Файл: Теоретические аспекты вынужденной посадки самолёта на сушу вне аэродрома и аварийная эвакуация 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Действия экипажа и пассажиров перед вынужденной посадкой
1.3. Обязанности членов экипажа в случае вынужденной посадки самолета на сушу
Глава 2. Анализ эвакуации пассажиров из самолета
2.1. Процедура подготовки пассажиров перед вынужденной посадкой
2.2. Эвакуация пассажиров из самолета после вынужденной посадки
Другие авиационные компании для аварийного освещения пассажирской кабины устанавливают на каждом самолете два больших фонаря, один в передней части кабины, второй - в задней, питание которых осуществляется за счет сухой батареи. В случае аварийного положения фонари включаются экипажем. Рекомендуется зажигать один из этих фонарей за несколько минут перед каждым взлетом и посадкой в ночное время.
Кабина экипажа
На самолетах всех типов в кабине экипажа должен находиться ручной электрический фонарь, закрепленный в специальном держателе. Ручным фонарем пилот пользуется для освещения приборной доски в том случае, когда не работает электроосвещение.
Ручной фонарь помещается в таком месте, чтобы при его включении свет падал на приборную доску. Это освобождает обоих пилотов от необходимости держать ручной фонарь в руке, позволяя им свободно выполнять свои непосредственные обязанности при вынужденной посадке.5
1.3. Обязанности членов экипажа в случае вынужденной посадки самолета на сушу
Командир корабля.
-
Вызывает радиостанцию компании или связную радиостанцию Администрации гражданской авиации и -
Сообщает б своем местонахождений, характере бедствия и требующейся помощи. -
Дает указание членам экипажа действовать в соответствии с правилами при аварийном положении самолета. -
Включением сигнала «Застегнуть ремни» сообщает бортпроводникам о готовящейся вынужденной посадке, пользуясь при этом переговорным устройством, если оно имеется. -
После посадки ставит все переключатели и рычаги управления в требуемое положение и, если возможно, выпускает полностью щитки. -
Покидает самолет, захватив с собой переносный огнетушитель. Тушит пожар, если это возможно. -
Помогает пассажирам выходить из самолета. -
Проверяет наличие пассажиров; оказывает первую помощь; заботится об удобствах пассажиров.
Второй пилот.
-
Помогает первому пилоту в установлении и устранении причины аварии. -
Собирает и складывает в грузовые отсеки и уборные все незакрепленное оборудование, багаж и тяжелые предметы. -
Открывает выходы из кабины экипажа перед посадкой или после нее, по указанию командира корабля. -
После посадки помогает командиру корабля ставить переключатели и рычаги в требуемое положение. -
Помогает проводить эвакуацию пассажиров. -
Привлекает пассажиров для помощи в проведении высадки и в выполнении других задач. -
Помогает командиру корабля при проверке пассажиров. Заботится об удобствах пассажиров.
Бортмеханик.
-
Разгерметизирует самолет. -
Помогает в установлении и устранении причины аварии. -
После посадки выключает зажигание, перекрывает основные и аварийные краны подачи горючего. Ставит рычаги и переключатели в требуемое положение. -
Открывает выход из кабины экипажа до или после посадки в зависимости от направления распространения пожара и других условий. -
Выходя из самолета, захватывает с собой переносный огнетушитель. Помогает командиру корабля в тушении пожара, если он может быть потушен. Помогает пассажирам выходить из самолета или спускаться на землю с крыла. -
Привлекает пассажиров для помощи в проведении высадки и выполнении других задач. -
Помогает пилоту при проверке наличия пассажиров. Оказывает первую помощь и заботится об удобствах пассажиров.
Старший бортпроводник.
-
Получив от командира корабля уведомление о предстоящей вынужденной посадке, знакомит пассажиров с обстановкой, предупреждает Их о необходимости строго выполнять указания членов экипажа. -
Дает указание пассажирам туго застегнуть ремни, снять очки и не курить. -
Собирает и складывает в уборных незакрепленное оборудование, багаж и тяжелые предметы. -
Помогает раздавать одеял г и другие мягкие вещи для защиты при ударе. Дает указание пассажирам принять требуемое положение перед посадкой для защиты от удара и оставаться на местах до окончательной остановки самолета.6 -
Следит за тем, чтобы были открыты выходы из кабины. -
Спускает аварийную веревку, аварийную лестницу или аварийный скат. -
Направляет пассажиров к соответствующему выходу, следя за порядком. -
Оказывает первую помощь и заботится об удобствах пассажиров.
Младший бортпроводник.
-
Получив сообщение о вынужденной посадке, помогает знакомить пассажиров с обстановкой; просит их выполнять все указания членов экипажа. -
Дает указание туго застегнуть ремни, снять очки и не курить. -
Помогает собирать и складывать в уборных всё незакрепленное оборудование, багаж и тяжелые предметы. -
Помогает раздавать одеяла и другие мягкие вещи для защиты пассажиров при ударе. Дает указание пассажирам принять соответствующее положение перед посадкой и оставаться на местах до окончательной остановки самолета. -
Открывает аварийные выходы и направляет пассажиров к соответствующим выходам. -
Помогает оказывать первую помощь и заботится об удобствах пассажиров.
Глава 2. Анализ эвакуации пассажиров из самолета
2.1. Процедура подготовки пассажиров перед вынужденной посадкой
Чрезвычайно важно, чтобы член экипажа, делающий сообщение об аварийном положении по переговорному устройству, оставался спокойным и хладнокровным. Если переговорного устройства на самолете не имеется, командир корабля должен вызвать к себе бортпроводника и дать ему указания подготовить пассажиров к вынужденной посадке. Если бортпроводников в экипаже нет, то такую подготовку проводит второй пилот.
Между моментом выявления аварийного положения и принятием решения произвести вынужденную посадку может пройти много времени. В этом случае волнение пассажиров доходит, естественно, до высшего предела, поэтому пилот должен сделать все возможное, чтобы успокоить пассажиров лично или по переговорному устройству.7 Он должен (если есть возможность, то лично) сообщить пассажирам какие-нибудь ободряющие сведения, дать им общие указания или гарантировать им благополучный исход аварии, что может быть в подобном случае оправдано.
При возникновении аварийного состояния самолета командир корабля определяет, какие срочные меры должны быть приняты.
По переговорному устройству командир корабля вызывает бортпроводницу: «Мисс... (имя), подойдите к вашему аппарату». Одновременно он включает сигналы: «Не курить» и «Застегнуть ремни».
Б. Получив такое распоряжение, бортпроводница занимает свое место у переговорного аппарата и сообщает пассажирам следующее:
«Внимание! Леди и джентльмены. Прошу вас занять места и застегнуть привязные ремни. Курить запрещается».
После этого бортпроводница остается у аппарата в ожидании дальнейших распоряжений.
Младшая бортпроводница помогает пассажирам застегивать ремни. Если же таковой на самолете нет, то это делает первая.
В случае объявления аварийного положения командир корабля передает по переговорному устройству следующее (данная фраза употребляется только в случае опасности):
При аварийном положении:
«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни».
Перед тем как производить вынужденную посадку: «Внимание! Немедленно застегните привязные ремни,
приготовьтесь к посадке на землю (на воду)».
Если позволяют время и обстановка, командиру корабля следует обратиться к пассажирам со следующим заявлением:
«Говорит командир корабля... Прошу внимания. Самолет находится в... состоянии. Возможна вынужденная посадка на... Все должны сохранять полное спокойствие и точно выполнять указания бортпроводника. Мы будем информировать вас о состоянии самолета».8
Получив сообщение об аварийном положении, бортпроводник передает по переговорному устройству:
«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни» (общее требование в случае аварийного положения).
«Леди и джентльмены, самолет находится в аварийном положении. Большое внимание взаимопомощи. Выполняйте, пожалуйста, все указания».
Только при вынужденной посадке на воду:
Дать подробное объяснение и продемонстрировать, как и где взять спасательный жилет, а также как его надеть. (На рис. 6 показано, как правильно надеть применяющийся на авиалиниях спасательный жилет.)
Пассажирам сообщается:
«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни, приготовьтесь к вынужденной посадке на землю (на воду)».
