Файл: Защита прав ребенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет имени А.М. Горького»

Факультет юриспруденции

Реферат на тему: «Защита прав ребенка»


»

Выполнил

студент I курса

Екатеринбург

2018

Оглавление


Реферат на тему: «Защита прав ребенка» 1

Оглавление 2

Введение 3

1 Историко–правовой аспект защиты прав детей 4

2 Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере защиты прав детей 6

Заключение 7

Список использованной литературы 9



Введение


Понятие защиты прав ребенка сегодня прочно вошло в нашу жизнь. Настолько прочно, что мы порой забываем, что конкретно понимается под этой защитой. В современных условиях отношения к ребенку как самостоятельному субъекту права, от воспитания, образования, социализации которого зависит будущее любого государства, следовательно, и России, понятие «защита» применяется в его широком значении, включая закрепление необходимых для подрастающего поколения прав и свобод, механизм их реализации и, разумеется, конкретную защиту в случае нарушения прав ребенка.

Данное триединство (законодательное закрепление, механизм реализации и восстановление нарушенных прав ребенка) и составляет основу государственной политики в отношении несовершеннолетних.

Тема защиты прав ребенка имеет поистине многовековую историю. Вопросы реализации и защиты законных интересов и прав ребенка являются одними из самых сложных и трудноразрешимых в юридической практике. В свою очередь, особенность и специфика правового положения несовершеннолетних общепризнаны, что, собственно, и порождает необходимость повышенного внимания к одной из наименее защищенных категорий населения.

1 Историко–правовой аспект защиты прав детей


История развития взаимоотношений участников семейных отношений всегда имела свои особенности, связанные с модификацией ее участников. Под модификацией подразумевается процесс изменения социального и правового статуса каждого из участников семейных правоотношений.


Особенность исторического развития положения детей в России зависела от процесса изменения отношения общества к социальному и правовому статусу детей, то есть той роли, которая отводилась детям.

Основополагающим началом признания статуса детей в обществе и государстве явилась оценка значимости ребенка в обществе, что предопределяло отношение родителей к воспитанию своего ребенка.

Ллойд Демоз, автор теории истории детства подразделял всю историю детства на 6 этапов:

1. Детоубийство (с древности до IV в. н. э), когда родители по тем или иным причинам отказывались кормить и воспитывать своих детей;

2. Этап «оставления» (IV – XIII века н. э.), когда уровень отказа родителей от детей немного спал, но, в целом процесс детоубийства продолжался, и родители отказываясь от детей сдавали их в кормилицы и монастыри, а также отправляли в другие семьи;

3. Амбивалентный этап (XIV – XVII вв.), период, когда забота о детях признается обязанностью государства, и родители из «детского материала» делают человека для общества, который будет подчиняться ему и будет для него орудием труда. Если же из «детского материала» родители не могут сделать «раба» общества и государства, то они отказываются от него, бьют, и всяческим образом унижают его человеческое достоинство;

4. Этап «навязывания» (XVIII в.), период, схожий с амбивалентным этапом, однако, в этот период методы воспитания детей становятся болеемягкими, и происходит переход от физических мер воспитания, к психологическим, посредством навязывания, и убеждения словом. В этот период, проявляется любовь к детям со стороны родителей, и это становится нормативно установленным правилом в обществе;

5. Этап социализации (XIX – середина XX вв.), когда впервые появляется понятие «охрана детей», и государство признает право на защиту детей, их прав и законных интересов. Первой ступенью защиты прав детей и их законных интересов явилось создание в 1875 году в Нью-Йорке общества защиты детей от жестокого обращения.

Затем такие общества начинают появляться и в странах Европы – Англии, Франции, Германии.

В России защита прав детей и их законных интересов впервые была признана с появлением в Санкт-Петербурге в 1895 году особого отдела защиты прав детей от жестокого обращения. На данный отдел в том же году была возложена государством миссия по созданию нормативно-правовой базы по урегулированию правового положения детей в Российской Империи.



Авторитетно, в этой связи, мнение известного ученого Шершеневича Г.Ф., который высказал свою точку зрения по поводу правового положения детей в дореволюционной России, когда правовое положение определяется не тем, что должен сделать сам ребенок, а тем, что должны сделать родители, государство и общество в отношении этого ребенка для его воспитания, так как главной целью государства в социальной политике являлась поддержка слабой стороны.1

6. Этап «помощи» (с середины XX в.) – последний этап истории детства, основывающийся на той гипотезе, что ребенок знает лучше свои нужды и интересы, нежели родители. На этом этапе происходит нивелирование ребенка с обществом. Методом воспитания на данном этапе является активное слушание мнения ребенка, и эмоционального присоединения к этому мнению.

Борисова Н.Е. считает, что для определения правового положения детей в России принципиальное значение имеют три группы конституционных норм:

1. Нормы, которые прямо относятся к защите прав и законных интересов детей. К примеру, ст. 2 Конституции РФ, где высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека, а также говорится, что государство эти права и свободы признает, и обязуется их защищать;

2. Нормы, устанавливающие обязанность родителей и государства воспитывать и содержать ребенка, а также устанавливающие, что детство находится под защитой государства – ч.1. ст. 38 Конституции РФ;

3. Нормы конституционного права, регламентирующие равное положение детей и взрослых в сфере прав и свобод человека и гражданина.

Правовое положение детей, их прав, свобод и интересов устанавливается и регламентируется в различных отраслях права. Однако, наиболее в полном объеме правовое положение детей раскрывается в семейном законодательстве. Так, ст. 1 Семейного кодекса закрепляет принципы приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые еще раз подчеркивают исключительность правового статуса детей как наиболее защищенного от всякого рода ущемлений и посягательств.
2<…>

2 Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере защиты прав детей


Зашита прав детей в современном миреприобретает глобальный характер и требует своего рассмотрения через определеннуюсистемно-стратегическую тактику правовогоразвития государства и общества. Заметим, чтопроцесс формирования государственно правовой политики защиты прав детей не может осуществляться изолированно от социальных процессов, происходящих в нашем обществе. Нанаш взгляд, эффективность реализации такойполитики в большей степени зависит от уровнянравственного и правового развития обществаСама же государственно-правовая политика защиты прав детей должна максимально н комплексно способствовать решению проблем вданной области.

Необходимо отметить, что проблемы зашиты прав детей являются объектом многихнаучных исследований представителей политических педагогических и юридических наук. Так, была рассмотрена политика государства всфере охраны, здоровья, образования и воспитания детей, были рассмотрены особенностироссийских семейных традиций и прав ребенкавоспитываться в семье, а также основные направления государственной социальной политики охраны детства в Российской Федерации3.<…>

Заключение


Правовое положение детей, их прав, свобод и интересов устанавливается и регламентируется в различных отраслях права. Однако, наиболее в полном объеме правовое положение детей раскрывается в семейном законодательстве. Так, ст. 1 Семейного кодекса закрепляет принципы приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые еще раз подчеркивают исключительность правового статуса детей как наиболее защищенного от всякого рода ущемлений и посягательств.

Защита прав детей в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях:

- федеральном: Уполномоченный по правам человека в РФ; Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования РФ; Министерство труда и социального развития;

- региональном: департаменты, комитеты, комиссии и отделы с аналогичными функциями;


- местном, где действуют те же органы, что и на региональном.

Защита прав детей и их законных интересов, а также механизм этой защиты представляет собой самостоятельную юридическую категорию, и составляет одну из главных проблем в российском правоведении.

Список использованной литературы


  1. Бадальянц, Ю. С. Ребенок в российском обществе: историко-правовое исследование / Ю. С. Бадальянц ; под науч. ред. Н. И. Полищука ; Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. - Воронеж : Научная книга, 2016. - 305 с.

  2. Певцова, Е. А. Права детей и молодежи в российской и зарубежном законодательстве: сравнительно-правовой подход / Е. А. Певцова; Междунар. юрид. ин-т. - Москва: МЮИ, 2015. - 283 с.

  3. Плоткин. М.М. Социально-педагогическая зашита прав детей в истории России и современности: монография. / М.М. Плоткин, С.С. Хижняков - М : ФГНУ ИСП RAO. 2014. - 112 с.

  4. Права ребенка и эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов в их защите: материалы международного форума / [редкол.: Анцигина Л. К. и др.]. - Тара; Омск: Полиграфический центр КАН, 2014. - 252 с.

  5. Фардзинова. А А. Институт защиты прав ребенка в условиях глобализации / А. Л. Фардзинова // Глобализация и публичное право: материалы Международной научно-практической конференции, Москва 26 ноября 2013 г. - М: РУДН, 2014 – С. 153-161.

  6. Щербакова. Е.Г. Особенности правовой политики РФ в сфере зашиты прав детей / Е.Г. Щербакова // Актуальные проблемы юриспруденции и психологии. материалы Международной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых - Краснослободск : ИП ЕА Головченко, 2014 –С. 286-291.



1Бадальянц, Ю. С. Ребенок в российском обществе: историко-правовое исследование / Ю. С. Бадальянц ; под науч. ред. Н. И. Полищука ; Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. - Воронеж : Научная книга, 2016. - 305 с.

2Бадальянц, Ю. С. Ребенок в российском обществе: историко-правовое исследование / Ю. С. Бадальянц ; под науч. ред. Н. И. Полищука ; Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. - Воронеж : Научная книга, 2016. - 305 с.

3 Плоткин. М.М. Социально-педагогическая зашита прав детей в истории России и современности: монография. / М.М. Плоткин, С.С. Хижняков - М : ФГНУ ИСП RAO. 2014. - С. 89