Файл: Анализ экономических показателей коммерческой деятельности предприятия (Анализ экономических показателей коммерческого предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 894
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Роль и значение коммерческой деятельности предприятий в рыночной среде
1.2 Методики оценки и анализа эффективности коммерческой работы предприятий
1.3. Методика построения системы показателей для проведения экономического анализа
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2 Анализ и оценка основных показателей коммерческой деятельности ПАО «ГАЗПРОМ»
2.3 Анализ показателей рентабельности и предложения по улучшению экономических показателей
ВВЕДЕНИЕ
Для определения экономического эффекта торгового коммерческого предприятия используется система экономических показателей.
Основная функция коммерческой деятельности - получение прибыли от купли и продажи товаров. Величина прибыли в основном зависит от объема их реализации и валового дохода. Они являются исходными статьями, обеспечивающими реальный доход торговому предприятию.
Экономические показатели характеризуют состояние экономики, а также различных ее объектов и протекающих внутри нее процессов в трех временах. Сами по себе они представляют собой один из наиболее популярных на сегодняшний день и - что еще более важно – эффективных инструментов, позволяющих определить состояние экономики определенной компании или же страны. Состав и структура, на которую подразделяются экономические показатели, является одним из наиболее важных объектов изучения науки, и в то же время представляют собой ее содержательный элемент. Данная система включает в себя совокупность систематизированных характеристик, которые взаимосвязаны между собой и определяют состояние экономики в целом.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Предметом исследования являются планирование, расчет и анализ основных экономических показателей коммерческой деятельности прндприятия.
Целью работы являются анализ основных экономических показателей является основой оценки хозяйственной деятельности предприятия, действенным инструментом для принятия управленческих решений.
Основные задачи:
- изучение теоретических вопросов;
- изучение экономических показателей коммерческой деятельности предприятия.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы: организация коммерческой деятельности предприятия, структура доходов, расходов и прибыли предприятия, то есть безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Во второй главе проводится анализ основных экономических показателей деятельности ПАО «ГАЗПРОМ».
При написании курсовой работы были использованы различные источники информации: учебно-методическая литература и Интернет ресурсы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Роль и значение коммерческой деятельности предприятий
в рыночной среде
В современных рыночных условиях коммерческая функция предприятий объективно становится органическим компонентом рыночного механизма и определяющей основой функционирования многочисленных предприятий внутреннего рынка и международного товарного обмена. Именно она, как один из важных элементов рыночного механизма, призвана обеспечить эффективный товарно-денежный обмен.
Для обоснования роли коммерческой деятельности охарактеризуем ее виды. По этому вопросу в экономической литературе существуют различные точки зрения.
Коммерческая деятельность предприятий дифференцируется:
- по объекту купли-продажи: факторы производства, необходимые для осуществления производственного процесса; производимые товары и созданные технологии; свободные производственные активы; свободные средства и бумажные активы;
- по роли предприятия в процессе купли-продажи: в одних случаях оно является покупателем, в других – продавцом;
- по характеру изменения права собственности: право собственности переходит другому лицу – продажа, покупка; право собственности не переходит к другому лицу – аренда, лизинг;
- по характеру выгоды в результате сделки: непосредственное получение прибыли (реализация произведенных товаров и разработанных технологий, выполнения работ и оказания услуг), создание условий для получения прибыли в будущем (приобретение факторов производства), снижение издержек производства (продажа и сдача в аренду свободных активов), капитализация свободных средств (инвестирование в ценные бумаги).
Также выделяют и различные рынки, на которых осуществляется коммерческая деятельность. Выделяют следующие типы рынков:
- по виду товаров (рынки потребительских товаров, факторов производства, производственных активов, ценных бумаг);
- по государственной принадлежности (внутренний рынок, внешний рынок);
- по правам участников рынка (свободные экономические зоны, зоны свободной торговли, оффшорные зоны).
Отметим, что коммерческую деятельность стоит очерчивать как деятельность на рынке факторов производства, где предприятие изначально является покупателем, и на рынке производимых предприятием товаров, где оно является продавцом.
Таким образом, деятельность предприятия на рынках определяет сферу коммерческой деятельности, целью которой является получение прибыли. Коммерческую деятельность рассматривают как деятельность самостоятельную, что свидетельствует о таком источнике коммерческой деятельности, когда граждане и юридические лица самостоятельно, то есть своей властью и по собственному интересу, осуществляют коммерческую деятельность.
В условиях рыночной экономики коммерческая деятельность как способ реализации коммерческих отношений становится доминирующей. Именно эти отношения всесторонне стимулируют производство, оказывают динамику потребностям, активизируют товарно-денежный обмен. Учитывая это, коммерческая деятельность объективно необходимая категория рыночной экономики, к тому же чрезвычайно сложной по своему характеру и содержанию.
На российском рынке товаров и услуг работает большое количество предприятий: производителей, поставщиков, посредников, оптовых и розничных покупателей. В современных рыночных условиях нет только производителей, поставщиков, конкурентов и клиентов, нет четко определенных ролей для каждого участника процесса производства и потребления. Каждый теперь может выступать сразу в нескольких ипостасях: конкуренты одновременно могут быть партнерами, поставщиками-потребителями, контрагенты – консультантами и прочее. Таковы последствия «незаметной революции», охватившей весь мир. Традиционные пределы отраслей экономики стираются, обычные роли и игроки – меняются, и по сей день надежные принципы осуществления конкурентной борьбы становятся ненужными».
