Файл: Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности (на примере ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на экономический спад, связанный с колебаниями валют и внешними факторами, организации удалось привлечь крупного заказчика, что благоприятным образом отразилось на динамики выручки ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР». В 2018 г. выручка увеличилась на 13443 тыс. руб. по сравнению с 2017 годом и составила 83096 тыс.руб.

За ростом выручки ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР» наблюдается так же увеличение чистой прибыли на 1888 тыс. руб. по сравнению с 2017 годом и составила 5 108 тыс.руб.

Рисунок 3. Динамика основных финансовых результатов ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР» за 2017–2018 гг., тыс. руб.

Анализ внешней среды организации

Одним из важнейших элементов коммерческой деятельности является анализ внешней среды. Анализ внешних факторов внешней среды помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволяют поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, и определять заключенные во внешней среде угрозы и возможности.

Внешнее окружение для упрощения анализа условно принято разделять на макросреду и микросреду. Говоря о макросреде, мы имеем в виду то широкое окружение, которое находится вне сферы отрасли и рынков организации. Как правило, макросреда находится за пределами влияния самих компаний, но она может оказывать существенное воздействие на микросреду (отрасль и рынки), в которой эти компании функционируют.

Рассмотрим влияние макросреды не деятельность ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР».

Можно выделить четыре основных фактора, которые влияют на деятельность организации в рамках макросреды (рисунок 4):

  • политико-правовой фактор;
  • социальный фактор;
  • экономический фактор;
  • технологический фактор.

Каждый из этих факторов по-своему влияет на деятельность ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР».

Социальная среда оказывает значительное влияние на деятельность фирмы, т.к. фирма работает с людьми. И если что-то людям не нравится, это у всех на устах. Именно люди создают антирекламу. Но можно найти и положительное влияние – это повышение образовательного уровня и рост числа служащих. Последнее время все больше внимания уделяется проблеме образования. Примером может служить многоуровневая система образования. То есть все больше становится специализированных рабочих, профессионалов в своей сфере, но так же все больше становится менеджеров, юристов, которым очень сложно устроиться на работу по специальности, и им приходиться работать в другом направлении. ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР» тщательно отбирает специалистов для работы в организации, мотивирует их к успешной работе всего предприятия, и пока ни один работник не был уволен или не был не принят на работу по непонятным ему причинам.


Технологическая среда проявляет свое влияние в виде постоянного появления новых товаров для сварки, данный фактор оказывает существенное влияние на ассортимент ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР». Постоянное появление новых технологий производства, нового оборудования влечет за собой постоянное обновления товарных групп. А это большие затраты и денег, и времени. Но тут предприятию самому предстоит выбирать.

Экономические силы

Политико-правовые силы

Технологические силы

Социальные силы

Рисунок 4. PEST- анализ

ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР» регулярно обновляет ассортимент сварочного оборудования, проводит обучения персонала, по работе с новыми товарными группами.

Экономическая среда является одним из самых непредсказуемых факторов влияния. Ведь можно только предсказать, каким будет курс рубля к доллару через год, тип и значимость инфляции, стабильность экономики страны. А эти перечисленные факторы очень сильно могут повлиять на деятельность организации ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР». Так как организация сотрудничает с поставщиками из Европы и изменения курса существенным образом сказывается на цене сварочного оборудования.

Влияние политики прослеживается через определенные меры, например, изменение налогового законодательства, а точнее, постоянное введение поправок, изменений в расчеты и т.п.; отношения с городскими властями (выполнение каких-либо работ для нужд города, уплата налогов и т.п.); регулирование конкуренции в отрасли на уровне городских властей и уполномоченных органов; государственное влияние в отрасли.

Таким образом, можно сделать вывод, что факторы в макросреде являются менее предсказуемыми и управляемыми. Ничто не влияет в такой степени на общую ситуацию в отношении фирмы, как политический и экономический факторы. Это то, что происходит в стране в целом.

Изменение налогового законодательства в отношении конкретных видов деятельности, установление определенных норм и правил, которые требуют обязательного соблюдения.

Нужно быть всегда готовым к тому, что завтра не исключен расцвет экономики либо серьезный кризис и полный упадок. От этого в нашей стране никто не застрахован, т.к. нет стабильности в экономике.

PEST-анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Для проведения PEST-анализа необходимо составить перечень факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании в перспективе (3-5 лет).


Далее, разбить эти факторы на 4 группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические. После того, как все факторы, способные оказать влияние на продажи и прибыль компании, выбраны, необходимо оценить силу влияния каждого фактора. Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где:

– влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании;

– влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании.

После проведения оценки влияния фактора следует оценить вероятность изменения фактора, где вероятность колебаний оценивается по 5-ти балльной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 – максимальную вероятность.

Следующим шагом рассчитываем реальную значимость каждого фактора. Реальная значимость позволяет оценить, насколько компании следует обратить внимание и контролировать фактор изменения внешней среды, и рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная по силе влияния этого фактора на деятельность компании. Завершающим шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид, где все факторы размещаются в порядке убывания своей важности.

Рассмотрим анализ внешней среды ООО «ИНТЕТЕХПРИБОР» в представленной таблице 7.

Таблица 7

PEST-анализ

Политические факторы

Экономические факторы

Влияе-ние

Оцен-ка

Вес

Влияе-ние

Оцен-ка

Вес

Усиление политического лобби российских розничных сетей

Уход с рынка мелких розничных продавцов

Усиление попыток со стороны правительства регулировать рынок

Укрепление конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов

Налоговая система

4

4,2

0,32

Рост инфляции

4

4,2

0,32

Продолжение таблицы 7

Трудовое законодательство

3

2,8

0,16

Динамика курсов валют

2

3,2

0,12

Социальные факторы

Технологические факторы

Снижение реальных доходов населения

4

4,8

0,36

Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли

3

4,2

0,24

Снижение реальных доходов среднего класса

5

4,6

0,43

Прогрессивные технологические приемы обработки

3

4,8

0,27

Социальная мобильность потребителей

3

3,4

0,19

Появление новых товаров

4

4,4

0,33

Перемена во вкусе и предпочтении клиентов

3

2,8

0,16

Информация и коммуникация, влияние интернета

2

2,4

0,09

Общая сумма оценок влияния

53


Как можно судить по таблице 7, наибольшее значение имеют сегменты экономических и социальных факторов. Так как предприятие занимается торговлей, экономические факторы оказывают наибольшее влияние на деятельность ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР», из-за того, что приходится постоянно подстраиваться под малейшие колебания рынка и корректировать свои текущие и стратегические цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.

1. Анализ внутренней и внешней среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать.

2. Анализ среды заключается в изучении трех ее составляющих, таких как: макроокружение; непосредственное окружение; внутренняя среда организации. Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы, которые может преподносить ему окружение.

Целью анализа внутренней среды компании выступает выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы использовать внешние возможности, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, способные усугублять внешнюю угрозу и опасность;

PEST-анализ – это разновидность анализа внешней среды организации. Он используется при подготовке к проектированию будущей стратегии. Позволяет экспертным путем определять сравнительную значимость факторов среды по четырем группам: социальным, технологическим, экономическим и политическим факторам.

Объект исследования данной курсовой работы ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР».

Организация ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР» была основана в 1999 году и специализируется на розничной продаже сварочного оборудования. Многолетний опыт в области продажи сварочного оборудования, а также поставку различных комплектующих из стран Западной Европы сформировало в глазах потребителей благоприятное впечатление о работе ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР».

Как можно судить по результатам PEST-анализа, наибольшее значение имеют сегменты экономических и социальных факторов. Так как предприятие занимается торговлей, экономические факторы оказывают наибольшее влияние на деятельность компании, из-за того, что приходится постоянно подстраиваться под малейшие колебания рынка и корректировать свои текущие и стратегические цели.


Можно сделать вывод о том, что в ассортименте магазина преобладает сварочные полуавтоматы (14,20%) и сварочный инвертор (14,20). В наименьшем количестве представлены газовые нагрузки, это связано небольшим спросом.

Так как предприятие занимается торговлей, экономические факторы оказывают наибольшее влияние на деятельность ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР», из-за того, что приходится постоянно подстраиваться под малейшие колебания рынка и корректировать свои текущие и стратегические цели.

Список использованных источников

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: проспект, КноРус, 2018. – 554с.
  2. Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
  3. Федеральный закон от 27.12. 2002 года N 184 ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 20.07.2017)
  4. Федеральным Законом от 26.12. 2008 года № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  5. Акер, Д.А. Стратегическое управление: цели и задачи организации. - СПб: Питер, 2017. – 123 с.
  6. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2018. - 429 c.
  7. Ашмарина, С.И. Менеджмент: учебник / Под редакцией С.И. Ашмариной. - М.: КноРус, 2018. – 499 с.
  8. Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 208 c
  9. Брагин Л.А. Организация коммерческой деятельности. – М.[Текст]: Издательский цент «Академия», 2017.
  10. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р.И. Бунеева. – М.: Феникс, 2019. – 365 с.
  11. Баумгартен, Л.В. Методы анализа макросреды организации, основанные на группировке факторов / Л.В. Баумгартен // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2017. – №2. – С. 22-30.
  12. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - Москва: Высшая школа экономики, 2017. - 299 с.
  13. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2017. – 302 с.
  14. Голиков Е. А. Оптовая торговля: Менеджмент. Маркетинг. Логистика. – М.: Экзамен, 2015. - 350 с.
  15. Гордон М. П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2018. - 208 с.
  16. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М.: Экономика, 2017. - 362 с.
  17. Диянова, С.Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебное пособие / С.Н. Диянова, Н.И. Денисова. – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2018.
  18. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли: Практический курс. - СПб.: Нева - Ладога - Онега, 2017. - 345 с.
  19. Коробко, В.И. Теория управления: учеб. пособие / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 383 с.