Файл: Американская модель менеджмента (История возникновения американской модели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Существование различных моделей менеджмента обусловлено объективными различиями в национальной культуре, развитии экономики, политики, корпоративной культуры предприятий. Определённые традиции и привычки накладывают отпечатки на сферу деловых отношений.

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, европейскую модели менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.

Однако существуют исторически сложившиеся модели, которые определяют основную стратегию принятия решений. К таким основным моделям относится американская модель менеджмента.

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией».

Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь ввиду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

Изучение американской модели менеджмента представляет большой интерес.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире большинство компаний выбирают американскую модель менеджмента для ведения своего бизнеса, независимо от местонахождения компании.

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-изучить историю развития американской модели менеджмента и её принципы;

-сравнить американскую модель и японскую модель менеджмента;

-сравнить американскую модель и европейскую модель менеджмента;

-анализ американской модели менеджмента на примере компании.

В качестве предмета исследования была выбрана модель менеджмента в компании Apple.

Информационные источники, используемые при написании работы: учебная и научная литература отечественных и зарубежных авторов, статьи в периодической литературе, а также электронные источники информации.


Глава 1. Характеристика американской модели менеджмента

    1. История возникновения американской модели менеджмента

Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и само человечество, однако управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной только в 1910 г.

В каждой стране развитие менеджмента происходило со своими особенностями. Появление менеджмента в США тесно связано с общим прогрессом науки и техники, именно практическая необходимость в новых методах организации труда оказывала влияние на его формирование и совершенствование.

Большое влияние на формирование американской модели менеджмента оказали особенности заселения континента, религиозные и культурные традиции.[1] На время бурного заселения континента необходимо было проявлять активность, деятельность, и надеяться на собственные силы. Спустя много лет основным мотивом деятельности американцев становится обогащение.

Менеджмент как социально-экономическое учение появился в США в конце XIX в.[2] С тех пор эта страна считается его родиной. Американский тип менеджмента позволил США занять лидирующее место среди стран западного мира и Японии. Именно в США впервые сформировалась теория и практика менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.[3]

Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Наконец, менеджмент как суммарное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало ясно, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.[4]

Широкий общественный интерес к менеджменту в большей степени связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента, наиболее распространенных в США и являющихся частью «инфраструктуры управления».


США - лидер науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента с точки зрения и численности исследователей, и объема затрачиваемых средств, и широты охватываемых проблем.

Основные качества американцев, на базе которых выстраивается американская модель менеджмента, включают в себя:[5]

-уверенность;

-общительность;

-честолюбие;

-оптимизм;

-острое чувство индивидуализма.

Американцы считают, что без данных качеств нельзя пробиться в деловой мир и нет возможности сделать успешную карьеру.

Американский менеджмент как методологическая основа управления изначально применял основные положения классической школы.[6] В современном мире, вместе со склонностью классической школе, американские компании в своей деятельности используют свободно теорию школы человеческий отношений, ситуационный подход и стратегическое управление.

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений.[7]

Современный американский менеджмент основывается на 3 исторических предпосылках:[8]

  1. Наличие рынка.

Развитие экономики в США изначально основывалось на рыночных отношениях, т.е. отношения купли-продажи, найма рабочей силы, собственности. Прогрессивный рынок породил буржуазную этику, в которой важная роль отводится «эгоистическим интересам хозяйствующего индивида», а волнение как естественное свойство человека и фактору прогресса.

  1. Индустриальный способ организации производства.

Одновременно с формированием государства началась промышленная революция. Произошел процесс переноса инноваций и технологий из Европы в США. Строительство заводов и фабрик происходило на самой передовой в тот момент основе с внедрением современных технологий и организации труда. Все это вызывало крупный рост трудовой производительности, за счет концентрации, специализации, стандартизации и унификации всего производственного процесса

  1. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Развитие и формирование акционерных обществ - самой эффективной формой организации капитала. Достоинство в том, что позволяет аккумулировать капитал. Появляется акционерный капитал, вызвавшее создание таких элементов как собственники, наемные работники и менеджеры.


