Файл: Американская модель менеджмента (История возникновения американской модели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фраза, с помощью которой Джобсу удалось «переманить» топ-менеджера Pepsi в директорское кресло Apple, стала одним из самых известных высказываний в бизнесе : «Вы намерены до конца жизни продавать газировку или хотите пойти со мной и изменить мир?». Скалли выбирает Apple и до 1993 года возглавляет компанию.[38]

1984 - Apple представляет новый 32-разрядный компьютер Macintosh, названный разработчиком Джефом Раскиным в честь любимого сорта яблок. Однако Джеф руководил проектом вначале, а потом его отправили в вынужденный отпуск, а проект возглавил Стив Джобс.

1985 - из-за конфликтов в руководстве, компанию покидает ее основатель Стив Джобс. Хотя покидает компанию звучит не совсем верно. Фактически его уволили из своей же компании.

1996 - Стив Джобс возвращается в директорское кресло Apple. Компания покупает фирму Джобса NeXT, заплатив за нее ни много ни мало 430 млн. долларов.

1998 - в результате проделанной работе на арене компьютерной техники появляется новая футуристическая модель iMac G3, который стал самым быстро продаваемым компьютером в истории Apple.

В данный момент среди основных продуктов, выпускаемых компанией Apple:

- мобильные телефоны iPhone;

- планшетные компьютеры iPad;

- персональные компьютеры MacBook Pro, MacBook Air, Mac mini, iMac, Mac Pro;

- компьютерные мониторы Thunderbolt Display;

- серверы Mac mini Server, Mac Pro Server;

- мультимедийные проигрыватели Apple TV;

- портативные мультимедиа-плееры iPod shuffle, iPod nano, iPod classic и iPod touch. (См. Приложение №2)

Кроме этого, компания производит программное обеспечение и аксессуары к данным продуктам.

Apple начинала как компьютерная фирма (ее имя было Apple Computer), но через время вошла в музыкальную индустрию с iPod и iTunes.

Затем Apple завоевала и стала лидером в отрасли смартфонов с the iPhone and “App Store”.

Совсем недавно Apple начала входить в издательское дело. Даже такие успешные компании как Google, Facebook, Toyota или Procter & Gamble не могут соревноваться с Apple в резвости.

Проворство Apple приходит по большей части от видения высшего руководства и корпоративной культуры компании, которая подкрепляет потребность быть готовыми к следующему большому шагу.

Образ жизни - это дух, идеология и стиль жизни. Ни одна компьютерная компания не смогла создать такую цельную и целеустремленную субкультуру пользователей. Это образ мыслей и система ценностей - их нужно понять и ощутить. Это «Путь Макинтоша».

«Работать с удовольствием. Думать иначе. Во главу угла поставлены креативность и нестандартный подход. Желание и способность изменить мир к лучшему – вот что такое «Путь Макинтоша» - говорят работники Apple.


Восемь принципов корпоративной культуры Apple:

  1. Компания управляется инженерами, а не менеджерами.

Управление Apple полностью находится в руках инженеров. Большинство проектных групп очень небольшие, а во главе всегда стоят инженеры. Кроме того, все менеджеры компании являются инженерами (а не чистыми управленцами со степенью МВА). Следовательно, все люди в проектной группе хорошо разбираются в технологиях, что значительно облегчает и оптимизирует работу над продуктом.

  1. Построена культура уважения между управленцами и сотрудниками компании.

Поскольку все менеджеры - сами бывшие инженеры компании, существует сильная связь и взаимопонимание между ними и сотрудниками рядовыми. Когда ты знаешь, что твой руководитель 10 лет проработал таким же инженером, это заставляет тебя работать еще усерднее. Атмосфера доверия и уважения в каждой маленькой проектной группе создает большой пазл успеха Apple.

  1. Сотрудники вольны использовать и улучшать продукты компании.

Все сотрудники вправе использовать новые продукты компании и вносить предложения по их улучшению, непосредственно обратившись в проектную группу. Никакой бюрократии, никаких согласований с менеджментом. Никто не оценит продукт лучше самого инженера.

  1. Компания стимулирует рост сотрудников.

Сотрудники компании привыкли выполнять задания, которые слегка выходят за рамки их способностей, но позволяют их развивать. Уже через 6 месяцев после трудоустройства сотрудники могут войти в состав проектной группы, чтобы проявить себя. Компания заинтересована в росте и развитии своих сотрудников и позволяет реально это сделать.

  1. Приоритет дэдлайнам.

Apple никогда не затягивает выход на рынок очередной новинки. Если качество какого-то компонента пока не соответствует стандартам компании, он просто изымается из готового продукта. Но сроки выпуска продукта на рынок всегда соответствуют заявленным. Можно до бесконечности что-то улучшать и дорабатывать, но проще выпустить новинку по плану, а позже представить доработанную версию.

  1. Компания не делает ставку на отличия от конкурентов.

Apple не верит, что можно победить конкурентов, предлагая улучшение какой-то части их продукта. Компания вообще не фокусируется на том, что делают конкуренты, а создает принципиальной новый продукт, который поднимает тот или иной сегмент на более высокий уровень и меняет статус-кво в индустрии. Бросать вызов трендам, а не следовать им - вот принцип компании.


  1. Компания нанимает на работу людей, влюбленных в Apple.

Люди, работающие в Apple, очень хотят работать в Apple. Они – фанаты компании. Энтузиазм – ключевой принцип найма, потому что менеджмент ищет людей, которые полностью разделяют философию и миссию компании и готовы вкладывать всю душу в работу. Каждый, кого нанимает компания, должен любить продукт компании и хотеть его делать.

  1. Соблюдение баланса между работой и личной жизнью.

Компания делает сильный акцент на соблюдение баланса между работой и личной жизнью. Сотрудники компании много работают, но свободное время они могут проводить по своему усмотрению. Полная медицинская страховка, щедро организуемые в компании праздники на Рождество и День Благодарения и сама доброжелательная атмосфера компании делают работу в ней для людей приятной.

Девиз сотрудников Apple: «Мы любим работать здесь, мы много работаем, но когда работа сделана – мы можем наслаждаться жизнью».

Анализ модели менеджмента в компании Apple Inc

Менеджмент Apple любит контролировать все аспекты работы с продуктами, но, несмотря на это, активно использует аутсорсинг в производстве, поскольку не считает производство своей сильной стороной.

Apple известна в бизнес-прессе своим продуктовым фокусом (в отличие от фокуса на функциях или региональном фокусе). Все, от стратегии и бюджета до организационной структуры и практик управления талантами (программ развития персонала), вертится вокруг продукта.

Одна из главных целей управления талантами состоит в том, чтобы персонал был сконцентрирован на стратегических элементах, которые приносят компании успех. Эта цель предотвращает смещение акцента на индивидуальные цели работников, цели функциональных подразделений или даже регионов. Хотя выгоды концентрации на продукте очевидны совершенно с точки зрения бизнес подразделений, мощный продуктовый фокус также имеет значительное позитивное влияние на сферу управления талантами.

Формирование у работников эмоционального центра (значимости образа) «продукт Apple» осуществляется во время обязательного обучения в первые недели работы. Кроме того, оно поддерживается мнением общественности об уникальности продукции Apple и ожиданием нового исключительного изобретения, на разработку которого должны быть направлены усилия каждого работника компании.


Такое положение дел делает для сотрудников Apple очевидным, что должно быть в его личных приоритетах, и на чем он должен быть сосредоточен.

Концентрация на продукте имеет мощную силу, поскольку она дает понять каждому работнику, что создание продукта возможно только в том случае, если все работники будут на «одной волне».

Акцент на продукте повышает координацию, кооперацию и интеграцию между разными подразделениями, поскольку каждый понимает, что нельзя создавать такие продукты, «вставляя палки в колеса» друг другу. Такая исключительная концентрация на продукте значительно снижает ошибку в понимании работниками того, что важно, что должно быть измеряемо, за что должно вознаграждать, что должно признаваться успехом. Это вызывает в работниках чувство «мы все здесь заодно» с осознанием одной цели: продукт.

