Файл: Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом (Информационное обеспечение в управлении маркетинга).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Информационное обеспечение в управлении маркетинга
1.1 Значения и источники, задачи информации для маркетинга
1.2 Принципы формирования и требования к информации в управления маркетинга
1.3 Маркетинговая информационная система
Глава 2. Коммуникационное обеспечение в управлении маркетинга
2.1 Понятие, виды, способы, цели коммуникации
2.2 Процесс коммуникации в МИС и источники первичных данных
МИС трансформирует данные, полученные из внешних и внутренних источников, в информацию, которая требуется руководству предприятия. Роль этой системы заключается в определении потребности в информации для принятия маркетинговых решений, ее получении и своевременном предоставлении соответствующим менеджерам.
Необходимые сведения получают из внутренней отчетности фирмы, текущей внешней маркетинговой информации, на основе маркетинговых исследований и анализа данных.
МИС представляет собой систему относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой блоков, включающих первичные данные, программы обработки данных, предоставление результатов, формирование потоков.
- Блок первичных данных содержит данные статистической отчетности, результаты социологических опросов, а также информацию, поступающую от субъектов рынка в соответствии с выбранной концептуально-целевой системой показателей, позволяющих раскрыть реальное состояние, как в статике, так и в динамике.
- Программы обработки данных позволяют изучить полученный эмпирический материал. По сути, это процесс формирования новых данных. Для этого первичные данные подвергаются некоторым процедурам качественной и количественной оценки. Большой объем маркетинговой информации обуславливает применение для этих целей современных компьютерных технологий, которые открывают широкие возможности для всего процесса обработки и анализа данных.
- Блок представления результатов предназначен для визуализации информации, то есть идет отбор отображаемых данных, их упорядочение, оформление и последующая передача потребителям по коммуникационным каналам. Для обеспечения удобства использования информацию необходимо группировать по темам. В процессе ее предоставления целесообразно использовать не только таблицы, но и текстовое описание ситуаций, включающее фиксацию показателей и выявление причин отклонения их фактического состояния от нормативного. Современные компьютерные технологии дают возможность автоматизировать выдаваемую информацию при помощи наглядно образных средств и программных методов (построение диаграмм, гистограмм, применение компьютерной графики для образного представления пространственных и динамически развертывающихся явлений и процессов).
- Блок формирования потоков - грамотная организация движения маркетинговой информации между всеми участниками, подразумевающая формирование трех потоков:
- Первичная информация о состоянии субъектов, внешней и внутренней среде рынка;
- Результаты анализа первичной информации;
- Управленческие решения, принятые субъектами, и результаты их реализации. Внушительный массив маркетинговой информации и многочисленность ее потребителей обуславливают применение для этих целей современных Интернет - технологий.
Таким образом, МИС позволяет:
- классифицировать информацию;
- быстро обрабатывать информацию;
- фильтровать информацию;
- уплотнять информацию;
- определять источники информации;
- направлять информацию по адресу, в требуемом объеме, в нужное время;
- определять права пользователя информации на каждом уровне.[9]
Глава 2. Коммуникационное обеспечение в управлении маркетинга
2.1 Понятие, виды, способы, цели коммуникации
Коммуникации в менеджменте и маркетинге подается в роли соединения процессов всех управленческих функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Общепринятое определения коммуникаций звучит так : коммуникации – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми.
Ричард Л. Дафт, даёт определение коммуникаций, которое наиболее полно раскрывает их суть: коммуникации – это процесс, в ходе которого два или несколько человек обмениваются и осознают получаемую информацию.[10]
Понятие информации и коммуникаций взаимосвязано, но коммуникации включают и то, что передаётся (информацию) и то, как передаётся. Информация – (от латинского «information», разъяснение, изложение, осведомлённость) – это сведения о чём-либо не зависимо от формы их представления. В бытовом смысле информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.[11] В процессе коммуникации информация передаётся от одного субъекта к другому.
У коммуникации есть своя подфункции в маркетинге, к которой относится обеспечение предприятия и активное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду, и поэтому она связана с формированием спроса и стимулирования сбыта. Коммуникации подразделяются на две группы:
- с внешней средой – это информационное взаимодействие с существующими потребителями и потенциальными клиентами, с общественностью, с конкурентами, поставщиками и партнёрами, с органами государственного регулирования.
- коммуникации внутри организации – это информационное взаимодействие в рамках организации, которое может быть формальным: межуровневые коммуникации, горизонтальные коммуникации «руководитель-подчинённый», коммуникации между руководителем и рабочей группой и неформальным.[12]
Коммуникационная система должна поддерживать контакты не только с общественностью, но и с рынком, покупателями, правительственными органами, прессой. Эта система предприятия должна максимально обеспечивать оперативную отправку руководящих материалов используемых соответствующих каналов связи, так же и отвечать на точные формулировки и однозначное толкование этой управляющей информации теме, кому оно адресована.[13]
Управленческие коммуникации разделяются на два основных вида: межличностные и организационные.
Когда субъектами коммуникации являются отдельные люди или группы людей, то коммуникации носят межличностный характер и соответственно называются межличностными – они осуществляются путём передачи идеей, фактов, мнений, восприятий, отношений и т.п. от одного лица к другому в устной, письменной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
Процессы коммуникаций, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчинёнными. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей. Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за её пределами .
Коммуникации имеют значение для руководителей организации по следующим причинам:
- руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (от 75 до 95 % своего времени);
- коммуникации необходимы для эффективности управления;
- искусство коммуникаций необходимо также для того, чтобы выразить действительность авторитета и воли руководителя;
- хорошо налаженные организации содействуют обеспечению организационной эффективности[14].
Существуют следующие основные способы коммуникаций:
- диалогические (устные, речевые средства);
- книжные (письма, статьи, объявления и т.п.);
- невербальные (тон речи, пауза, телодвижение), используются, как правило, чтобы усилить вербальные коммуникации.
К видам коммуникации внешней среды относится: формальные и неформальные, внутри организации формальные разделяются на межуровневые (нисходящие), межуровневые (восходящие), по горизонтали и на неформальные. Ниже представлена таблица 6.1 с полным разъяснением выше представленных видов.
Вид коммуникаций |
Содержание коммуникаций |
||
С внешней средой |
|||
1) формальные |
организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций со своим внешним окружением: с клиентами они сообщаются с помощью рекламы и других средств стимулирования; в отношениях с общественностью формируют определенный образ, имидж организации на местном, общенациональном и международном уровнях; им приходится подчиняться государственному регулированию и готовить в этой связи различные отчеты. Собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчеты внутри организации, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые извне.[15] |
||
|
слухи, сплетни, сарафанное радио – неформальные формы и способы передачи устной информации |
||
Внутри организации |
|||
1) формальные: |
|||
1.1)межуровневые (нисходящие) |
информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Таким путем нижним сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например, вице-президент может сообщать управляющему цехом о предстоящих изменениях в производстве продукта. Тот, в свою очередь, должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений |
||
1.2)межуровневые (восходящие) |
они выполняют функцию оповещения верхних уровней управления о том, что происходит на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Движение информации происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок. |
||
1.3)по горизонтали |
это связи на одном уровне управления. Они применяются для обмена информацией между равными по иерархии подразделениями организации. |
||
1.4)руководитель – подчиненный |
они являются примером обмена информацией по вертикали, но рассматриваются отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Эти коммуникации связаны с прояснением задач и ожидаемых результатов, с обсуждением проблем эффективности работы, с достижением признания и вознаграждения с целью мотивации и т. п. |
||
1.5)между руководителем и рабочей группой |
|
||
2)неформальные |
Слухи передают информацию намного быстрее, чем каналы формального сообщения. Поэтому руководители пользуются ими для запланированной утечки и распространения определенной информации. Исследования показывают, что информация, передаваемая с помощью слухов, чаще оказывается точной, а не искаженной. |
Таблица 6.1[16]
Цели коммуникаций подразделяются на основные и дополнительные. Основные цели:
- обеспечивают понимание информации (сообщения), которой обменивается отправитель и получатель;
- совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
Дополнительные цели:
- создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координация их задач и действий;
- регулирование и рационализация информационных потоков.
С недавних пор невербальные способы коммуникаций в большей части вызывают интерес у учёных и специалистов. Получается так, что результат большинства посланий создаётся невербальной информацией: 37 % интонацией голоса, 55 % выражением лица. Наиболее это проявляется, когда словесная часть послания противоречива. В такой ситуации слушатели чаще всего полагаются на невербальную часть, чтобы понять значение послания. Невербальные способы коммуникаций подразделяются на две группы: атрибуты речи (интонации, модуляция голоса, ритм речи) и воспринимаемые на слух, и, воспринимаемые только зрительно (мимика, жесты и позы). Основные способы коммуникаций представлены ниже в таблице 6.3 .
Устные |
Письменные |
1) повышенная оперативность обратной связи; |
1) возможность более тщательной подготовки и обдумывания сообщения; |
2) способствует обмену идеями и мнениями; |
2) мнение адресата не влияет на выражение собственного мнения; |
3) имеет менее официально-бюрократический характер; |
3) возможность обращения к первоисточнику для проверки информации; |
4) позволяет почувствовать эмоциональное восприятие собеседника; |
|
5) возможность передать не только информацию, но и отношение к ней; |
|
6) возможность использования для замечаний более подходящего способа; |
4) возможность сэкономить время при необходимости общения с большим числом людей. |
7) возможность воспринимать элементы невербального общения. |
Таблица 6.3[17]
Без коммуникаций невозможна совместная деятельность, а также управление, поскольку оно использует уже сложившиеся формы коммуникации и создаёт те формы коммуникаций, которые облегчают как совместную деятельность, так и управление ею. При этом эффективными считаются лишь те коммуникации, которые оказывают влияние на процесс управления.