Файл: принципы эффективного контроля деятельности предприятия (Сущность и назначение контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система внутреннего контроля по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает комплексный подход к оценке всех направлений организации воспитательно - образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и принятия управленческий решений, направленных на:

- выполнение основной общеобразовательной программы: обязательной части – контроль за соблюдением временных требований необходимых за реализацией ООП 65% -80%, контроль за реализацией рабочих программ, контроль за реализацией индивидуальных программ для детей ОВЗ, вариативной части – контроль за реализацией дополнительных образовательных программ;

- оценку освоения образовательной программы детьми - анализ достижения детьми промежуточных и итоговых результатов, контроль организации с детьми разных форм образовательной работы (совместная деятельность взрослого с детьми в ходе организации непосредственно образовательной деятельности и в разные режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми, коррекционная работа с детьми), анализ качества реализации образовательных областей ООП в соответствии с ФГТ;

- ознакомление родителей с ходом реализации основной общеобразовательной программы – проверка документации (перспективный план работы с разными типами семей, журнал учета реализации ООП, журнал консультаций , протоколы родительских собраний и т.д), контроль за наличием в группе информационного обеспечения организации образовательного процесса, контроль за проведением открытых мероприятий в рамках реализации ООП, контроль за организацией работы с родителями по ознакомлению с достижениями детей ;

- создание условий для реализации основной общеобразовательной программы – контроль готовности групп к новому учебному году, контроль состояния предметно – развивающей среды в группе, контроль за соблюдением СанПинов, контроль за организацией безопасных условий, контроль за организацией питания и оздоровительной работы с детьми.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении МБДОУ Степной ДС «Солнышко» предъявляются следующие требования:

- следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

- контроль необходимо планировать;

- в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;


- контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;

- необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;

- контроль и его итоги должны быть гласными;

- контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач МБДОУ Степной ДС «Солнышко» на текущий учебный год.

Подготовительная работа:

- Анализ выполнения программы развития ДОУ, общеобразовательной программы ДОУ, годового плана, результатов контроля;

- Составление плана-графика комплексного контроля по ДОУ;

- Утверждение плана-графика контроля

При организации контроля в МБДОУ Степной ДС «Солнышко» необходимо обращать внимание на следующее:

- педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;

- педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;

- контролировать следует открыто;

- осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;

- при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

Правила организации и проведения контроля:

- контроль не должен ограничиваться инцидентом;

- тотальный контроль порождает небрежность;

- скрытый контроль вызывает только досаду;

- не следует контролировать только свой любимый участок, группу, объект;

- контроль - не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);

- не следует контролировать из-за недоверия.

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка программы (плана-задания) контроля или схемы предстоящего наблюдения.

3. Сбор информации.

4. Ее анализ.

5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.

6. Проверка исполнения рекомендаций.

Функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.


Формы подведения итогов:

- обсуждение итогов контроля на педагогическом совете – решение педсовета;

- рассмотрение результатов контроля на административном совещании – решение совещания;

- на педагогических планерках – приказ руководителя.

Планирование контроля на год. В основном в течение года планируют 1 комплексную проверку подготовительных к школе групп, персональный контроль (н/р: подготовка к аттестации), тематические проверки (к педсоветам, семинарам), итоговый (документальный) в конце учебного года.

Таблица 2 - Примерный план внутреннего контроля на учебный год.

Мероприятия и объекты, подлежащие контролю

Вид контроля

Цель контроля

Дата проведения

Ответственный за проведения мероприятий

Итоговый документ по результа-там проверки

Отмет-

ка о выполнении

В перспективном плане контроль планируется на каждый месяц, что позволит распределить равномерную нагрузку на педагогов в течение учебного года.

По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане.

Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Нужно ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:

- с улучшением воспитательно-образовательного процесса,

- ростом профессионального мастерства педагогов,

- созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,

- укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков:


1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педагогического процесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога

3-й этап. Подготовка к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующего и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе участвуют и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете.

В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки, утверждается план-задание.

План-задание необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Таблица 3 - План – задание к проведению тематической проверки.

Содержание контроля

Методика организации контроля

Дата проведения контроля,

группа, подлежащая контролю

Ответственные

Оценка уровня развития детей

Оценка профессиональных умений педагога

Оценка планирования работы

Оценка созданных условий в группе


Руководитель, заместитель заведующего по ВМР обязан оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана-задания контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете МБДОУ Степной ДС «Солнышко». Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ.

В конце учебного года обязательно делается анализ контроля за учебный год. Проблемы, выявленные в ходе контроля, становятся задачами на следующий учебный год.

Таким образом, правильно организованный контроль в МБДОУ Степной ДС «Солнышко» является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая контроль как управленческую деятельность, следует отметить, что основной его задачей является количественная и качественная оценка и учет результатов работы любой организации. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении требует, чтобы ею управляли. Для раскрытия сущности контроля как вида управленческой деятельности в первой главе мы рассмотрели определения данного понятия. Исходя из всех приведённых определений, можно утверждать, что контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.

В результате проведенного анализа теоретических основ по системе контроля мы пришли к выводу, что в управлении дошкольным учреждением необходимо использовать, все виды, формы и методы контроля.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.