Файл: Факультет журналистики Кафедра публицистики и журналистского мастерства курсовая работа участие сми в формировании и развитии рыночных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) социальный институт;

2) система специальных, теоретических и прикладных знаний;

3) совокупность средств и приемов массовой информации;

4) профессиональная деятельность творческого характера;

5) институт политической системы общества"4

Таким образом, можно охарактеризовать СМИ как социально-политический институт, действие которого происходит благодаря системе местных средств информации и отличается:

1) направленностью на массовую аудитории и общедоступностью;

2) обособленным характером производства и распространения информации;

3) социально-преобразовательным потенциалом.

Исходя из этого, система средств массовой информации определяется посредством следующих характеристик:

- информативная насыщенность;

- публичность, т.е. неограниченный круг потребителей;

- наличие технических, специальных приборов, аппаратуры для передачи информации;

- разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

- однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;

- переменчивый и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется временно в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радио- или телепередача, пр.).

Благодаря техническим способам распространения информации и налагаемых этими способами ограничений СМИ можно рассматривать как систему, состоящую из четырех основных подсистем:

1) печатная пресса - средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;

2) радио - передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;

3) телевидение - передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн.

4) Интернет – хотя некоторые и страны считают, что под определение "СМИ" этот термин не подходит. СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, в большей степени, от способа их восприятия получателями.

На основе всего вышеизложенного можно сделать ряд выводов, касающихся функций СМИ.

Средства массовой информации устанавливают коммуникативную связь с аудиторией, с целью субъектов получить информацию. Организаторская особенность заключается в становлении СМИ, как «четвертой» ветви власти, представляющей особой масштабную систему взаимодействий разных сфер жизни. Средства массовой информации оказывают влияние на сознания людей, формируют их мировоззрения, вкусы и интересы. Также средства коммуникации осуществляют и культурно-образовательную функцию, пропагандируя высокие моральные принципы и воспитание людей на образах классиков. СМИ удовлетворяют и рекламно-справочную функцию, отвечая на запросы граждан в досуговых потребностях.


Одним из методов влияния СМИ на мнение общества можно назвать то, что они воздействуют на каждого человека в отдельности, при этом формируя общественное мнение. Ведь средства массовой информации имеют ряд направлений: общественно-политическое, массовое, деловое, специализированной и профессиональное, корпоративное.

Все это говорит о степени разветвленности СМИ, о его влиянии на аудиторию и даже на правительство.

1.3 История развития и функционирования СМИ


За вековую историю нашей страны российской печати предстояло пройти огромный путь от цензуры до гласности. В решении демократических проблем страны гласность представляет собой форму общественного мнения, все это ведет к политизации граждан, расширению их причастности к государственным делам.

К. Маркс писал, что «задача печати превратить государство из таинственного жреческого дела в ясное, всем доступное и всех касающееся мирское дело5…». Борьба велась непрерывно, возникла оппозиция в виде прогрессивных представителей журналистики.

В революционные годы остро стояла проблема независимости печатных изданий, защита ее от религиозного и политического вмешательств. В правовом государстве свобода информации является основополагающим принципом, который провозглашен Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).

К. Маркс призывает сделать прессу свободной от государственного вмешательства, ведь она является «духовным зеркалом, служащим для познания народом самого себя»6. Согласно революционному подходу, гласность прессы сходна настроениям и целям, популярным в обществе. Пресса, как «самое свободное проявление духа» начинает совершать перемены в духовной сфере, нежели в материальной.

Что касается классово-политического подхода, то здесь свобода печати работает в ущерб одним социальным группам, выделяя другие.

При предпринимательском подходе пресса уже становится объектом прибыли. Она призвана приносить доход своему владельцу.

Стоит отметить, что борьба за свободу печати не часто была оправдана. Во Франции еще при Людовике XIII в 1629 году была введена цензура. Без проверки полиции и цензора ничего не печаталось. Была запрещена «враждебная религия», печатная продукция, порочащая короля или критикующая нравы того времени. В 1643 году в Великобритании тоже введена жесткая цензура, при этом публикации в палате общин были запрещены.



В России же цензура стала применяться еще во времена Ивана Грозного. Все материалы подвергались проверки учреждений, при которых стояли типографии. Позднее, в 1702 году благодаря Петру I был обнародован Указ о создании Российской газеты «Ведомости». Эта газета повлияла на историю развития средств массовой информации в стране. В организацию было необходимо предоставлять информацию о деятельности государственных учреждений. Тем самым, действия правящего аппарата подвергались анализу и критике со стороны населения. Но, не желая видеть критику в адрес правительства, Петр I предпринял попытку использования СМИ как цензора, развивая, таким образом, контроль над свободой слова7.

Цензура продолжает свое развитие и во времена Павла I, который отправляет все книги на рассмотрение Совету его императорского величества. Такие публикации кажутся ему сомнительными и порочащими имя Государя. Вся литература того времени подвергнута жесткому контролю правительства - 3-й департамент Сената занимается цензурой всех остальных документов и материалов.

В смелых идеях, возникших в то время во Франции, император видит огромную угрозу для правительства. Все это послужило созданием локальных цензурных учреждений, функционирующих во всех портах. Этот период для книгопечатания был тяжел еще благодаря невозможности ввоза книг из-за границы.

Во времена правления Екатерины II цензура переживала свой «расцвет», вся печать передавалась на проверку в управление благочиния. Появлению частных типографий мы обязаны Александру I, который допускал и ввоз книг из-за границы. Но в 1804 году был введен Цензурный Устав, он запрещал к печати материалы, «противные правительству, нравственности, закону Божию и личной чести граждан».

В 1826 году Николай I вводит, так называемый, «чугунный» устав8. В нем к запрещению к публикации попадают материалы, которые носят двойственный характер, такие места помечались точками, оттуда цензоры убирали, на их взгляд, весьма спорную информацию. Позднее, в 1828 году в Устав были внесены ряд изменений, ограничивающих свободу слова. Контроль над деятельностью СМИ увеличивается, когда в 1832 году разрешения на открытия новых изданий может давать только сам император.

После ослабления цензурной политики Александром II, на смену ему пришел Александр III, который увеличил контроль над изданиями и предоставлял право допуска материала в печать лишь совету четырех министров.


Спустя долгое время на смену всем цензурным организациям пришло Главное управление по литературе. Он действовал активно, под его влиянием находилось буквально все от больших статей до надписей на визитках. В краях и регионах все эти функции были отданы Управлению по охране государственных тайн в печати при облгорисполкомах. Не только государственные, но и тайны министерств, ведомств подлежали цензуре. К этому можно отнести уровень смертности населения, уровень необразованности народа Севера и многое другое.

В 1990 году всю систему СМИ превращали в один огромный пропагандистский комплекс, который должен быть отвечать требования КПСС. И лишь в июне 1990 года впервые в истории журналистики был принят Закон «О печати и других средствах массовой информации». 27 декабря 1991 года его сменил Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».

В связи с изменением политического строя в стране происходит и изменение в законодательстве, касающегося СМИ и свободы слова. Без средств массовой информации коммуникация между обществом и властью не возможна, необходимо выстраивать новые способы взаимодействия сторон.

На протяжении веков складывались взаимоотношения СМИ и государства, населения и правящей элиты. Все это обусловлено изменениями в обществе, которые возникли на фоне перемен в устройстве государственного аппарата. Менялись мировоззрения – менялись и газеты.




Глава 2. Практический анализ участия СМИ в формировании рыночных отношений

2.1 Характеристика СМИ в условиях рыночных отношений


Деятельность средств коммуникации напрямую зависит от деятельности государства и функционирующей стадии развития общества. Журналистику можно определить как разновидность «духовного» производства, именно поэтому во время такого плюрализма мнений, обусловленного рыночными отношениями, СМИ функционируют как нельзя успешно.

Деятельность средств коммуникации, как и всего рынка, можно обозначить тремя законами:

1. соответствие спроса и предложения;

2. воспроизводительное потребление;

3. закон стоимости.

Если рассматривать СМИ в контексте рыночных отношений, то можно выделить следующие особенности:

- направленность на получение прибыли;

- частная собственность в СМИ;

- рабочие как юридические лица;

- информационный рынок регулирует хозяйственную деятельность;

- прибыль издания подлежит налогообложению со стороны государства.


В условиях рынка телекомпания или редакция газеты может рассматриваться как коммерческое предприятие. Оно обладает самостоятельностью и стремится реализовать прибыль путем продажи информации. Т.е. СМИ не просто участвуют в формировании рыночных отношений, они полностью становятся коммерческой организацией, которая борется за внимание аудитории.

Для таких средств коммуникации важно сделать конкурентно-способный товар, важно, чтобы рынок принял их продукт. «Современная экономика журналистики, по определению В. Ворошилова, – это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования»9.

Обретая независимость, СМИ все чаще стали говорить о политике, стали активно поддерживать разные общественные объединения. В отечественной журналистике появляются новые типы изданий.

Печать можно разделить на:

1. Качественную (Ведомости) и массовую (КП);

2. Государственную (оплачивается из казны) и коммерческую (из фонда коммерческой организации);

3. Официальную и независимую;

4. Правящую и оппозиционную;

5. Политизированную и деполитизированную;

6. Деловую и развлекательную;

7. Легитимную и нелегитимную.

Появляются все новые формы изданий, это могут быть семейные журналы, русские версии западных СМИ, все возможные Интернет-СМИ.

В связи с уходом на второй план партийной печати, новая независимая печать выходит на первые ряды. Появляется также отраслевая печать, которая отвечает какой-либо отрасли рынка.

В условиях рыночной печати активное развитие получила региональная печать, которая стала одной из наиболее тесно связанных с аудиторией печатей.

Изменяются и функции прессы. Теперь она обеспечивает информацией аудиторию разных сфер деятельности. Также свою деятельность осуществляют газеты и журналы развлекательного характера.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменение государственного строя повлияло на развитие журналистики. Теперь средства коммуникации функционируют на основе трех законов рыночных отношений, увеличилось количество тем и видов СМИ. Теперь средства информации могут высказывать свои идеи и мысли, основываясь на потребностях общества.


2.2 Анализ участия СМИ в формировании рыночных отношений