускаемые ошибки, просчеты или принимаемые неверные решения.

Кадровая политика американских предприятий в большинстве случаев выстраивается на одинаковых принципах по установленным направлениям. Среди общих критериев подбора кадров можно назвать: уровень образования, практический опыт работы, психологическую совместимость и способность работы в коллективе.


Руководящие сотрудники американских фирм назначаются из числа более высокопроизводительных специалистов, при этом обеспечение квалифицированными работниками (наладчиками, инструментальщиками, ремонтным персоналом) вызывает особенную сложность. Также в США существует нехватка квалифицированных младших управленческих кадров (мастера и начальники участков).

Для американского менеджмента очень свойственно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены. Основная идея принцип индивидуализма.[35]

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, доказывать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться большого успеха и быстрого. Большое внимание уделяют своему делу.

Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Сравнительная характеристика американского, европейского и японского менеджмента, позволила выявить существенные различия как по принципам работы с человеческими ресурсами, так и по принципам организации и управления предприятиями.

Из приведённого сравнения следует, что японский менеджмент представляет собой особый вид менеджмента, который сильно отличается от американского и европейского менеджмента. Его особенностью является то, что он основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны.

Японский менеджмент учитывает и использует десятки особенных неповторимых элементов. И вполне естественно, что такая система управления, которая больше ориентирована на "искусство", чем другие, оказалась лучше приспособленной к постоянным изменениям производства.

Американский и европейский менеджмент имеют строгие, формализованные принципы управления, достаточно жёсткую систему управления.

Основные различие менеджмента в США, Европе и Японии заключается в большей ориентации японского менеджмента на «человеческий фактор», и придание первостепенного значения групповой, коллективной работе сотрудников. [36]

Нельзя определённо сказать, какая модель менеджмента (американская, европейская или японская) является лучшей и какая таковой не является.


Каждый менеджер должен быть знаком со всеми этими моделями менеджмента, что может принести ему пользу при управлении собственной организацией. Ведь главной задачей предприятия является правильно выбрать модель менеджмента, изучив его особенности, и поняв применимы ли они, в данной ситуации.

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компании Apple Inc

Характеристика компании Apple Inc

Компания Apple - легенда современного бизнеса, навсегда изменившая мир компьютерных технологий. Максимум инженерии, минимум бюрократии и уважение к сотрудникам - вот основа корпоративной культуры Apple.

Apple Inc- американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения. Один из новаторов в области персональных компьютеров и современных многозадачных операционных систем с графическим интерфейсом.

Основана компания в Калифорнии Стивом Джобсом, Стивом Возняком и Рональдом Уэйном собравшими в середине 1970-х свой первый персональный компьютер на базе процессора «MOS Technology 6502».[37]

На момент основания компании Стиву Джобсу исполнился 21 год, Стиву Возняку - 25 лет и Рональду Уэйну - 41 год. Произошло это знаменательное событие в доме приемных родителей Стива Джобса, а точнее в гараже.

Продав несколько десятков таких компьютеров, молодые предприниматели получили финансирование и официально зарегистрировали фирму 1 апреля 1976 года.

В 1976 году начинается выпуск программируемого компьютера Apple I.

1977-93 - выпуск различных моделей компьютеров Apple II. Он стал первым серийно выпускающимся компанией компьютером.

1980 - Apple проводит крупнейшее в истории после 1956 года первичное размещение акций.

1980 - характеризуется провальным выпуском ПК Apple III. Этот компьютер получился достаточно сырым. Он постоянно ломался, и к тому же на рынке компьютерного софта для него было очень мало предложений.

Проблемы с их продажами приводят к тому, что Джобс увольняет 40 сотрудников, а СМИ поговаривают о скором крахе компании.

1983 - на должность президента компании Стив Джобс приглашает многоопытного Джона Скалли, на тот момент генерального директора компании PepsiCo.