Файл: Анализ экономических показателей коммерческой деятельности предприятия (Анализ экономических показателей коммерческого предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 900

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) всестороннее и объективно исследовать объекта оценки;

2) определить экономическую эффективность использования отдельных видов ресурсов;

3) провести комплексную оценку эффективности деятельности предприятия, с построением системы показателей эффективности деятельности;

4) выявить и измерить внутренние и внешние резервы повышения эффективности функционирования анализируемого объекта;

5) разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.

Эффективное использование оборотных средств рассчитывается через:

- абсолютное и относительное высвобождение средств из оборота;

- скорость обращения;

- рентабельность оборотных средств;

- время обращения;

- коэффициент загрузки средств в обороте.

Отметим, что для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать надлежащей материально-технической базой, которая представляет собой совокупность материально-вещественных ценностей – основные производственные фонды и технологии производственных процессов.

Для оценки эффективности использования материально – технических ресурсов предприятия рассчитывают следующие показатели эффективности. Эффективность использования средств труда показывают:

- фондорентабельность;

- фондовооруженность;

- фондоотдача;

- фондоемкость;

- фондооснащенность.

Огромную роль в развитии предприятия играют трудовые ресурсы, социально-психологическая и профессиональная и подготовка персонала, который осуществляет деловое общение с покупателями. Практически все покупки товаров осуществляются при взаимодействии персонала торгового предприятия с покупателями.

Общение покупателей с контролерами-кассирами, продавцами, администраторами и товароведами, происходит в процессе выбора товаров, консультаций по возникшим вопросам, расчетов и упаковки покупок, предоставления дополнительных услуг и т. п. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов следующие:

- темп прироста производительности труда;

- относительная экономия численности работников, чел.;

- общий прирост продукции, в том числе за счет экстенсивных и интенсивных факторов;

- доля прироста продукции за счет повышения производительности труда.

В условиях рынка информация является одним из самых важнейших элементов управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Так же как и другие функции, информационное обеспечение является связующим звеном в коммерческой деятельности и позволяет быстро принимать решения (быстрое мышление; быстрое принятие решения; быстрый выход на рынок; превращение скорости в норму).


Информационное обеспечение включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию выходной информации. Вся эта цепочка связана с многоступенчатым продвижением, анализом и систематизацией информации. С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнерами. Закупочная деятельность и коммерческие действия взаимообусловлены, они осуществляются в соответствии с целями торгового предприятия и содержанием решаемых задач.

В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между участниками, представляющими предприятия торговли, производителей и обслуживающие сферу обращения субъекты.

Эффективная организация закупочной деятельности определяется с помощью:

- возрастания конкуренции на рынке;

- затрат на закупку;

- постоянством поставок товаров;

- активизации использования предприятиями логистических технологий;

- уровня выполнения поставщиками договорных обязательств.

Продажа товаров является неотъемлемой частью коммерческой деятельности. В розничной торговле применяются различные методы продажи товаров, такие как самообслуживание, индивидуальное обслуживание, по образцам, с открытой выкладкой, по предварительным заказам и т.д. Выбор эффективных методов розничной продажи товаров - важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия. Также немаловажную роль при продаже имеют технологии продажи товаров и обслуживания покупателей, рациональная планировка помещений магазинами применение современного высокопроизводительного торгово-технологического оборудования. Для проверки технико-технологической эффективности используются:

- доля торгового зала в общей площади магазина;

- коэффициенты установочной площади и выставочной площади.

Следовательно, основные цели коммерческой работы заключаются в обеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании, учитывая при этом требования рынка. Коммерческие работники имеют большие возможности дня проявления коммерческой инициативы, предприимчивости и самостоятельности. Коммерческой деятельности должен быть присущ высокий динамизм, который обусловлен изменениями во внутренней и внешней среде, технологии торговли, финансовом состоянии, что и составляет основу функционирования розничного торгового предприятия.


1.3. Методика построения системы показателей
для проведения экономического анализа

Общей целью анализа хозяйственной деятельности является оценка финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности, отраженной в отчетности, и на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, т.е. экономическая диагностика хозяйственной деятельности.

На первом этапе определяется подход к анализу, связанный с его целью.

Возможны следующие основные подходы:

- сравнение показателей предприятия со средними показателями мировой

рыночной экономики, страны или отрасли (такие показатели называют «идеальными», или «нормативными»);

- сравнение показателей данного отчетного периода с показателями предшествующих периодов, а также с плановыми показателями отчетного периода;

- сравнение показателей предприятия с показателями аналогичных фирм конкурентов (межхозяйственный сравнительный анализ). Каждый из перечисленных подходов имеет свои особенности и подчиняется определенным требованиям.

