Файл: «Нотариат в РФ» (полное раскрытия исследуемой проблемы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Федеральные законы. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность российского нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате, утвержденные 11 февраля 1993 года за № 4462-1. Основы определяют современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, размер ставок государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям.[36]

Гражданский кодекс определяет сущность конкретных нотариальных действий и некоторые процедурные нормы нотариального производства, такие как наследственное право.[37]

Так же к источникам можно отнести Семейный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и другие федеральные законы.[38]

3) Законодательные акты субъектов РФ. Так как законодательство о нотариате относится к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов РФ, на уровне утверждаются законодательные акты, регламентирующие нотариальную деятельность в рамках, не противоречащих Основам законодательства РФ о нотариате.

4) Подзаконные акты: Указы Президента РФ (например, Положение о консульском учреждении РФ, Указ об использовании Государственного герба РФ на печатях нотариусов), Постановления Правительства РФ (о порядке уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности), нормативные правовые акты, издаваемые Министерством юстиции РФ.[39]

Министерство юстиции Российской Федерации, наделенное властными полномочиями по организации нотариата и контролю за ним, своими актами во многом регламентирует нотариальную деятельность. Например, устанавливает порядок прохождения стажировки претендентами на должность нотариуса; регламентирует прием экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, и сам порядок выдачи лицензии; оказывает методическую помощь нотариусам в осуществлении их обязанностей в Методических рекомендациях.

5) Международные соглашения и договоры по вопросам нотариата.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью ее правовой системы.[40] В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Существенное значение имеет Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.


6) Судебная практика является ориентиром для последующего правотворчества и правоприменения. В том числе значение первостепенное значение приобретает международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека.

Действующая нормативно-правовая основа деятельности нотариата исчерпала свои возможности и не соответствует современному уровню правового и экономического развития страны. В связи с этим в настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой разрабатывается проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Его цель более точно и однозначно раскрыть понятие и предназначение нотариата как публично-правового института, сформировать такую систему нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества.

2.2 Пути реформирования нотариата в РФ

Реализация нотариатом конституционных прав граждан в части квалифицированной правовой помощи населению, зависит от качества и от кадрового состояния нотариата, от его подготовленности, от его функциональной принадлежности.

Последнее реформирование нотариата состоялось в 1993 году.[41]

В этом была насущная необходимость для разрешения хронических проблем, накопившихся к тому времени и препятствующих нормальному правовому обслуживанию граждан и юридических лиц в новых экономических условиях, поскольку государственный нотариат на тот период влачил жалкое существование.

Из-за не обустроенных помещений нотариальных контор, низкой зарплаты нотариусов в стране хронически не хватало нотариусов. На начало 90-х годов их было порядка 4 тысяч. Многие из них не имели высшего образования. Понятно, что они не могли справиться с возросшим объёмом нотариального обслуживания в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений.[42]

Идея реформирования, заключавшаяся в возрождении частного нотариата, в целом оправдала себя. На сегодня в России около 8 тысяч нотариусов, из них чуть больше 40 государственных. Все нотариусы без исключения имеют высшее юридическое образование, 68% из них имеют стаж работы свыше 10 лет. Около 100 нотариусов имеют учёную степень, более 90 – звание «Заслуженный юрист России». То есть это высококвалифицированный с достаточно большим опытом работы профессиональный корпус.[43]


Кроме того, у нотариусов в качестве помощников, консультантов, операторов компьютерной техники работают свыше 10 тысяч человек. Созданы нормальные условия для приёма граждан. Повысилось качество обслуживания. Ликвидированы очереди.[44]

Реформирование же современного нотариата обусловлено, с одной стороны, актуальными проблемами, имеющими место в социально-экономических, правовых сферах нашего государства, когда огромное количество граждан становятся жертвами рейдерства, противоправной деятельности теневого бизнеса и других негативных явлений, возникших на фоне развития демократических принципов и явного ослабления квалифицированного правового сопровождения гражданского оборота. Например, за прошедшие 15 лет нотариат оказался практически вытесненным на законодательном уровне из сферы гражданского оборота. Вначале из исполнительного производства, затем из сферы корпоративных, залоговых правоотношений, из сделок с недвижимым имуществом и ряда других. По статистике ежегодно в России более 60% всех нотариальных действий составляют простейшие виды – это свидетельствование верности копий документов и удостоверение доверенностей.[45]