Apple специально предлагает относительно небольшую линейку продуктов, поэтому внимание работника не рассеивается на сотни наименований продукта, как это происходит в других компаниях.

Выпуская только те продукты, которые существенно влияют на рынок, Apple дает право почувствовать своим работникам гордость за то, что их продукты занимают лидирующее в отрасли положение. Это позволяет работникам чувствовать, что они «изменяют Мир». Снижает возможность того, что работники заметят, что рабочие будни с политикой компании и секретностью далеки от идеала.

В такой компании как Apple, которая давно перестала быть маленькой, где численность работников превысила 60 000, требуется поддерживать сплоченность и чувство единой цели.

Организационная структура Apple - это своего рода паутина, которая наглядно иллюстрировала внутреннее устройство компании. После ухода Става Джобса на место руководителя перешел Тим Кук, но модель все равно осталась. Фактически она не отличается от иерархий в других компаниях – есть руководитель, есть его заместители, работники среднего и первого звена. Каждый подчиняется человеку, стоящему выше.

В Apple нет демократии. Большинство распоряжений и основных решений делаются высшим руководством.

Правило “Twenty percent time” как в Google (в Google инженерам предоставляют 20 % рабочего времени на проекты, которые им самим интересны) здесь не существует.[39]

В компании прилагаются согласованные усилия по избеганию принятия решения на «комитетах». Учитывая вышеизложенное, становится совершенно очевидным, почему в Apple менеджеры являются авторитетами неприрекаемыми.


Результатом является снижение влияния вспомогательных подразделений, что вместе с увеличением полномочий помогает привлекать и удерживать менеджеров, которые реально любят управлять. К сожалению, такая концентрация полномочий привела к тому, что часть менеджеров обвиняют в микро управлении и подмене функций команды.

Культура Apple направлена строго «сверху вниз»: любая попытка низов рационализации, стремления изменения или даже обсуждения лучшего способа сделать что-либо, строго порицается.

По мнению Apple, в компании должен быть лидер, который знает, что и как делать, а также занимается координацией руководителей.

Философия компании прослеживается не только в её продукте, но и в менеджменте. Так, глава Apple должен быть лидером, а не боссом, который вечно подгоняет, контролирует, «сидит над душой» и не вникает в процесс производства.

В Америке большинство успешных руководителей - лидеры, в то время как в России лидерство не поощряется. Российские руководители считают, что только с помощью «агрессивного» контроля можно достичь успеха.

Apple считает, что лидер - человек, смотря на которого, каждый сотрудник вдохновляется на созидание, воплощение гениальных идей.

Структура менеджмента в Apple сохранилась со времен Стива Джобса и в наши дни: глава корпорации связан с руководителями команд напрямую. Топ-менеджеры - одно целое, один не главнее другого, все работают сообща для создания качественного продукта. Тим Кук организует их и принимает окончательные решения.

По мнению исследователей, организационная структура компании полностью сосредоточена вокруг ее руководителя Стива Джобса и его участие как главы компании в разработке инноваций является основным отличием Apple от других компаний в компьютерной области.

Следующее отличие - это система ответственности. В Apple ответственность за выполнение определенных задач ложится на выбранных для этого сотрудников, которые дважды в неделю встречаются с руководством и обсуждают детали проектов. Команды, достигнувшие завершающей стадии, получают все ресурсы компании для реализации проектов.

Стив Джобс создал Apple University для воспитания талантливых кадров, в котором преподавателями являются профессора Гарвардского и Йельского университетов. Программа основана на примерах Apple и призвана обучать принятию корпоративных решений, чтобы потом уметь отвечать за корпоративную политику компании.

Apple сотрудничает с компьютерными компаниями разной специализации: системные интеграторы, сети розничных магазинов, производители, сборщики и т.д. Для каждого типа партнеров Apple формирует пакет услуг специальный, которые максимально учитывают потребности компании.