Файл: Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности (на примере ООО «ИНТЕРТЕХПРИБОР»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Анализ конкурентов. При исследовании конкурентной среды менеджеры должны оценивать, насколько сильна конкуренция, как она воздействует на работу компании, определять основных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны. Между тем, требуется объективно оценить позиции фирмы и ее конкурентные преимущества, чтобы разработать конкретную конкурентную стратегию. Если на рынке возникают новые фирмы, которые имеют намерение производить аналогичную продукцию, или уже функционирующие производят такой же продукт, то их требуется включать в группу потенциальных конкурентов.

4. Анализ рынка рабочей силы ориентирован на то, чтобы выявлять его потенциальные возможности по обеспечению организации кадрами. Компания должна исследовать рынок рабочей силы как с позиции наличия на нем кадров нужных специальностей и квалификации, требуемого уровня образования, возраста, пола и т.д., так и с позиции стоимости рабочей силы. Важнейшим направлением в исследовании рынка рабочей силы выступает анализ политики профсоюзов, которые имеют влияние на данном рынке, поскольку в некоторых случаях они могут значительно ограничить доступ к нужной для организации рабочей силе [5, с. 63].

Также на организацию воздействует среда косвенного воздействия:

1. Политическая составляющая, которая представлена органами госвласти, а также партиями, блоками, группами и прочими организациями. Ею определяются цели и направления в развитии общества, его идеология, внешняя и внутренняя государственная политика в разных областях, пути и средства их осуществления правительством.

2. Правовая составляющая которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности предприятий, регулирующие деятельность, включая ограничения на конкретные ее виды, определяющие формы и методы по защите интересов и пр. От знания и правильного истолкования утвержденных законов и нормативно-правовых актов зависит правомерность заключения и исполнения контрактов, законность деловых операций, возможности по решению спорных и остальных вопросов, взаимосвязанных с деятельностью компании, реализуемой в рамках действующих законов

3. При исследовании экономического фактора следует особенно уделять внимание следующим критериям: общему уровню экономического развития, природным ресурсам, типу конкурентных отношений; структуре населения; уровню образованности персонала, ВВП, инфляции, валютному курсу, уровню безработицы, ставкам налогообложения и др. Изменения данных макроэкономических показателей воздействуют на уровень жизни населения, платежеспособность покупателей, колебания спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, рентабельность и т.д.


4. Исследование социальной составляющей макроокружения отражает социальные процессы и тенденции, которые происходят в обществе и воздействуют на работу компании. Социальная составляющая макросреды, воздействуя на уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынка сбыта продукции, определяет главные показатели региональных рынков рабочей силы.

5. Технологическая составляющая состоит из научных и технологических факторов. На их основе компания может произвести модернизацию старой и производить новую продукцию, усовершенствовать и разрабатывать технологические процессы.

Для анализа тенденций изменений во внешней среде фирмы используют технику анализа ПЭСТ (PEST), дающую возможности более широко взглянуть на то, как воздействует окружение на определенную компанию. это инструмент, который предназначен для обнаружения−PEST-анализ политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов во внешней среде, способных влиять на стратегию компании [26, с. 29].

Технология применения методики PEST довольно простая и состоит из нескольких стадий:

  • выделяются факторы, определяющие состояние макросреды организации;
  • факторы выписываются в таблицу отдельно по каждой из составляющих макросреды;
  • факторы анализируются, далее определяется состояние каждого фактора и тенденции его изменений;
  • оценивают характер воздействия факторов на деятельность компании− (отрицательное или положительное);
  • оценивается уровень воздействия факторов на деятельность фирмы по шкале от -5 (крайне отрицательное влияние) до +5 (крайне положительное влияние);
  • определяется суммарное воздействие на компанию всех факторов во внешней среде, учитывая характер их воздействия;
  • разрабатывается план ответных мер (вероятных действий компании по ослаблению или предотвращению отрицательных воздействий на ее конкурентные позиции угроз и использованию открывшихся благоприятных возможностей);
  • оценивается степень воздействия на работу организации каждого фактора при условии, что фирма соответствующим образом будет реагировать на происходящие во внешней среде перемены (шкала от -5 до +5);
  • определяют силу и направленность суммарного воздействия на организацию факторов во внешней среде при условии, что компания соответствующим образом будет реагировать на происходящие во внешней среде перемены;
  • определяют, не появились ли новые факторы в макросреде, которые оказывают воздействие на деятельность фирмы, и возвращаются к первой стадии [8, с. 88].

В целом, PEST-анализ дает возможности выявлять направления изменений факторов макросреды и определять уровень вероятных изменений, а также динамику их воздействия на предприятие. В итоге получается модель реакции конкретных предприятий на набор факторов макросреды, которая в результате улучшает качество принятия решений [8, с. 104].

Таким образом, анализ внешней среды прямого и косвенного воздействия нацелен на то, чтобы выяснять, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы от окружения. На современном этапе менеджерам требуется учитывать действие факторов, находящихся вне компании, так как организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей.