Работа нотариуса в настоящее время экономически не сбалансирована из-за отсутствия выверенных, объективно рассчитанных тарифов за нотариальные действия. Действующие тарифы не учитывают ни сложности, ни временных затрат, ни меры гражданской ответственности нотариуса. К тому же отсутствие узаконенных тарифов за техническую работу повлекло завышения сумм, в качестве компенсации за отсутствие сложных нотариальных действий, за которые установлена более или менее приличная пошлина. И как следствие – большое количество жалоб.[46]

Как правило, основное количество жалоб связано с несоблюдением нотариусом профессиональной этики и ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей. Каждая седьмая жалоба признается судом обоснованной.[47]

Способы же реагирования на подобные проявления практически отсутствуют из-за слабого правового регулирования нотариата. В Основах законодательства о нотариате отсутствует дисциплинарная ответственность, нет чёткого разграничения полномочий между нотариальными палатами и органами юстиции, размытость функций государственного контроля и многое другое, что позволяет сделать вывод, что Основы перестали соответствовать духу времени и требованиям общественно-экономических отношений, формирующихся в обществе.


Исходя из опыта последних лет, целесообразно ввести на всей территории Российской Федерации единой организационной правовой формы нотариата – частной. Так с каждым годом сокращается численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. Сохраняют же присутствие представителей государственного нотариата экономически нерентабельные регионы, с недостаточно развитой инфраструктурой, удаленные от транспортных коммуникаций.

Также, в целях защиты интересов граждан необходимо регламентировать порядок работы нотариусов и приёма ими населения; предусмотреть необходимость увеличения суммы обязательного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов; ввести коллективное страхования риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами на принципах накопительного страхования и обязательного страхования.

В современной России появляется необходимость в новых нотариальных действиях, а также возложению на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом, более широкому использованию депозитов нотариусов и т.д.).

Сегодняшний нотариат может быть использован государством в качестве надёжного правового гаранта в сфере имущественных отношений граждан, облегчить работу судам через процедуры внесудебного урегулирования споров, через широкое применение исполнительной надписи нотариуса, через доказательственную силу нотариального акта и так далее.[48] Для этого нужно расширить перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнести к ним, в частности, исполнительные надписи в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных вексельных протестов и так далее.

Не урегулирован в настоящее время и вопрос по порядку хранения и обслуживания нотариальных архивов, несмотря на высокую востребованность населением хранящихся в них документов, а также их значительные объемы.

Пришло время создать в Российской Федерации Реестр нотариально удостоверенных завещаний и распоряжений.

Для надлежащего обеспечения современных требований гражданского оборота, создания достоверных реестров назрела необходимость во внедрении передовых информационных технологий и создании системного обмена информацией с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, другими органами государственной власти.


Для выхода из сложившейся ситуации следует разработать и принять новый федеральный закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», составлением проекта которого в настоящее время уже занимается Министерство юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Следует надеяться, что новое законодательство о нотариате приведет к приданию гражданско-правовым отношениям стабильного и бесконфликтного характера, ускорению гражданского оборота имущества; усилению роли нотариата как института превентивного правосудия, снижению нагрузки на суды; обеспечению доступности нотариальной помощи; равного высокого уровня нотариальной защиты прав на территории Российской Федерации; усилению ответственности нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей; повышению общего уровня правовой культуры и правовой защищённости граждан.

Заключение

Проанализировав теоретический и практический материал по данной теме, изучив Российское законодательство, регулирующее институт нотариата, можно сделать следующие выводы.

Российский нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариат является одной из составляющих правового механизма рыночной экономики. Существовавшая на территории Российской Федерации система только государственных нотариальных контор не в полной мере соответствовала новым экономическим отношениям. Законом РФ от 11 февраля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» частные нотариусы получили полное право на совершение нотариальных действий. Наравне с существующей системой государственных нотариальных контор был создан и институт частного нотариата, имеющий некоторые особенности, обусловленные его положением в системе нотариальных органов и деятельностью, а именно:

- частный нотариат дополняет существующую систему государственного нотариального обслуживания физических и юридических лиц;

- деятельность частного нотариуса базируется не на бюджетном финансировании. Частный нотариус как представитель свободной профессии организует свою работу, нанимает и увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную деятельность.