Отметим, что существование предприятий – это непрерывный процесс использования функций. Функции предприятий – это комплексы действий и операций, которые осуществляют предприятия как единое целое, или делегированные ими работники, во внутренними и внешними средах для функционирования и развития предприятий.
Главной же социально-экономической функцией предприятий является удовлетворение потребностей потребителей в товарах. Она присуща каждому предприятию, вне зависимости от его структуры, отрасли, степени подчиненности органам государственной власти и др. Исходя из главной социально-экономической функции предприятий как структурообразующих элемента экономической системы общества можно определить главные внутренне организационные функции предприятия, обеспечивающие его существование и развитие как самостоятельного субъекта хозяйствования. Функции предприятий является объективной частью управления, как единого целого. В этом проявляется системный подход к формированию понятия и структуры функций управления предприятиями.
Коммерческая функция – это комплекс взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на осуществление процесса купли-продажи товаров и предоставления торговых услуг c целью удовлетворения спроса целевых сегментов рынка и получения прибыли.
1.2 Методики оценки и анализа эффективности коммерческой работы предприятий
Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия это одно из основных направлений осуществления экономического анализа, основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия – разработка рекомендаций по улучшению деятельности предприятия и повышению эффективности его работы на основе всестороннего анализа.
Оценка эффективности деятельности базируется на показателях, которые соизмеряют результаты работы предприятия с ресурсами или затратами, которые использовались для их достижения. Поэтому всестороннее изучение основных результатов деятельности и состояния ресурсов анализируемого хозяйствующего субъекта является необходимым условием расчета и анализа показателей эффективности его функционирования.
С целью оценки эффективности необходимо проведение комплексного анализа формирования таких основных результативных показателей деятельности как, товарооборот, расходы, доходы, прибыль, а также показателей, характеризующих состояние ресурсов предприятия: численность и структура трудовых ресурсов, динамика стоимости и состава оборотных средств и основных фондов предприятия и т.д.
Далее предполагается обобщение результатов проведения оценки эффективности деятельности предприятия и разработка рекомендаций по повышению эффективности его работы. В зависимости от цели исследования необходимо определиться, в каком виде и кому будут представлены эти результаты (отчет, письменное заключение, рекомендательное письмо и т.п.).
Любая система показателей, характеризующих положение хозяйствующего субъекта, как правило, состоит из величин двух типов:
1) экономические показатели (товарооборот, доходы, расходы, прибыль, заработная плата, финансовый результат и т.д.);
2) статистические показатели (темп роста и т.д.).
Эти величины характеризуют динамику активности субъекта и ее распределение в пространстве и времени.
Показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия бывают интегральными, специфическими и обобщающими.
Интегральный показатель дает общую оценку результативности субъекта коммерческой деятельности за определенный период; обобщающие показатели измеряют эффективность выполнения отдельных видов деятельности: функциональной (или сугубо торговой), хозяйственной и социальной; специфические показатели используются для всесторонней оценки уровня и динамики эффективности отдельных коммерческих операций, расходов, мощностей, оборудования, видов материальных ресурсов и т.п. Эти показатели также являются результативными, поскольку определяют соотношение эффекта к затратам или ресурсов, которые его обеспечивают.
Формулы для расчета некоторых показателей коммерческой эффективности представлены ниже.
1. Рентабельность продаж (РП), характеризует доходность реализуемой продукции:
РП=П/Впр*100%, где Впр – выручка, П – чистая прибыль.
2. Рентабельность затрат (РЗ), характеризует эффективность текущих затрат на производство:
РЗ=П/СС*100%, где СС – себестоимость.
3. Рентабельность производственных фондов (Рпф) – показывает эффективность использования основных фондов и производственных запасов:
Рпф=П/ОСср*100%, где ОСср – средняя стоимость основных фондов и материальных оборотных активов
4. Рентабельность капитала показывает отдачу на вложенный учредителями капитал.
РК=П/СКср*100%, где СКср – средняя сумма собственного капитала.
5. Эффективность использования трудовых ресурсов определяется по формуле:
Этр=Т/Втр, где Т – товарооборот, Втр – величина трудовых ресурсов.
6. Эффективность использования материальных ресурсов (Эмр) измеряется фондоотдачей:
Эмр=Т/Сос, где Сос – стоимость основных средств.
7. Показатель эффективности использования финансовых ресурсов (Эфр) рассчитывается отношением товарооборота к стоимости оборотных средств:
Эфр=Т/Собср, где Собср – стоимость оборотных средств.
Основная цель оценки эффективности деятельности торгового предприятия – на основе всестороннего анализа разработать рекомендации по улучшению деятельности предприятия и повышению эффективности его работы. Исходя из обзора существующих методологических подходов к постановке задач того или иного исследования и заранее поставленных целей, можно сформулировать следующие задачи оценки эффективности деятельности предприятия в современных условиях: