Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Теоретические основы принятия решений в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1. Понятие управленческого решения, виды и особенности их принятия
1.2. Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений
Глава 2. Анализ деятельности ООО ТК «Транс-Авто»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Условия принятия эффективных управленческих решений
Глава 3. Разработка управленческих решений в целях повышения
± наличие элементов параметра, + наличие параметра, - отсутствие
Анализируя данные таблицы 4, следует отметить, что в ООО ТК «Транс-Авто» управленческая деятельность осуществляется преимущественно на уровне экстраполирования прошлых и настоящих тенденций. Реализация принятых решений отслеживается и анализируется с целью осуществления соответствующих корректировок. В то же время отмечаются следующие недостатки в управленческой деятельности ООО ТК «Транс-Авто»: конкретного описания обязательств, связанных с реализацией функции контроля ни в одной из должностных инструкций нет. В результате данный вид управленческой деятельности осуществляется по остаточному принципу без должного несения за результаты этой работы ответственности.
Количественные показатели, характеризующие процесс принятия и реализации управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Количественные показатели, характеризующие процесс принятия и реализации управленческих решений (по данным 2013 г.) [22]
Показатель |
Значение, % |
Удельный вес распоряжений, выполненных полностью, в надлежащем объеме, с предусмотренным качеством и точно в срок |
45,00 |
Удельный вес распоряжений, выполненных полностью, в надлежащем объеме, с предусмотренным качеством, но с задержкой |
25,00 |
Удельный вес распоряжений, выполненных не в полном объеме |
20,00 |
Распоряжение переадресовано другому подразделению |
10,00 |
Анализ показывает, что в ООО ТК «Транс-Авто» выполняют распоряжение полностью, то есть в надлежащем объеме и с предусмотренным качеством, и точно в срок в 45% случаев, в 25% случаев выполнение решений происходит, но затягивается, в 10% случаев решение переадресовывается другому подразделению и в 20% выполняется не в полном объеме в течение отведенного времени.
В таблицах 6–7 представим состояние и динамику процесса принятия управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто» в исследуемый период.
Таблица 6
Состояние и динамика процесса принятия управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто» в исследуемый период (2016-2018 г.г.) [23]
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Количество проведенных совещаний руководства по определению стратегических целей |
3 |
6 |
5 |
Количество решений, принятых на предприятии |
1018 |
1050 |
1067 |
Количество реализованных решений |
956 |
989 |
1042 |
Количество используемых при разработке управленческих решений методик |
7 |
9 |
15 |
Количество прогрессивных методик |
2 |
3 |
5 |
Количество решений, имеющих методическое обеспечение |
714 |
731 |
763 |
Количество решений, требующих методическое обеспечение |
893 |
885 |
930 |
Количество решений, реализованных с положительным результатом |
652 |
643 |
707 |
Объем использованной информации |
11343 |
12948 |
13570 |
Объем входящей информации |
11916 |
13010 |
13900 |
Объем эффективно используемой информации |
10416 |
11933 |
13475 |
Объем информации на вышестоящем уровне |
11712 |
12855 |
13743 |
Объем информации на нижестоящем уровне |
8771 |
9283 |
10987 |
Количество принимаемых решений при наличии полной информации |
715 |
731 |
749 |
Количество анализируемой информации |
10513 |
12123 |
13425 |
Количество информации, собранной предприятием самостоятельно |
2521 |
2589 |
3667 |
Количество информации, собранной без активного участия предприятия |
8822 |
10359 |
10083 |
Анализ таблицы 6 показывает, как увеличивается число принимаемых решений в ООО ТК «Транс-Авто». Также в этой таблице отражен такой критерий, как лицо, принимающее решение в данной области. В исследуемом периоде в наибольшей степени происходит рост управленческих решений в финансовой сфере: в 2017 г. на 20% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. прирост составил 83%.
