Файл: Факультет журналистики Кафедра публицистики и журналистского мастерства курсовая работа участие сми в формировании и развитии рыночных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Факультет журналистики

Кафедра публицистики и журналистского мастерства

КУРСОВАЯ РАБОТА

«УЧАСТИЕ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»


Работу выполнил _______________________________ И.А. Фоменко

(подпись)
Направление подготовки 42.03.02 Журналистика
Научный руководитель

Профессор, канд. Филол. наук _______________________________ П.Т. Сопкин

(подпись)

Нормоконтролер

Доцент, канд. Филол. Наук _______________________________ Л.Н. Хорева

(подпись)

Краснодар

2021

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Теоретические основы исследования 5

1.1 Понятие «СМИ» и «рыночные отношения» 5

1.2 Структура, состав и внутреннее устройство СМИ 7

1.3 История развития и функционирования СМИ 12

Глава 2. Практический анализ участия СМИ в формировании рыночных отношений 16

2.1 Характеристика СМИ в условиях рыночных отношений 16

2.2 Анализ участия СМИ в формировании рыночных отношений 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПСИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23



ВВЕДЕНИЕ



Всем давно известно, что средства массовой информации представляют собой «четвертую власть», контролирующую настроения общественных масс. Безусловно, участие СМИ в формировании государственной политики крайне велико.

Углубляясь в прошлое, можно проследить ряд взаимосвязей между развитием средств массовой информации и развитием государства. Своеобразие СМИ обусловлено действенностью методов, правдивостью фактов – все это связывает средства массовой информации с политической и социальной жизнью граждан.

Когда в России началась эпоха рыночных отношений, СМИ не просто стали ее частью, они сформировали главные ее черты. В 90-е годы, когда пошло активное становление России как самостоятельного государства, СМИ стали не только проводником информации, но и рычагом давления на жителей страны.


Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, в России продолжается стадия развития рыночных отношений. Во-вторых, средства массовой информации получили свое наибольшее развитие именно в условиях становления рынка. На данном этапе необходимо проследить взаимосвязь между СМИ и формированием рыночных отношений.

Новизна работы определяется систематизацией всех известных знаний касательно данной темы и доступных ныне примеров взаимодействия СМИ и рынка.

Современное состояние изучаемой темы трудно определить, т.к. окончательное становление рыночных отношений в нашей стране еще не закончено, а работ, посвященных теме работы не так много.

Исходными данными для написания работы послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых. Стоит отметить, что работ, напрямую связанных с данным вопрос не много – это обусловлено тем, что процесс становления рыночных отношений еще не завершен, также такие труды часто не приветствуемы коммерческими компаниями из-за излишней компрометации. Исследованиями в области средств массовой информации, их функционирования, изучением структурных элементов занимались такие ученые, как Лазарсфельд, Мертон, Шарков, Засурский, Грушин. В своих научных трудах по истории и теории журналистики В.В. Ворошилов, С.Г. Корконосенко и Е.П. Прохоров изучили развитие отечественных СМИ и дали толчок последователям.

Основоположником теории рыночных отношений можно считать К. Маркса, который одним из первых описал процесс развития государств. В данной работе будут также использованы труды ученых, посвятивших свою жизнь анализу рыночных отношений. Среди них такие книги, как Милтон Фридман «Капитализм и свобода», Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Казаков А.П., Минаева Н.В. «Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тренинги и тесты».

Нормативно-правовой базой исследования служит Закон РФ «О средствах массовой информации».

Объектом исследования выступают СМИ и рыночная стадия развития общества.

Предметом исследования являются взаимосвязи возникшие в результате «сотрудничества» СМИ и рынка.

Целью исследование является изучить степень участия СМИ в формировании и развитии рыночных отношений.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

- исследовать понятие «СМИ» и «рыночные отношения»;

- изучить историю взаимодействия средств коммуникации и рынка;

- определить особенности, характерные для СМИ в контексте рыночных отношений;



- проанализировать влияние средств массовой информации на развитие рынка.

Методы исследования. Для решения задач курсовой работы были использованы теоретические методы, благодаря которым были систематизирован фактический материал. Также применялся сравнительный анализ и метод классификации данных.

Теоретической основой исследования являлись научная и учебная литература, посвященная проблеме исследования, научные статьи.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных знаний на практике, применение их в профессии или дальнейшее изучение темы исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, где охарактеризована работа и намечен её план; двух глав, первая из которых представляет теоретическую часть, а вторая – практическую; заключения, в котором изложены итоги работы; списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1 Понятие «СМИ» и «рыночные отношения»


Само обозначение «СМИ» появилось недавно, лишь в 1970-х годах оно стало известно как перевод французского термина «moyens d’information de masse». В Советском союзе данный термин стали внедрять под видом чего-то нового и популярного. В самой Франции это обозначение стало анахронизмом. Каждое из слов данного термина имеет свою смысловую нагрузку.

