Файл: Массовая доля растворенного вещества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План урока





Раздел долгосрочного планирования: 3.48.3С Растворы и растворимость


Школа: КГУ «Винненская средняя»

Дата:28.04

ФИО учителя: Нукенова

класс: 8 класс

Участвовали: 20

Не участвовали:

Тема урока

Массовая доля растворенного вещества

Учебные цели, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

8.3.4.5 - вычислять массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества

Цель урока


Все учащиеся:

Рассчитывать массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

Большинство:

Решать задачи на повышение и понижение массовой доли;

Решать задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при смешивании двух растворов.

Некоторые

Предлагать другие способы решения задачи.

Для детей с ООП(дисграфия,нарушения зрения): Рассчитывать массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;


Критерии оценки


Вычисляют массу растворенного вещества по известной массе раствора с определённой массовой долей растворенного вещества;

Решают задачи на повышение и понижение массовой доли;

Решают задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при смешивании двух растворов.

Подбирают другие способы решения задачи .

Ученик с ООП:Рассчитывают массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;


Языковые цели



Учащиеся могут

Описать алгоритм решения задачи, используя соответствующие термины и лексику.

Делать вывод о содержании вещества в растворе
Предметная лексика и терминология: масса раствора, масса растворителя, масса растворенного вещества, массовая доля, омега, процент

Серия полезных фраз для диалога/письма

Чтобы рассчитать массовую долю вещества в растворе надо…

Масса раствора равна сумме масс … и …

Привитие ценностей


Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік Ел»: взаимоуважение ценностей друг друга, сотрудничество в группе, труд и творчество.

Воспитание положительной мотивации к обучению химии и культуре поведения на уроке, общения с классным коллективом и умственного труда через выполнение заданий.

Межпредметная связь

Математика: Проценты. Пропорции.

Физика: Международная система единиц (СИ) 7.1 С

Литература: стихотворение на этапе психологического настроя

Биология: приготовление физиологического раствора, растения

Предшествующие знания


Химия: Растворы и растворимость (7.3C)

Естествознание: Вещества и материалы. Массовая доля растворенного вещества. П/Р №4.(5.2 A)





Ход урока

Запланированные этапы урока

Деятельность педагога


Деятельность учащегося


оценивание


Ресурсы

Начало урока

Психологический настрой

  1. минута



Организационный момент

1 минута

Актуализация ЗУН

4 минуты

4 минуты

Целеполагание

2 минуты

Психологический настрой

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время,

И приступим к новой теме.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.
Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Улыбнулись. Подровнялись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.
Организационный момент.

Разъяснение работы по технологическим картам,

оценочный лист: каждый правильный ответ оценивается +, неправильный -.
На протяжении всего урока применяется стратегия формативного оценивания «Светофор»:

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, согласие или несогласие с ответом одноклассника.

Так же можно оценивать выполнения домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.
Актуализация ЗУН.

  1. Поймай мяч

- Что такое раствор;

- Какие бывают растворы;

- Что такое растворимость;

- Какие бывают вещества по степени растворимости;

- Чем отличается насыщенный раствор от концентрированного;

- Чем отличается разбавленный раствор от ненасыщенного;

2. «Крестики-нолики» - индивидуальная работа. Работа на скорость.

А) только растворимых веществ

NaCl

Ag2SO4

Na2SO4

KNO3

H2SO4

AgCl

CaCO3

Ca(OH)2

CaCl2


Б) только нерастворимых веществ

NaCl

Ag2SO4

Na2SO4

KNO3

H2SO4

AgCl

CaCl2

Ca(OH)2

CaCO3


В) малорастворимых веществ

NaCl

Ag2SO4

Na2SO4

KNO3

Ca(OH)2

AgCl

CaCl2

CaSO4

CaCO3



Мотивация учебной деятельности

Стратегия «Проблемный вопрос». Работа в группах.

Демонстрация:

№1. 2 стакана с чаем: 1-холодный, 2-горячий. Добавляем по 1 ложке сахара. Вопрос: в каком стакане сахар слаще и почему? (ответ: зависимость растворимости от температуры).
№2. 2 стакана с горячим чаем. Добавляем в 1 стакан 1 ложку сахара, во 2 – 2 ложки сахара. Вопрос: в каком стакане сахар слаще и почему? Как можно это проверить, не пробуя чай на вкус?

Целеполагание.

Домысливание

Учащимся предлагаются слова «помощники»:

Повторим…
Изучим…
Узнаем…


Научимся …
Проверим…


.

-Ученики слушают и пожелают друг другу удачу на уроке

Внимательно слушают учителя

Учащиеся ловят мяч и отвечают на вопросы разного уровня сложности

Используя таблицу растворимости, выбрать по вертикали, горизонтали или диагонали формулы. Учащиеся находят ответ, подходят и вычеркивают ряд.

Учащимся даются проблемные вопросы, в результате беседы предполагают и дают ответы. Групповая форма работы.

Учащиеся припоминают о правилах работы в группе.

Исходя из полученных ответов, учащиеся совместно определяют тему урока, ставят цели при помощи слов-помощников


ФО: похвала учителя

ФО: Светофор

ФО: Светофор

ФО: ответ спикера с дополнениями группы обсуждение. Полностью согласен – зеленый жетон, есть дополнения – желтый, не согласен – красный

ФО: похвала

Молодцы! Вы отлично справились с заданием и сумели поставить цели нашего урока.


П резентация

Презентация. Раздаточный материал: технологические карты
Жетоны разного цвета.



На листе оценивания учащиеся ставят + или –

Таблицы на доске

+ за ответы учащихся

+ за ответ учащихся


Слова «помощники» на слайде

Середина урока

4 минут

Развитие

5 минут

Первичное закрепление

12 минут

2 минуты

Изучение нового материала

Стратегия «Ответ по цепочке»

Учитель организует индивидуальную работу учащихся с учебником:

Используя текст учебника, в течение 3 минут

1. продолжить фразы

Омега – это

Массовая доля – это…

Чтобы рассчит ать массовую долю вещества в растворе надо…

Масса раствора равна сумме масс … и …

2. записать формулы для нахождения w и mр-ра

3. предложить алгоритм решения задач

Первичное усвоение.

«Работа с иллюстрацией», решение по алгоритму.

Форма работы – парная.


Для 1 ученика для 2 ученика

Учитель выступает в роли консультанта, помощника.

Физминутка. «Карлик-великан»
Закрепление

Групповая работа

Учитель организует групповую работу. «Ролевая игра».

1 группа – фармацевты

2 группа – кулинары

3 группа – агрономы

4 группа – медики
Дифференцированные задачи для работы:

Фармацевты. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия. Сколько воды нужно добавить в 250 г 10%-ного раствора хлорида натрия.

Варианты ответа: А) 200 В) 225 С) 250

Медики. Физиологический раствор содержит 0,9% хлорида натрия. Какую массу соли и воды нужно взять для приготовления 1 кг такого раствора?

Варианты ответа: А) 11 и 899 В) 10 и 990 С) 9 и 991

Кулинары. Сироп содержит 18% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 40 кг сиропа, чтобы содержание сахара составило 15%?

Варианты ответа: А) 8 кг В) 9 кг С) 10 кг

Агрономы. Розовый раствор перманганата калия (марганцовка) необходим для профилактической обработки растений. Сколько марганцовки нужно добавить к 250 г раствора 10%-й концентрации для ее увеличения до 45%?

Варианты ответа: А) 159,1 В) 160,1 С) 161,1
Общее задание:

*При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?


Домашнее задание:

Учитель дает пояснение к выполнению домашнего задания

1. Для тех, кто справился с задачей №5: подобрать другие способы решения задачи №5 (правило креста, пропорции)

2. Для тех, кто не справился: переписать задачу №5 в тетрадь и решить.

1.Используя текст учебника, в течение 3 минут продолжить фразы

2. записать формулы для нахождения w и mр-ра

3. предложить алгоритм решения задач

Учащиеся составляют условия задач и решают

2 первых учащихся решают у доски с пояснением

Каждой группе по 1 задаче среднего уровня и 1 общая задача уровня выше. В группе учащиеся распределяют роли: решают задачу, оформляют на листах формата А3 решение задачи, выступают и рассказывают у доски.


Группы выступают с защитой задачи. Остальные учащиеся слушают, обсуждают, корректируют, записывают, оценивают выступление группы.
4 учащихся с каждой группы, справившихся с заданием быстрее всех (проверку проводит учитель), становятся консультантами в группе

Учащиеся комментируют задание: причины затруднений, корректировка (запись решений задач на доске).
Ученики домашнее задание записывают в дневник


Ответы по цепочке Алгоритм на слайд.

ФО: Светофор

Самопроверка.

ФО: Светофор

ФО: Светофор

. Самопроверка

ФО: «Светофор»

Технологическая карта
Учебник, технологическая карта

+ за ответ


Не согласен
Согласен, но есть дополнения

Полностью согласен


Технологическая карта

+ в листе ответов
Жетоны разного цвета


Музыкальное сопровождение


Технологические карты

Правила работы в группе на слайде
Листы формата А3

Цветные маркеры
http://zadachi-po-ximii.megapetroleum.ru/zadachi-na-massovuyu-dolyu-rastvoryonnogo-veshhestva-v-rastvore/
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-himii-na-temu-massovaya-dolya-veschestva-v-rastvore-klass-2023100-page6.html
[http://www.hintfox.com/article/zadachi-na-smesi-i-splavi.html
[http://открытыйурок.рф/статьи/628185/]
+ за каждую задачу

Таблица ответов на слайде


Конец урока

5 минут


Рейтинг. Итог урока.

Подсчет + и - на листах оценивания:

Интерпретация: Запись в дневнике.

12 – 14 баллов «Молодец! Ты отлично поработал»»

8 – 11 баллов «Хорошо! Постарайся еще»

5 – 7 баллов «Сделай дома работу над ошибками!»

0 – 4 баллов «Начни с самого начала!»
Рефлексия

«Возврат к цели»

Повторим - повторили
Изучим – изучили
Узнаем - узнали


Научимся - научились
Проверим - проверили




Подсчитают + и –

Заполняют на рефлексивной карте

Что они поняли,изучили, узнали и.т.д






Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности



Уровневая дифференциация: задачи разной сложности

Дифференциация по уровню восприятия: работа в группах по ролям, чередование видов деятельности (работа с учебником, с картинками)

Дифференциация по скорости выполнения заданий

На уроке ученики научатся решать задачи на вычисление массовой доли разной сложности.



Здоровьесберегающие

Технологии:

- на уроке была использована физминутка «Карлики-великаны»

- активные методы.

- чередование видов деятельности









Приложение 1


Раздел/Тема

8.3С Растворы и растворимость.

___________________________________________________

Цель обучения

8.3.4.5 - вычислять массу растворенного вещества по известной массе раствора с определенной массовой долей растворенного вещества

Уровень мыслительных навыков

Понимание, применение
Обучающиеся могут:

Критерий оценивания

- Вычислить массу растворенного вещества по известной массе раствора с определённой массовой долей растворенного вещества;

- Решить задачи на повышение и понижение массовой доли;

- Решить задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при смешивании двух растворов.

- Подобрать и решить задачи другим более рациональным способом.


1. Актуализация ЗУН:

С тратегия «Поймай мяч»


С тратегия «Крестики-нолики»

Стратегия «Проблемный вопрос». Работа в группах.

З адание.

Просмотрите демонстрацию. Ответьте на проблемный вопрос. Обсуждение 2 минуты, ответ спикера.

Взаимооценивание: Полностью согласен – зеленый жетон, есть дополнения – желтый, не согласен – красный.

2. Ц елеполагание.

Определить тему урока. При помощи слов-помощников поставить цели:
Слова –помощники

Повторим
Изучим
Узнаем


Научимся
Проверим

3. Изучение новой темы

Стратегия «Ответ по цепочке»

Учитель организует индивидуальную работу с учебником:

Используя текст учебника, в течение 3 минут

1. продолжить фразы

Омега – это

Массовая доля – это…
Чтобы рассчит ать массовую долю вещества в растворе надо…


Масса раствора равна сумме масс … и …

2. записать формулы для нахождения w и mр-ра

3. предложить алгоритм решения задач




Работа в парах.

Рассмотрите предложенную схему. Составьте условие задачи и решите ее.


Для 1 ученика для 2 ученика



4. Закрепление

Работа в группах.

В течение решить задачу. Оформит решение задачи на листе формата А3.

Фармацевты. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия. Сколько воды нужно добавить в 250 г 10%-ного раствора хлорида натрия.

Варианты ответа: А) 200 В) 225 С) 250

Медики. Физиологический раствор содержит 0,9% хлорида натрия. Какую массу соли и воды нужно взять для приготовления 1 кг такого раствора?
Варианты ответа: А) 11 и 899 В) 10 и 990 С) 9 и 991


Кулинары. Сироп содержит 18% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 40 кг сиропа, чтобы содержание сахара составило 15%?
Варианты ответа: А) 8 кг В) 9 кг С) 10 кг


Агрономы. Розовый раствор перманганата калия (марганцовка) необходим для профилактической обработки растений. Сколько марганцовки нужно добавить к 250 г раствора 10%-й концентрации для ее увеличения до 45%?
Варианты ответа: А) 159,1 В) 160,1 С) 161,1



Общее задание для всех групп

* Задача творческого уровня.

1. решить задачу

При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?





5. Домашнее задание:

1. Для тех, кто справился с задачей №5: подобрать другие способы решения задачи №5 (правило креста, пропорции)
2. Для тех, кто не справился: переписать задачу №5 в тетрадь и решить.
6. Итог урока



7. Рефлексия

«Возврат к цели»
Повторим
Изучим

Узнаем


Научимся
Проверим


Приложение 2.

Оценочный лист результатов




Стратегия

Количество «+»

1

Поймай мяч




2

Крестики-нолики




3

Проблемный вопрос




4

Домысливание




5

Ответ по цепочке




6

Работа с иллюстрацией. Решение задачи по алгоритму




7

Ролевая игра







Подсчет результатов:

12 – 14 баллов «Молодец! Ты отлично поработал»»

8 – 11 баллов «Хорошо! Постарайся еще»

5 – 7 баллов «Сделай дома работу над ошибками!»

0 – 4 баллов «Начни с начала!