Таблица 7
Состояние и динамика процесса принятия управленческих решений
в ООО Тк «Транс-Авто» в исследуемый период (2016-2018 г.г.), %[24]
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Лицо, принимающее решение |
Принятие финансовых решений |
100 |
120 |
183 |
Главный бухгалтер и директор |
Принятие маркетинговых решений |
100 |
122 |
164 |
Маркетолог |
Принятие решений в управлении персоналом |
100 |
118 |
123 |
Начальник отдела кадров |
Принятие решений в управлении качеством |
100 |
127 |
148 |
Начальник автоколонны |
Принятие решений в стратегическом управлении |
100 |
200 |
50 |
Генеральный директор |
Принятие решений в управлении информацией |
100 |
106 |
112 |
Начальник диспетчерской службы |
Лицами, принимающим решения в сфере финансов является главный бухгалтер и генеральный директор предприятия. В процессе своей деятельности главный бухгалтер ООО Тк «Транс-Авто» принимает управленческие решения в области планирования финансовой деятельности; регулирования денежного оборота; учета затрат и результатов основной, инвестиционной и финансовой деятельности; анализа и оценки эффективности использования и вложения капитала; контроля за расходованием и поступлением денежных средств.
В 2017 г. число решений в области управления персоналом выросло на 18% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. рост составил 23% по сравнению с 2016 г. Решения, принимаемые начальником отдела кадров, включают планирование качественной и количественной потребности в персонале; сбор и анализ маркетинговой информации о персонале; вербовку, оценку и отбор персонала; определение содержания труда (разработка должностных инструкций); оценку результативности труда на рабочих местах; профориентацию и адаптацию персонала; разработку систем оплаты труда; мотивацию трудового потенциала; управление конфликтами и формирование информационной базы кадровых сведений (учет и статистика данных).
Решения по стратегическому управлению в ООО ТК «Транс-Авто» принимает генеральный директор. В 2017 г. число решений в стратегическом управлении выросло на 100% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. произошло снижение на 50% по сравнению с 2017 г.
Стратегические решения в ООО ТК «Транс-Авто» определяют общее направление развития, главные цели, они закладывают концептуальную основу для принятия управленческих решений во всех сферах деятельности предприятия, однако, стратегическим решениям не уделяется достаточного внимания.
Решения в области управления информацией принимаются начальником диспетчерского отдела. В 2017 г. число решений в управлении информацией выросло всего на 6% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. прирост составил 12% по сравнению с 2016 г.
В 2017 г. число решений в области управления качеством выросло на 27% по сравнению с 2016 г., а в 2018 г. прирост составил 48% по сравнению с 2016 г. Решения в данной сфере принимает начальник автоколонны. В рамках системы управления качеством принимаются следующие решения: формулировка требований к качеству; установление параметров качества услуг; установление допустимых отклонений от заданных параметров; выбор методов контроля; назначение лиц, ответственных за осуществление контроля.
Рассмотрим методы принятия управленческих решений в организации.
Таблица 8
Методы принятия управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто» [25]
Метод |
Реализация в ООО ТК «Транс-Авто» |
Комментарий |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
1. Методы ситуационного анализа |
|||||||
Кейс-метод |
+ |
Пошаговый разбор ситуаций. Применяется в процессе совещаний при директоре. |
|||||
«Мозговая атака» |
_ |
Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Не применяется |
|||||
Двухтуровое анкетирование |
- |
Установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Не применяется. |
|||||
Факторный анализ |
+ |
Получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется главным бухгалтером. |
|||||
Многомерное шкалирование |
- |
На основании математической обработки информации устанавливаются факторы, влияющие на развитие ситуации. Не применяется |
|||||
Методы моделирования |
|||||||
Модели теории игр |
+ |
Оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов. Используется не так часто в силу сложности и динамичности внешней среды. |
|||||
Модели теории массового обслуживания |
- |
Определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. НЕ применяется |
|||||
Модели управления запасами |
- |
Определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества. Не применяется. |
|||||
Имитационное моделирование |
- |
Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. |
|||||
Экономический анализ |
+ |
Оценка финансово-экономического состояния предприятия. Применяется наиболее активно. |
|||||
Оптимальное линейное программирование |
- |
Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Не применяется. |
|||||
Методы, применяемые на этапе определения альтернатив |
|||||||
Морфологический анализ |
- |
Получение новых решений путем составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы). Не применяется. |
|||||
Методы ассоциаций и аналогий |
- |
Выявление новых идей. Не применяется. |
|||||
Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота. |
- |
Подведение к решению проблемы с помощью наводящих вопросов. Не применяется. |
|||||
Метод «матриц открытия». |
- |
Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Не применяется. |
|||||
Синектика |
- |
Поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Не применяется |
|||||
Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив |
|||||||
Методы многокритериальной оценки. |
+ |
Оценка и сравнение альтернатив по нескольким критериям. |
|||||
Методы экспертной оценки. |
+ |
Построение экспертом рациональной процедуры интуитивно-логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов. |
|||||
Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата |
|||||||
Функционально-стоимостный анализ. |
+ |
Выявление зон дисбаланса между функциями объекта и затратами на них. Применяется главным бухгалтером. |
|||||
Метод цепных подстановок. |
+ |
Последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию. Применяется главным бухгалтером. |
|||||
Причинно-следственный анализ. |
- |
Определение иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему. |
По данным таблицы 8 видно, что на предприятии применяется лишь часть методов разработки и принятия управленческих решений, преимущественно традиционных и относящихся к категории формальных.