1.3 Управление организацией в условиях неопределенной внутренней и внешней среды

Неопределенность внешней среды это соотношение между количеством сведений о среде, которыми располагают организации, и уверенностью в точности данных сведений. Чем более неопределенное внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

В условиях высокой неопределенности во внешней среде предприятия могут использовать два подхода управления организацией:

1. Адаптация к условиям среды предполагает формирование структуры компании, которая способна отреагировать на перемены внешней среды, в которой имеется постоянный мониторинг перемен во внешней среде. Любое из изменений во внешней среде требует повышения гибкости структуры предприятия, способностей к быстрому и экономичному перераспределению функций и задач, разрешаемых теми или иными подразделениями организации или отдельными ее работниками;

2. Влияние на внешнюю среду предполагает реализацию мероприятий по целенаправленным воздействиям на факторы во внешней среде.

В качестве таких мер можно использовать:

  • стратегию конкуренции как фактор борьбы на рынке;
  • рекламу как метод по управлению спросом;
  • политическую деятельность как стремление влияния на государство с помощью участия в разных общественных организациях и ассоциациях, лоббирующих интересы своих членов в различных органах госуправления.

Организация в рыночном хозяйстве постоянно взаимодействует с внешней средой. Она как выступает источник, с одной стороны, шансов −получения прибылей и стабильного развития, расширения рынков, с другой опасностей и угроз утраты завоеванной рыночной позиции, снижения спроса на товары (услуги), морального устаревания технологий, нововведений конкурентов и т.д. [15, с. 23]

Предпринимательскую деятельность осуществляют в условиях неопределенности, определяемой факторами (таблица 1.) [15, с. 34]

Таблица 1

Типы внешней среды организации и их характеристика

Тип внешней среды

Характеристика типа внешней среды

Простая статическая внешняя среда

Характеризуется небольшим количеством релевантных факторов со слабо выраженной динамикой их изменения

Простая динамическая внешняя среда

Характеризуется незначительным количеством и ограниченной разнообразностью внешних релевантных факторов, но с достаточно высокой степенью их изменчивости во времени

Комплексная статическая внешняя среда

Характеризуется большим числом и разнообразием релевантных факторов, обладающих незначительной уравновешенной устойчивостью

Продолжение таблицы 1

Тип внешней среды

Характеристика типа внешней среды

Комплексная динамическая внешняя среда

Характеризуется большим числом и широким разнообразием основных релевантных факторов внешней среды предприятия с высокой степенью их изменений

Один из методов исследования неопределенности и ее учѐта при выборе стратегических решений – это метод сценарного планирования. Он дает возможности выявлять и идентифицировать важнейшие факторы влияния, их соотношение и влияние на развитие событий, выработать альтернативные варианты развития будущих событий, включая маловероятные сценарии, увязать качественные оценки с количественными данными, что может облегчить разработку практических решений (таблица 2) [14, с. 71].

Таблица 2

Уровни неопределенности внешней среды и соответствующие стратегические техники

Уровень неопределенности внешних факторов

Стратегическая техника

Известны основные релевантные факторы и их предполагаемые значения на ближайший плановый период

Техника стратегического планирования

Известные основные факторы, влияющие на фирму, и предельный диапазон их значений

Сценарное планирование

Точный состав факторов, влияющих на фирму, неизвестен

Форсайт-прогнозы будущих событий


В свою очередь, с помощью PEST-анализа любое предприятие может провести оценку готовности к изменениям факторов во внешней среде.

Данный анализ рассматривает воздействие на деятельность предприятия таких факторов, как политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические и экологические.

Рассмотрим данные факторы в таблице 3 [14, с. 27].

Таблица 3

PEST-анализ факторов макросреды организации

Политико-правовые факторы:

- Стабильность правительства;

- Налоговое законодательство;

- Контроль занятости населения; - Законодательство во внешней экономике

Экономические факторы:

- Процентная ставка и курсы национальных валют;

- Количество денежных средств в обращении;

- Показатели уровня инфляции;

- Показатели уровня безработицы;

- Регулирование ценовой политики и заработной платы;

- Уровень цен на топливо и электричество;

- Политика в области инвестиций.

Социокультурные факторы:

- Демографическая структура населения;

- Стиль жизни, обычаи, привычки;

- Социальная мобильность населения;

- Активность потребителей.

Технологические факторы:

- Защита в сфере интеллектуальной собственности;

- Политика государства в области НТП;

- Инновационные технологии в производстве.

Большое количество заинтересованных групп в деятельности фирмы обусловливает сложности в управлении. Они связаны с тем, что каждая группа применяет собственные критерии по оценке функционирования предприятия и оценивает ее с позиции собственных интересов. Анализ интересов ключевых участников микросреды предприятия приведен в таблице 4.

Таблица 4

Критерии оценки продукции (услуг) и предприятия со стороны заинтересованных групп

Заинтересованные группы

Критерии оценки

Покупатели

У покупателей есть заинтересованность в качественных продуктах по доступной цене, а также их привлекает быстрота и наличие сервисного обслуживания.

Конкуренты

Показатель уровня цен и предлагаемый ассортимент аналогичных продуктов и услуг.