Показатели конкретного предприятия при сравнении их со средними по стране или отрасли зависят от особенностей организации производства, технологии, применяемой техники, организационно-правовой формы собственности, географического расположения предприятия и других факторов.

На втором этапе анализа проводится оценка именно качества информации, заключающаяся не только в счетной проверке данных учета, но и

в определении влияния способов учета (учетной политики) на формирование показателей отчетности.

Третий этап — собственно анализ как совокупность методов и рабочих

приемов.

Экономисты расходятся в классификации методов анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Рассмотрим две предложенные в экономической литературе классификации.

Существуют две группы методов оценки эффективности хозяйственной деятельности:

1) без расчета единого интегрального показателя (эвристические методы);

2) с расчетом единого интегрального показателя.

Эвристические методы основывается на профессиональном опыте аналитика и включает в себя: динамическое сравнение показателей (горизонтальный анализ), сравнения (вертикальный анализ), группировки показателей по разным признакам, пространственные сравнения и др.


Методы расчета единого интегрального показателя эффективности хозяйственной деятельности весьма разнообразны.

Например, одним из важнейших показателей деятельности предприятия

является рентабельность его активов, но поскольку на этот показатель воздействует множество факторов, необходимо проводить его глубокий факторный анализ.

Для анализа хозяйственной деятельности также применяются различные статистические и экономико-математические методы, среди них:

- метод сумм, при котором, например, суммируются темпы прироста отобранных показателей;

- средняя арифметическая взвешенная, например, исходя из тех же темпов прироста, но с учетом веса каждого показателя по какому-либо принципу;

- метод суммы мест, при котором суммируются места, достигнутые предприятиями по различным отобранным показателям: наименьшая сумма мест означает первое место в рейтинге предприятий;

- метод балльной оценки, при котором каждый показатель имеет свой весовой балл, и в баллах же оцениваются приращения показателей по определенной шкале.

В.В. Ковалев (российский учёный-экономист, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующий Кафедрой статистики, учёта и аудита СПбГУ, заслуженный деятель науки РФ.) предлагает несколько иную классификацию методов анализа хозяйственной деятельности, которая представлена в приложение 1, рисунок 1.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАО «ГАЗПРОМ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика

ПАО «Газпром» — российская транснациональная корпорация, крупнейшее предприятие России и ведущая газовая компания в мире. Основана в 1993 году как РАО «Газпром» на базе Государственного газового концерна «Газпром». В 1998 году получила статус открытого акционерного общества, в 2015 году — публичного. Штаб-квартира расположена в Москве.

Компания проводит геологоразведку, добычу, транспортировку, хранение, переработку и реализацию газа, газового конденсата и нефти, использует газ как моторное топливо, производит и реализует тепло- и электроэнергию. На долю компании приходятся около 17% мировых и 72% российских запасов природного газа. Единственный в России производитель и экспортер сжиженного природного газа.


Владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой и мощнейшими генерирующими активами на территории России, суммарная установленная мощность которых достигает 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы. Лидер в мировом производстве теплоэнергии и один из крупнейших российских нефтепроизводителей.

Более 50% продаваемого газа реализует на территории России. Экспорт производит в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Организации принадлежит институт «Газпром ВНИИГАЗ», образованный в 1948 году в подмосковном поселке Развилка. Это основная научная база компании.

В настоящее время «Газпром» реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, ведет проекты по разведке и добыче углеводородов за рубежом.

Основные субъекты корпоративного управления ПАО «Газпром» — органы управления и контроля (Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление, Председатель Правления и Ревизионная комиссия), внешний аудитор. Структура корпоративного управления ПАО «Газпром представлена в приложение 1 (рисунок 2).

2.2 Анализ и оценка основных показателей коммерческой деятельности ПАО «ГАЗПРОМ»

Выручка от продаж (за вычетом акциза, НДС и таможенных пошлин) уменьшилась на 1 173 603 млн руб., или на 29 %, за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 2 903 148 млн руб.

Доля чистой выручки от продажи газа за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 года, составила 48 % от общего объема чистой выручки от продаж (52 % за аналогичный период прошлого года).

Чистая выручка от продажи газа уменьшилась на 753 005 млн руб., или на 35%, с 2 139 594 млн руб. за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2019 года, до 1 386 589 млн руб. за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 года.

Чистая выручка от продажи газа в Европу и другие страны уменьшилась на 677 312 млн руб., или на 47 %, за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 756 279 млн руб. Изменение обусловлено уменьшением средних цен (включая акциз и таможенные пошлины), выраженных в рублях, на 38 % и снижением объемов продаж газа в натуральном выражении на 17 % за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средние цены, выраженные в долларах США, уменьшились на 42 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.