«Информация» призвана отобразить те или иные элементы одного множества в другом, следовательно, зафиксировать ту или иную версию1. При этом информация становится актуальна, только приобретя форму. «Массовость» отображает тот факт, что газета, статья или эфир направлены на внимание не конкретного человека, а целой аудитории. Из-за этого журналистика становится более сжатой, из нее пропадают подробности, нюансы – все это делает ее общедоступной и понятной даже для малограмотного населения.

В Федеральном законе "О средствах массовой информации" от 06.06.1995 № 87-ФЗ, массовая информация - это "предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы"2. По-другому, это может быть любая информация, к которой имеется доступ на территории того или иного государства. Согласно закону, под термином средства массовой информации подразумеваются периодические печатные издания, теле-, радио- программы и другие формы распространения информации.


Если речь идет о СМИ, то принято считать их посредником в передаче информации3, тем составляющим звеном, которое объединяет масштабные государственных проблемы, труднообъяснимые мировые события и простых читателей, иногда даже малообразованную аудиторию. СМИ – огромный организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование информации.

Когда мы говорим о значении термина «рыночные отношения», стоит обратиться к определению К. Маркса. Такие отношения обычно называют «товарно-денежными» и они представляют собой форму взаимоотношений в обществе, вследствие которых рождаются спрос и предложение. Главным в таких отношениях является удовлетворение потребностей общества.

Средства коммуникации тоже можно назвать своего рода «рыночными отношениями», т.к. они отвечают на запросы граждан и, в большинстве своем, реализуются с целью получения прибыли.

Таким образом, можно сказать, что СМИ направленно на привлечение аудитории и информирование населения. В настоящее время средства коммуникации, в основном, частные, они коммерческие, а значит, реализуют свою деятельность в условиях рынка.

1.2 Структура, состав и внутреннее устройство СМИ


Принято считать, что средствами массовой информации называют печатные издания, теле- и радио- передачи, но в последние десятилетия СМИ терпят множественные изменения. Это обусловлено развитием современных технологий, благодаря которым распространяется спутниковая связь, кабельное радио и телевидение, электронные газеты и журналы. Таким образом, можно выделить следующую структуру СМИ:

- Аудиовизуальные СМИ;

- Печатные СМИ;

- Информационные агентства;

- Интернет СМИ.

В инфраструктуру СМИ входят: пресс-центры, пресс-службы, службы паблик рилейшнз (PR), рекламные и PR-агентства, типографии и издательства.

Средства массовой информации представляют собой огромную систему, для которой характеры следующие признаки: правовой, творческий, экономический, социальный и управленческий.

СМИ как сложно организованный и многофункциональный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

1) Должны сохранять целостный характер независимо от появления новых разнообразных средств коммуникации, формируя единое информационное пространство для всех сфер общества;


2) Экономическая база СМИ должна соответствовать уровню развития общества в данный период времени;

3) СМИ должны удовлетворять потребности социальных групп и общества в информации и использовать для этого все имеющиеся ресурсы, чтобы реализовать возложенные на них функции;

4) Основа СМИ – этико-правовая база, которая регулирует деятельность медиа в различных сферах жизни общества

5) Административно-управленческая структура в составе редакции должна соответствовать всей организационной системе СМИ

В условиях современного мира целостность системы СМИ подвергается большим испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, которые ведут к нарушению информационной связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.

Составляющие системы СМИ – функционируют и развиваются под воздействием окружающей мира. Они являются активными факторами, влияющими на формирование системы.

Техническая база составляет материальную основу СМИ. Вместе с тем состояние печатных изданий, теле-, радиокоммуникаций и другие технические проблемы не дают переменам в инфосфере России произойти. Так, свыше 40% мощностей крупных типографий и около 70% местных полиграфических предприятий – это устаревшая высокая печать. Само оборудование изношено на 80%. Отсюда невысокое качество полиграфических работ и стремление многих редакций обращаться к зарубежным полиграфистам. Еще недавно за рубежом изготавливали свою продукцию 56% отечественных журналов и 19% газет

Основными направлениями в деятельности средств массовой информации являются:

- обеспечение гласности

- формирование общественного мнение и его изучение

- удовлетворение интересов общества в информации

- критика или поддержка деятельности государства, партий

- поощрение и организация полемики, дискуссий по важным темам

- просветительский аспект, воспитание моральных принципов

Благодаря глобализации СМИ вышли на новый уровень развития. Распространение информации и возможность завладеть ею каждым членом общества приводит к сближению стран и взаимовыгодным сотрудничествам. Ни у кого нет права на монополию информации.

По определению В. Воробьева и Е. Дмитриева, в настоящем мире "журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает как: