Файл: Барьеры массовой коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Общение-это врожденный инстинкт всех живых существ. В своей простейшей форме коммуникация - это любой обмен информацией между двумя сущностями. Это можно наблюдать на клеточном уровне между микроорганизмами и в более широком масштабе между членами стада, уклоняющимися от хищника. Как современные люди, живущие в напряженном мире, мы полагаемся на хорошее общение каждый день, чтобы сделать наш путь по жизни. Каждое взаимодействие, которое мы имеем с другим человеком, от поднятой брови на оживленной кассе до непристойного жеста в адрес другого автомобилиста в пробке, до простого махания рукой своей семье, когда вы выезжаете утром с подъездной дорожки, - это форма общения. Сегодня

коммуникация перешла от индивидуального уровня общения к массовому.

Коммуникация - это не просто процесс передачи информации от одного субъекта к другому. Это искусство сначала слушать или читать информацию, понимать ее, обрабатывать и затем передавать. Существует огромное количество усилий, которые идут на общение. Жесты, тон голоса, язык тела и разговорная речь- вот некоторые из важных аспектов общения. Если другой

человек не в состоянии понять ни один из этих факторов, процесс терпит неудачу.

Как живые существа, мы должны выражать и понимать выражения других людей. Нравится нам это или нет, но человеческое общество процветает благодаря общению. Цивилизации поднимались и падали, основываясь на том, насколько хорошо они поддерживали прочные отношения с остальным миром. Действительно, общение-это тот самый крем, которая заставляет механизм человеческих отношений функционировать гладко. Поэтому значение коммуникации нельзя и не следует недооценивать. Иногда трудные жизненные ситуации можно разрешить, просто сев и поговорив об этом. Точно так же большинство личных, профессиональных и социальных катастроф можно предотвратить, поддерживая ясную, адекватную и недвусмысленную коммуникацию. Все, что нам нужно, - это некоторое усилие с нашей стороны, чтобы выявить и избежать препятствий для эффективного общения, чтобы сделать нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей лучше.

Объект исследования: коммуникация, барьеры массовой коммуникации.

Предмет исследования: барьеры массовой коммуникации.

Цель курсовой работы: разобрать значение «коммуникация», выделить типы коммуникации, ознакомиться с понятием «барьеры массовой коммуникации», расписать барьеры массовой коммуникации, методы преодоления массовой коммуникации.


Задачи курсовой работы:

  1. Дать определение коммуникации;
  2. Разобрать типы коммуникации;
  3. Выявить барьеры массовой коммуникации;
  4. Сделать заключение исследуемому материалу.

Структура курсовой работы состоит из введения, глав, параграфов, эссе, заключения и списка библиографии. При написании работы были использованы учебные пособия по психологии, социологии, также использовались интернет- ресурсы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ

1.1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ

1 Человек осознал потребность в коммуникации по мере того, как становился homo sapiens. Согласно учению И.П. Павлова, первая сигнальная система - впечатления, ощущения, представления - у нас общая с животными, но великий физиолог также доказал, что “слово создало вторую, специальную нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов”. Это позволило нам состояться на новой, человеческой, ступени развития, потому что способность говорить, быть коммуникационным партнером возможна только на основе мышления. Поэтому можно сказать, что история цивилизации - это история социальной коммуникации.

Первый подход к определению понятия коммуникации можно сделать исходя из его этимологии. Это слово происходит от латинского communicare, что означает "делиться чем-то".

Коммуникация - это процесс, посредством которого участники создают и обмениваются информацией друг с другом, продвигаясь к достижению взаимопонимания. Общение вовлечено в каждый аспект повседневной жизни, от рождения до смерти. Она универсальна. Другими словами, общение происходит всякий раз, когда кто-то приписывает смысл словам или действиям другого человека. Коммуникация - это также процесс, включающий в себя несколько компонентов: людей, которые общаются, сообщение, которое передается (вербальное или невербальное), канал, через который происходит

коммуникация, и контекст. Когда мы общаемся с другим человеком, мы воспринимаем сообщения через наши органы зрения, обоняния, слуха – и эти сообщения происходят не по одному, а скорее одновременно. Когда мы общаемся, мы создаем, поддерживаем или разделяем смысл. Это означает, что люди активно участвуют в процессе общения. Технически, один человек не может общаться в одиночку-разговор с самим собой во время мытья автомобиля не считается как общение.


Согласно” Оксфордскому словарю", коммуникация означает " передачу, передачу или обмен идеями, знаниями и т. д., будь то речь, письмо или знаки,”

Таким образом, мы можем сказать, что коммуникация - это процесс передачи информации или идей от одного человека к другому таким образом, чтобы другой человек, получающий информацию, мог легко ее понять.

2 Массовая коммуникация - это процесс передачи сообщения большому числу различных аудиторий. Посредством массовой коммуникации информация может быть быстро передана большому числу людей, которые обычно держатся подальше от источников информации. Массовая

____________________

[Зуляр.Ю.А. Массовые коммуникации в рекламе. – Иркутск, 2006. с.10]

коммуникация-это процесс передачи сообщения, мысли и отношения через

некоторые средства массовой информации одновременно большому числу разнородных аудиторий.

Кратко говоря, мы можем сказать, что коммуникация - это система, посредством которой люди делятся друг с другом идеями, чувствами, мыслями, фактами, мнениями, ценностями и эмоциями. Он действует как мост смысла между людьми.

2 Американский социолог Ч. Кули имеет в виду под коммуникацией

механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все

многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в

разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во

времени.

Коммуникация, по определению С.В. Коновченко, - это то, что позволяет

людям связываться друг с другом на основе общих интересов, обмениваться

мыслями, идеями, т.е. устанавливать специфические формы взаимодействия

между собой в процессе познавательной и трудовой деятельности, в процессе

совместного проживания. Коммуникация является важнейшим механизмом

становления индивида как социальной личности, проводником установок

социума. По мере того как люди развивались интеллектуально и по мере того

как расширялись сферы их занятий, сферы взаимодействия с себе подобными,

все острее проявлялась необходимость в обмене информацией внутри группы,

тем проще внутренне, но сложнее внешне становился этот обмен.

3 В теории коммуникации, разрабатывавшейся в русле постбихевеоризма, постепенно происходит «психологизация» понятия коммуникации, и она все больше начинает рассматриваться как межличностный процесс. Коммуникация представляет собой прежде всего взаимодействие, влияние на которое оказывает каждый из его участников. Коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но создание некой общности, определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи, взаимного наложения сфер личного опыта, особенностей генерирования смысла в коммуникативном взаимодействии.


Общение играет жизненно важную роль в жизни человека. Это очень важно в личных и профессиональных отношениях. Коммуникация может быть описана как способ передачи своих идей, мнений или выслушивания мнений других людей. Недостаток общения создаст целый ряд проблем в любых отношениях. Если есть какая-то проблема, мы должны говорить об этом, например, если есть

какое-то счастье, мы должны делиться им, тогда мы можем своими положительными эмоциями осчастливить настроение собеседнику, или же окружающим нас людям. Общение укрепляет связь между людьми.

Представим себе мир, где никто не может говорить, как бы мы общались друг с другом? Очевидными ответами были бы действия, жесты, письменные слова или образы. С этой целью общение-это средство выражения мыслей и чувств людям в вашем окружении.

Однако давайте представим себе мир, где я- единственный человек. Единственным средством общения, которое у меня было бы, были бы остатки прошлого. (Скажем, я должна была читать Шекспира. Хотя он и не нацелен прямо на меня, но это был бы обмен словами, написанными Шекспиром много сотен лет назад, следовательно, общение).

Но, что было бы, если бы я была единственным человеком, который когда-либо существовал? Теперь люди не являются частью моего окружения, поэтому животные становятся моей аудиторией. Как бы я общалась? Язык тела и звук становятся наиболее эффективными средствами коммуникации (например,

_____________________

2 [Коновченко.С.В. Средства массовой информации- Россия.- Изд-во РАГС, 2004.- с.74]

3 [Василика М.А. Основы теории коммуникации. – М.: Гардарики, 2007.-с.56]

отпугнуть медведя или успокоить свою любимую собаку).

А теперь давайте представим, что в нашем мире нет животных. Как я могу общаться с другой формой жизни, например с растением? Технически я могу “передавать или обмениваться информацией” с растением, манипулируя его основными требованиями, водой и светом. (Подсолнухи, например, следуют за Солнцем по небу в течение всего дня. Если я вдруг переместила источник света, я “передаю " информацию о том, что Солнце переместилось. Посадите саженец в темный ящик и он будет расти туда, где есть свет.

В какой - то степени общение происходит в глазах смотрящего-любое поведение, которое вы наблюдаете в другом существе, может быть воспринято как общение, если вы придаете ему смысл. Действительно ли это эффективная коммуникация-вот что выводит этот теоретический вопрос в плоскость практичности.

На мой взгляд, эффективная коммуникация - это поиск наилучшего способа донести свои мысли и чувства до аудитории, кем бы или чем бы она ни была.


1.2. ТИПЫ КОММУНИКАЦИЙ

4 Бывают такие типы коммуникаций как: межличностная, групповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной сфере (культурно-духовной, научной, учебной, производственной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между континентами, странами, государствами, народами, территориями (межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и другими.

Формы коммуникации. К формам коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.

Сферы коммуникации. Сферы коммуникации объединяются понятием специализированной коммуникации. Традиционно выделяются: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации.

Бывают основные типы коммуникации. Межличностная коммуникация - процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт. Условие успешной межличностной коммуникации связано с созданием участниками «общей социальной действительности», общего «здесь-и-сейчас», вне которого коммуникация вообще не может состояться. Данную предпосылку исследователи иногда называют договорным аспектом межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей.

5 Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. (В.П.Конецкая).

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация.

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих внутренний мир индивида в процессе накопления познавательного опыта: знание коммуникативных кодов, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера, мифы и предрассудки,

__________________