Файл: Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом (Информационное обеспечение в управлении маркетинга).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Информационное обеспечение в управлении маркетинга
1.1 Значения и источники, задачи информации для маркетинга
1.2 Принципы формирования и требования к информации в управления маркетинга
1.3 Маркетинговая информационная система
Глава 2. Коммуникационное обеспечение в управлении маркетинга
2.1 Понятие, виды, способы, цели коммуникации
2.2 Процесс коммуникации в МИС и источники первичных данных
Введение
На сегодняшний день для организации очень важно информационное обеспечение и правильная коммуникация. В организации управление осуществляется через множества людей. Так же важнейшим инструментом управления помогает информация, которой обладает менеджер. Используя какую-либо информацию, и получая обратную связь, он организовывает работу в коллективе, мотивирует и руководит. В большинстве случаев всё зависит от способности менеджера передавать информацию так, чтобы добиться более точного понимания информации для тех, кому она предназначена.
Процесс передачи информации и средства для этой передачи называется коммуникации. Под коммуникацией понимают связь между объектами и сам процесс взаимодействия в самой или между другими организациями. Коммуникации в маркетинге исполняет важную роль, являются средством для достижения целей организации.
Развитие новых коммуникационных технологий мощно влияет на экономические процессы. Специалистами в мире прогнозируется существенные изменение рынка труда, новой фазы рыночного хозяйства, которые определяются глобализацией.
В настоящее время информационные технологии позволяют быстро подключаться к различным электронным системам и получить надлежащую информацию и использовать ее для анализа, прогнозирования в области бизнеса и маркетинга.
Применение современных информационных технологий в организации является полезным для повышения эффективности в работе. Сейчас использование систем информатизации в управлении является одним из эффективных рычагов достижения целей, которые ставятся перед организациями.
Информатизация в управлении маркетинга это увеличения производительности труда служащих, их повышения квалификации и профессиональной грамотности.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении информационном и коммуникационном обеспечении в управлении маркетингом.
Глава 1. Информационное обеспечение в управлении маркетинга
1.1 Значения и источники, задачи информации для маркетинга
В системе маркетинга верная информация имеет ведущее значение, поэтому любая маркетинговая деятельность опирается на знании конкретной ситуации, сложившейся на рынке производства товаров.
Задача информационной системы в компании заключается в выборе нужной информации для маркетинговой деятельности.
Маркетинговая информация – это информация, полученная в процессе обмена результатами общественно полезной деятельности и взаимодействия по поводу такого обмена всех субъектов рыночной системы, используемая во всех сферах предпринимательства, включая маркетинговую деятельность.
Информация – это средство общения людей, через нее мы получаем сведения об окружающем мире и происходящих в нем процессах.
Информационное обеспечение – это процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для использования виде.[1]
Основные задачи формирования маркетинговой информации - обеспечить характеристику рыночных процессов и явлений, выявить тенденции и закономерности развития, оценить место фирмы на рынке. Непосредственная её цель - систематизировать и структурировать собранную информацию для дальнейшего анализа и прогнозирования.[2]
Поступление информации можно разделить по систематичности на виды:
- Ежедневная информация, которая мониторит параметры ситуации на рынке или деятельности предприятия это будничные подсчеты выручки предприятия.
- Дискретная информация поступает через размеренные интервалы времени раз в месяц.
- Неустойчивая информация, которая поступает временами в случае потребности.
Так же существуют виды маркетинговой информации по назначению: справочная, нормативная, аналитическая, сигнальная, рекомендательная, регулирующая. Ниже представлена таблица 2.1 с пояснением типов информации.
Виды маркетинговой информации по назначению
Тип информации |
Назначение информации |
Источник |
1) Справочная. |
Вспомогательные, служебные цели . |
Справочники, регистры, бюллетени, учебная литература. |
2) Нормативная. |
Различные нормы и нормативные акты, управление. |
Нормативные справочники, сборники законов и постановлений. |
3) Аналитическая |
Оценка рыночной ситуации, выявление закономерности тенденций, разработка прогнозов. |
Данные о внутреннем состоянии предприятия: динамика продаж, темпы роста, и.т.п. |
4) Рекомендательная |
Рекомендации на основе заказных исследований, прогнозы и сценарии, разработка баз данных. |
Эксперты, консалтинговые фирмы. |
5) Сигнальная |
Расчеты и факты, краткосрочные прогнозы. |
Мониторинг. |
6) Регулирующая |
Информация об отклонениях от планов. |
Контролинг. |
Таблица 2.1 [3]
Сбор информации занимает существенное место среди маркетинговых процессов, так как совокуплен с различными по характеру источниками информации.
В своей деятельности фирмы используют две разновидности информации – вторичную и первичную.
Первичная информация – это информация об объекте исследования, полученная непосредственно от источника (в момент возникновения) в результате специально проведенных для решения конкретных проблем, так называемых полевых маркетинговых исследований.[4]
Вторичная информация – данные, собранные ранее для целей, не связанных с решением проблемы, исследуемой фирмой.[5]
Маркетинговая информация
Первичная информация
Вторичная информация
Внутренняя
Внешняя
Публичная внутринациональная
Публичная международная
Частного происхождения
Виды маркетинговой информации
К достоинствам вторичной информации числится:
- Высокая скорость получения;
- Наличие различных источников;
- Относительно низкая стоимость;
- Возможность работы с данными, которые фирма не может, получи самостоятельно.