Все 3 предпосылки вызвали активное развитие менеджмента. Управление стало профессией.

Другим представителем американской модели менеджмента, а точнее "организационной школы" является Г. Форд (1863–1947), названный в свое время "автомобильным королем". Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Генри Форд совершил "революцию в цехе". Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые "вписывали" человека.[9]

Американская модель менеджмента используется корпорациями Соединенных Штатов, Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии и др.

Американская модель менеджмента обусловлена тем, что современный деловой мир Америки вступил в новую фазу формирования управления, которая основана на системе информационного обеспечения и переработке информации.[10] В соответствии с мнением американских социологов, можно говорить о главных составляющих экономического развития в качестве капитала и менеджмента.

США отличаются от многих государств, свойственным для них юридическим образом мышления, проникновением юристов в различные сферы бизнеса.

В Америке предприниматели очень часто не доверяют своим коллегам, при этом на работе поощряется конкуренция и действует схема, по которой должен победить сильнейший.[11]

На сегодняшний день США является страной с самой развитой в мире инфраструктурой управления.

Принципы управления американской модели менеджмента

Основная задача управления американской модели менеджмента является не просто работа с людьми, а работа с личностями. Американский менеджер являет собой образ индивидуалиста, для которого борьба за прибыльность компании представляет под собой не процесс служения собственному делу и обществу, а больше средство достижения личного успеха, богатства и продвижение.

Американская модель менеджмента включает в себя основные принципы управления, среди которых можно назвать:[12]

  1. Четкую формализованную структуру управления и контроля;
  2. Осуществление индивидуального процесса принятия решений;
  3. Личный контроль руководства;
  4. Стили руководства, которые основаны на индивидууме;
  5. Широкое распространение делегирования власти;
  6. Целевые формальные отношения с подчиненными;
  7. Точные оценки и продвижение, которые основаны на индивидуальных достижениях и результате;
  8. Осуществление найма в соответствии с деловыми качествами;
  9. Тесная взаимосвязь размера заработной платы и индивидуальных результатов (производительности).

Развивая теорию управления, Э. Петерсон и Э. Плоумен дают определение тезису менеджмент «как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления».

Можно также выделить основные принципы управления в американской компании:[13]

- Принцип функциональности предполагает четкое закрепление, строго обозначенных, должностных обязанностей за сотрудником;

- Принцип специализации предполагает концентрацию на том, что работник делает успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь как специалист делать;

- Принцип реализации противоположных тенденций предполагает жесткий функциональный подход (например, конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в защите своих интересов и гибкость в реализации;

- Принцип развитой корпоративной культуры предполагает понимание работником своего места в компании, высокая культура общения, деловой этикет, особенностей трактовки полномочий и ответственности;

- Принцип поощрения новых идей предполагает, выплату новаторам части прибыли, полученной от нововведений. Внедрение новшеств создает условия творческого напряжения людей, значительно суживает возможность возникновения психологических стрессов негативного характера, с которыми связаны конфликтные ситуации;

- Принцип обязательной переподготовки предполагает непрерывное обучение;

- Принцип управления по целям предполагает командную работу. Главное, чтобы он был регулярным, а его результаты учитывались при формировании других программ по управлению персоналом. Тогда сотрудники будут заинтересованы в совместных усилиях для достижения поставленных целей;

- Принцип расчленения любой задачи предполагает разделение поставленных задач на их составляющие, для боле успешного решения.

Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против растянутого толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или предоставляющие различные виды услуг.

Питер Ф. Друкер сформулировал основные признаки современного американского менеджмента:[14]

  1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
  2. С целью достижения эффективности работы всего предприятия, в центре внимания менеджмента находится сотрудник, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения результативности работы всего предприятия.
  3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение совместных целей предприятия.
  4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения, для увеличения производительности труда.
  5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу.
  6. В конечном счете, деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.
  7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.