«Леди и джентльмены, прошу слушать меня внимательно. Аварийное положение самолета требует вынужденной посадки на землю (на воду). Прошу вас строго выполнять мои указания. Застегните привязные ремни как можно туже. По команде «Приготовиться» сцепите руки под коленями и наклонитесь, чтобы голова оказалась между колен. Опустите голову как можно ниже. При посадке произойдет два или несколько толчков. Сохраняйте принятое положение, пока самолет не остановится. Выходите из самолета спокойно, сохраняйте порядок».
При вынужденной посадке на воду:
«Не надувайте спасательных жилетов внутри самолета. Имейте выдержку, все будут обеспечены местами в спасательных лодках. Самолет оборудован для посадки на воду. Возьмите с собой одеяло. Снимите обувь».
Примечание. Если командиру корабля заранее известно о том, что вынужденная посадка на землю или на воду будет связана с большими трудностями и что в результате полученных повреждений самолет может быстро затонуть, он должен сообщить об этом экипажу, а также в очень осторожных выражениях пассажирам самолета. В таких случаях необходимо использовать для покидания самолета все имеющиеся выходы.
Если позволяет время, следует организовать среди пассажиров взаимопомощь. Каждый пассажир, выделенный для помощи другому, получает задание помочь физически слабому пассажиру выбраться из самолета после посадки.
Б. Пассажиры, выделенные для помощи, занимают места рядом с теми, кому они должны помочь, а также у выходов из самолета.
Пассажиры, носящие очки, должны их снять. Женщины должны снять туфли на высоких каблуках.
Г. Спинки всех сидений должны быть подняты.
Д. Чтобы уменьшить опасность получения пассажирами телесных повреждений при посадке, необходимо раздать им подушки, одеяла и пальто и научить, каким образом их использовать.
Е. Каждый ребенок по возможности должен занимать отдельное место. Привязные ремни на нем должны быть правильно надеты и плотно застегнуты. Если по какой-либо причине ребенок должен находиться на руках у взрослого, то в этом случае пристегивается ремнями только взрослый, который должен держать ребенка, прижимая его к груди таким образом, чтобы при падении обоих вперед ребенок не был придавлен.
Ж. У беременных женщин ремни должны опоясывать бедра ниже живота, но ни в коем случае не живот.9
2.2. Эвакуация пассажиров из самолета после вынужденной посадки
Нельзя заранее составить план эвакуации пассажиров из самолета на все случаи аварийных посадок. Однако каждый экипаж должен знать ориентировочный план эвакуации пассажиров в расчете на те самолеты, па которых он летает, для следуюших типичных случаев аварийных посадок:
1. Эвакуация пассажиров из самолета на сушу при нормальном положении самолета (шасси выпущены) в условиях пожара с левой и правой стороны фюзеляжа.
2. Эвакуация пассажиров из самолета на сушу с полностью не
выпущенными шасси в условиях пожара с левой и правой стороны фюзеляжа.
3. Эвакуация пассажиров из самолета на воду в условиях пожара с левой и правой стороны фюзеляжа.
Для правильного определения порядка выхода пассажиров из самолета во всех указанных выше случаях экипажу необходимо знать:
- размещение в самолете спасательного оборудования и снаряжения;
- пути эвакуации пассажиров и экипажа при вынужденной посадке самолета на сушу или воду.
Максимальное количество людей, которые могут покинуть самолет за
2 мин через каждый из выходов, находящихся на уровне суши (воды), следующее:
- через дверной проем (0,61 X X 1,22 м) - 85 чел.;
- через дверной проем (0,51 X X 1,12 м) - 55 чел.;
- через люк над крылом (0,51 X X 0,91 м) - 25 чел.;
- через люк над крылом (0,48 X X 0,70 м) – 12-15 чел.
Время, потребное для выхода одного члена экипажа через форточку кабины пилотов и аварийный люк в верхней части фюзеляжа самолета (при помощи спасательного каната), составляет 25-30 сек.
Время установки и приведения надувного аварийного трапа в рабочее положение составляет40-50 сек, из них 20-25 сек требуется для заполнения трапа углекислым газом.