К недостаткам принадлежат:
- Возможная неполнота соответствия целям проводимого исследования;
- Возможность устаревания данных;
- Возможность наличия противоречивых сведений
- Не всегда известна степень достоверности данных.
К источникам вторичной внутренней информации относятся:
- Отчеты о продажах (по товарам, рынкам, географическим районам, интервалам времени и т. д.).
- Рекламации потребителей.
- Сведения о запасах продукции на складах.
- Счета клиентов.
- Отчет о прибылях и убытках.
- Выполненные ранее исследования и т. д.
К источникам вторичной внешней информации можно зачислить:
- Публичной внутринациональной — государственные и административные органы, учреждения и организации (например, министерства, торгово-промышленная палата, таможенное управление, различные национальные центры и институты).
- Публичной международной — комиссии ООН, ВТО[6]
1.2 Принципы формирования и требования к информации в управления маркетинга
Маркетинговые исследования подразумевают комплексное рассмотрение маркетинговой среды целиком, ее производственные и рыночные связи, внутренние и внешние факторы функционирования и развития. Это все требует сбора и обработки информации, соблюдения логической строгости и непротиворечивости суждений, необходимой точности и полноты оценки параметров функционирования среды.
Сформулируем основные принципы формирования и использования информации в системе управления маркетингом.
- Актуальность информации означает реальное отражение в каждый момент времени состояния маркетинговой среды. Не случайно лучшие коммерческие базы данных имеют ежедневный цикл обновления хранимой информации.
- Достоверность данных основывается на точном воспроизведении объективного состояния и развития производства, рынка и внешней макросреды. Учитывая условия конкурентной борьбы, при которых нередко сознательно искажается реальная действительность, этот принцип требует повышенной надежности источников данных и отсутствия фальсификации. Важными средствами борьбы против дезинформации являются множественность источников и анализ полученных сведений на непротиворечивость.
- Релевантность данных позволяет получать информацию в точном соответствии со сформулированными требованиями и избежать работы с ненужными данными.
- Полнота отображения необходима для объективного учета всех факторов, формирующих либо оказывающих влияние на состояние и развитие маркетинговой среды.
- Целенаправленность данных ориентирует их на конкретные цели и задачи в области производства и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.
- Согласованность и информационное единство требуют разработки такой системы показателей, при которой исключались бы возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных.[7]
Любую информация, которую используют в результате управления маркетингом, по возможности должна быть важной, разборчивой, сжатой, но точной, актуальной и надежной. Информацию управляющему необходимо давать с четким представлением по рассматриваемому вопросу. Хотя может произойти так, что некоторые данные могли поступить невовремя и оказаться бесполезными. Но при анализе потом, данная информация может быть очень ценной. Поэтому в работе с информацией необходим системный подход.
К маркетинговой информации предъявляют следующие требования: точность и достоверность; правильный отбор первичных сведений; оптимальность систематизации, достаточность в удовлетворении потребности конкретных управляющих; доступность, своевременность поступления; мобильность (быстрое перемещение данных от места получения к месту их обработки); простота сбора и передачи (перемещения) информации; возможность применения технических средств обработки и передачи информации, их доступность; экономичность сбора и передачи информации. Достоверность информации определяется правдивостью, правильностью, однократностью регистрации, точностью передачи. Если информация проходит три-четыре передаточных звена, ее правдивость снижается до 10% за счет того, что сведения стареют и искажаются.
Информация должна быть достаточной, то есть ее количество должно отражать состояние дел. Следует учитывать, что дефицит сведений приводит к принятию некачественных решений, а излишняя информация усложняет выработку решения и делает его более дорогостоящим. Необходимо точно установить, кто должен получать и передавать информацию, какую и когда. Доступность информации состоит в том, что она поступает и накапливается в таком виде, чтобы ее можно было быстро и легко воспринимать и использовать в управлении. Важное значение имеет наглядная информация. Информация должна поступать своевременно. Опоздание с необходимой информацией, как правило, приводит к экономическому ущербу.
Качество информации зависит от дисциплины и точности первичного учета. Использование излишней цифровой информации может принести отрицательные результаты. Многие виды деятельности вообще не поддаются количественной характеристике. При использовании цифровой информации возникает проблема сопоставления данных, которую постоянно приходится решать.
Получаемая и передаваемая маркетинговая информация должна классифицироваться по уровням управления с учетом задач и обязанностей специалистов и руководителей. Письменная информация должна быть простой, ясной, легко читаемой. Простота изложения сложных проблем свидетельствует о том, что специалист знает, как их решать. Для информационного обеспечения процессов управления маркетинговой деятельностью на предприятиях создают маркетинговую информационную систему (МИС).[8]
1.3 Маркетинговая информационная система
В маркетинговой деятельности предприятия целесообразно применяет разнообразную и достаточно большую по объему информацию требует целостного подхода к ее получению, обработки и анализа вследствие процесса принятия решений. Вот по тому маркетинговая информационная система (МИС) должна выстраиваться на комплексной основе и согласовании всех предметов области, это получается с использованием современных систем вычислительной и информационной техники.
Маркетинговая информационная система (МИС)— это формализованный порядок действий для получения анализа, хранения и распространения на регулярной основе необходимой информации для лиц, ответственных за принятие решения в сфере маркетинга.