Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
Введение
В современных рыночных отношениях, когда рынок предъявляет серьезные требования к предприятию, планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.
В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ, а сложность и высокая подвижность происходящих на рынке процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Ведь именно рациональное планирование деятельности организации дает возможность ей удержать свои позиции на рынке и не быть «съеденными» фирмами-конкурентами.
В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде. В повсеместной экономической деятельности предприятий и повседневной жизни людей, как писал А. Маршалл, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способности предвидеть будущее и определять курс своих действий с учетом реальных целей.
Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности; высокая нестабильность внешних условий и факторов;
- Новый стиль руководства персоналом;
- Усиление центробежных сил в экономической организации.
Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:
- Неопределенность внешней среды;
- Возможность слияния или поглощения другой фирмой;
- Возможность монопольного установления цены реализации продукции;
- Контрактные отношения.
Актуальность данной темы объясняется тем, что любая организация, находясь в постоянно меняющихся условиях внешней среды, должна реагировать на происходящие в ней изменения, выявлять отклонения от плановых действий, а для этого необходимо постоянно осуществлять контроль над планированием своей деятельности, чтобы обеспечить конкурентоспособность.
Целью курсовой работы является выявление особенностей планирования, как внутриорганизационного процесса, обеспечивающего конкурентоспособность организации на рынке.
Задачи курсовой работы:
- Раскрыть теоретические основы планирования;
- Рассмотреть классификацию и принципы планирования;
- Проанализировать планирование управленческой деятельности на примере работы ОАО «Оренбургдорстрой».
Объект ОАО «Оренбургдорстрой». Предметом исследования является планирование, как внутриорганизационный механизм.
Глава 1. Теоретические основы планирования
1.1 Сущность и цели планирования
Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. [4, с. 281]
Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:
- В каком состоянии организация находится в настоящее время?
- В каком направлении хочет двигаться организация?
- Каким образом организация собирается сделать это?
Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.
Основная цель планирования - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.
1.2 Классификация планирования
Планирование можно классифицировать по различным направлениям:
1. По степени охвата сфер деятельности:
- Общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
- Частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.
2. По содержанию планирования:
- Стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
- Оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
- Текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.
3. По объектам функционирования:
- Планирование производства;
- Планирование сбыта;
- Планирование финансов;
- Планирование кадров.
4. По периодам (охвату отрезка времени):
- Краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
- Среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет;
- Долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.
5. По возможности внесения изменений:
- Жесткое - не предполагает внесения изменений;
- Гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.
В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:
- Полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
- Непрерывность планирования;
- Гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;
- Возможность контроля за выполнением плана;
- Экономичность планирования;
- Точность планирования.
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования. [7, с. 185]
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.
1.3 Основные принципы планирования
Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно. К основным принципам планирования относятся следующие:
Гибкость - реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта - это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).
Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.
Холизм - объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости. [5, с. 270]
Оптимальность - выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.
Комплексность - взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.
Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных целей.
Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности.
1.4 Основные этапы процесса планирования в организации
Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:
Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом: