Файл: Управление финансами (Финансы и финансовая система современного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

2.2.3.Организация планирования

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Как показано п.2.2.2, бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.


Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

2.2.4.Процесс планирования

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.


2.3. Структура источников финансирования предприятия

В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно со­бственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различ­ные классификации источников средств. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на схеме 3 .

Схема 3. Структура источников средств предприятия.

Основным элементом приведенной схемы является соб­ственный капитал. Источниками собственных средств являются (схема 4):

  • уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взно­сы участников);
  • резервы, накопленные предприятием;
  • прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финан­сирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

Схема 4. Структура собственного капитала предприятия

К основным источникам привлеченных средств относятся:

  • ссуды банков;
  • заемные средства;
  • средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
  • кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине — в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собствен­ные средства. Приведем краткую характеристику этих источ­ников.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, пре­доставленных собственниками для обеспечения уставной деятель­ности предприятия. Содержание категории “уставный капитал” зависит от организационно-правовой формы предприятия:

  • для государственного предприятия — стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на пра­ве полного хозяйственного ведения;
  • для товарищества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников;
  • для акционерного общества — совокупная номинальная сто­имость акций всех типов;
  • для производственного кооператива — стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятель­ности;
  • для арендного предприятия — сумма вкладов его работников;
  • для предприятия иной формы, выделенного на самостоятель­ный баланс, — стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяй­ственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующе­му субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточ­ного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами..

Уставный капитал формируется при первоначальном инвести­ровании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капита­ла (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной сто­имости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим зако­нодательством и учредительными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств — премии на акции. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получе­нии этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как “прибыль отчетного года” и “неиспользованная прибыль прошлых лет”, а также в завуалированном виде — как созданные за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономи­ки величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предпри­ятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

  • варьирование границей отнесения активов к основным сред­ствам;
  • ускоренная амортизация основных средств;
  • применяемая методика амортизации малоценных и быстроиз­нашивающихся предметов;
  • порядок оценки и амортизации нематериальных активов;
  • порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;
  • выбор метода оценки производственных запасов;
  • порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;
  • порядок создания резерва по сомнительным долгам;
  • порядок отнесения на себестоимость реализованной продук­ции отдельных видов расходов;
  • состав накладных расходов и способ их распределения.

Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Поря­док формирования резервного капитала определяется норматив­ными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капитал как источник средств предприятия об­разуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды спе­циального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные го­сударственные ассигнования на финансирование непроизводст­венной деятельности, связанной с содержанием объектов со­циально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособ­ности предприятий, находящихся на полном бюджетном фи­нансировании, и др.

2.4.Управление финансами

2.4.1.Управление активами

Существуют следующие основные направлен расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.

Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

2.4.2. Управление текущими активами