Глава 3. Разработка управленческих решений в целях повышения
эффективности деятельности ООО ТК «Транс-Авто»
На основе анализа внешних и внутренних факторов ООО ТК «Транс-Авто», влияющих на эффективность управленческих решении, с учетом перечня препятствий, стоящих на пути разработки и принятия решений предложены направления создания условий, способствующих повышению их эффективности на рис. 3.
Рисунок 3. Приоритетные направления и рекомендации по совершенствованию технологии принятия управленческих решений в ООО ТК «Транс-Авто»[26]
Рассмотрим блок разработки системы поддержки принятия решений. Программа позволяет осуществлять прогноз чистого дисконтированного дохода. Основу программы составляет имитационная модель, построенная с помощью инструмента имитационного моделирования AnyLogic 6. В таблице 9 представлена имитационная модель грузоперевозок.
Таблица 9
Имитационная модель грузоперевозок[27]
Содержание
Этапы |
Название |
|
Этап 1 |
Экспериментальный анализ |
Составляет предварительный прогноз чистого дисконтированного дохода к 2018 г. при следующих входных параметрах: годовые инвестиции, безрисковая ставка, премия за риск, процент инфляции, затраты на перевозку 1 км дороги, постоянные издержки, переменные издержки |
Этап 2 |
Стохастический анализ |
Составляет предварительный прогноз чистого дисконтированного дохода к 2018 г. при следующих входных параметрах: среднеквадратическое отклонение цены за 1 000 |
Этап 3 |
Анализ результатов |
Происходит на основе выходной информации, которая содержит показатели чистого дисконтированного дохода |
Прогноз чистого дисконтированного дохода (NPV) по сценариям происходит до 2019 г. Результаты по сценариям имитационного моделирования представлены в таблице 10.
Второй этап заключается в проведение стохастического анализа. Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).
Таблица 10
Результаты по сценариям имитационного моделирования[28]
№ сценария |
Характеристика |
Годовые |
Бездисковая ставка (%) |
Премия (%) |
Процент инфляции (%) |
Прогноз |
1. Сценарий |
Оптимистический |
50 |
20 |
30 |
10 |
1100 |
2. Сценарий |
Наиболее |
100 |
12 |
15 |
12 |
700 |
3. Сценарий |
Пессимистический |
190 |
10 |
10 |
16 |
153 |
Входные параметры стохастического анализа являются среднеквадратическое отклонение цены за 1 000 км от тренда. Среднеквадратическое отклонение спроса от заданного, среднеквадратическое отклонение издержек от плановых. Результаты по трем экспериментам стохастического анализа приведены в таблице 11.
Таблица 11
Результаты по трем экспериментам стохастического анализа[29]
№ эксперимента |
Характеристика |
Среднеквадратическое отклонение цены за 1 000 км от тренда (руб.) |
Среднеквадратическое отклонение |
Среднеквадратическое отклонение |
Прогноз (млн. руб.) |
эксперимент 1 |
Оптимистический |
63 |
2.8 |
2,7 |
1.351 |
эксперимент 2 |
Наиболее |
30 |
3 |
3 |
1.341 |
эксперимент 3 |
Пессимистический |
9 |
10 |
10 |
1,340 |