Файл: Формы и системы оплаты труда на предприятии (Экономическая сущность , формы и системы оплаты труда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы форм и систем оплаты труда на предприятии
1.1 Экономическая сущность, формы и системы оплаты труда
1.2 Факторы формирования оплаты труда на предприятии
2 Анализ форм и систем оплаты труда на предприятии на примере ООО «А-Персонал» г. Москва
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Оценка формирования фонда оплаты труда на предприятии и учета заработной платы
2.3 Направления повышения эффективности формирования фонда оплаты труда на предприятии
По данным таблицы 2.2 видно, как стремительно увеличивался штат сотрудников с каждым годом. В 2016 году среднесписочная численность работников составила 60 человек. В 2017 году количество сотрудников увеличилось на 50% по сравнению с предыдущим годом, что составило 90 человек, а в 2018 году увеличилось на 33% по сравнению с 2017 годом, что составило 120 человек. Все это говорит о положительной тенденции организации в своей сфере аутсорсинга по подбору персонала.
По структурной характеристике работников можно разделить по должностям и месту работы. В таблице 2.3 продемонстрирован состав работников ООО «А-Персонал».
Таблица 2.3
Состав работников ООО «А-Персонал»
Показатель |
Значение показателя на конец года |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Абсолютн |
Абсолютная |
Темп |
Абсолютная |
Темп |
|
ая |
величина, |
роста, % |
величина, |
роста, % |
|
величина, |
чел. |
чел. |
|||
чел. |
|||||
Офис, в т.ч.: |
9 |
11 |
122 |
12 |
109 |
- руководство |
2 |
2 |
100 |
2 |
100 |
- бухгалтерия |
1 |
2 |
200 |
2 |
100 |
- кадры |
1 |
1 |
100 |
2 |
200 |
- отдел |
5 |
6 |
120 |
6 |
100 |
подбора |
|||||
персонала |
|||||
Универсамы, |
59 |
88 |
149 |
119 |
135 |
в т.ч.: |
|||||
- кассиры |
10 |
14 |
140 |
22 |
157 |
- продавцы |
16 |
24 |
150 |
33 |
138 |
- грузчики |
11 |
17 |
155 |
27 |
159 |
- уборщики |
10 |
12 |
120 |
13 |
108 |
- рубщики |
2 |
4 |
200 |
5 |
125 |
- контролеры |
8 |
9 |
113 |
9 |
100 |
- пекари |
0 |
2 |
- |
4 |
200 |
- повара |
0 |
2 |
- |
4 |
200 |
- фасовщик |
2 |
3 |
150 |
0 |
0 |
- мойщик |
0 |
1 |
- |
2 |
200 |
По данной таблице видно, что с каждым годом количество работников росло с хорошей тенденцией. Офис увеличился на 22% в 2017 году, а в 2018 году - на 9%. Один менеджер по персоналу и один бухгалтер прибавились в 2017 году, в 2018 году взяли на работу одного человека в отдел кадров.
Неизменно осталось руководство на протяжении трех лет.
Количество работников в универсамах увеличилось на 49% в 2017 году, а в 2018 году – на 35%. Как видно из таблицы производство появилось только в 2017 году, соответственно такие работники как пекарь, повар и мойщик были приняты в 2017 году. В 2018 году появилось второе производство, и количество данных работников увеличилось вдвое. А такую штатную единицу как фасовщик убрали в 2018 году, в связи с отсутствием необходимости в ней. Более резкое увеличение количества работников было в 2017 года по сравнению с 2018 годом. Это связано с тем, что компания только встала на пути становления и развития, а к 2018 году уже пришла в стабильное русло.
Так же необходимо рассмотреть структуру работников предприятия ООО «А-Персонал». В таблице 2.4 она показана в наглядном виде.
Таблица 2.4
Структура работников ООО «А-Персонал»
Показатель |
Численность, чел. |
Структура работников, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Офис, в т.ч.: |
9 |
11 |
12 |
13,24 |
11,11 |
9,16 |
- руководство |
2 |
2 |
2 |
2,94 |
2,02 |
1,53 |
- бухгалтерия |
1 |
2 |
2 |
1,47 |
2,02 |
1,53 |
- кадры |
1 |
1 |
2 |
1,47 |
1,01 |
1,53 |
- отдел |
5 |
6 |
6 |
7,35 |
6,06 |
4,58 |
подбора |
||||||
персонала |
||||||
Универсамы, |
59 |
88 |
119 |
86,76 |
88,89 |
90,84 |
в т.ч.: |
||||||
- кассиры |
10 |
14 |
22 |
14,71 |
14,14 |
16,79 |
- продавцы |
16 |
24 |
33 |
23,53 |
24,24 |
25,19 |
- грузчики |
11 |
17 |
27 |
16,18 |
17,17 |
20,61 |
- уборщики |
10 |
12 |
13 |
14,71 |
12,12 |
9,92 |
- рубщики |
2 |
4 |
5 |
2,94 |
4,04 |
3,82 |
- контролеры |
8 |
9 |
9 |
11,76 |
9,09 |
6,87 |
- пекари |
0 |
2 |
4 |
0,00 |
2,02 |
3,05 |
- повара |
0 |
2 |
4 |
0,00 |
2,02 |
3,05 |
- фасовщик |
2 |
3 |
0 |
2,94 |
3,03 |
0,00 |
- мойщик |
0 |
1 |
2 |
0,00 |
1,01 |
1,53 |
Всего: |
68 |
99 |
131 |
100 |
100 |
100 |
По данным таблицы 2.4 видно, что основная часть работников находится в универсамах. Офис занимает совсем малую часть по сравнению со всем штатом.
Таким образом, в организации ООО «А-Персонал» сложилась эффективная организационная структура, четко урегулирован процесс подбора персонала рядовых специальностей.
2.2 Оценка формирования фонда оплаты труда на предприятии и учета заработной платы
В ООО «А-Персонал» используется повременная система оплаты труда. Для оплаты труда сотрудников офиса используется фиксированный должностной оклад, который индексируется с годами в связи с инфляцией. Так же предусмотрены премии по праздникам. Для оплаты труда работников универсама используется повременно-премиальная поденная система оплата, то есть устанавливается стоимость смены и выплачивается заработная плата в зависимости от количества отработанных смен. Так же предусмотрена премиальная оплата за хороший товарооборот, за экономию, за мясо, куру, рыбу и выпечку, за участие в инвентаризации.
Повременная форма оплаты труда обладает хорошим качеством со стороны работников: уменьшает степень риска колебаний зарплаты. Вместе с тем появляется риск для работодателя: снижается стимул работников, так как их заработок не связан с производительностью. Однако в ООО «А-Персонал» предусмотрены депремирования работников за нарушения и недостачи универсамов. Соответственно при плохой выработке универсама, которая напрямую связана с работой персонала, в универсаме будут присутствовать недостачи, которые отразятся на заработной плате. Это стимулирует работников к ответственному подходу к своей работе. Так же в системе оплаты труда присутствуют премирования сотрудников. Так как организация является аутсорсинговой, то все премии и суммы недостач присылает контрагент ООО «ТД «Интерторг». Что касается сумм премии экономии, то их они распределяют сами. Когда приходит премия за товарооборот, мы стараемся привлечь директоров к её распределению, так как они знают, кто из работников больше способствует хорошей выработке универсама. То же самое касается депремирований сотрудников. Однако, не всегда получается привлечь директоров универсама. В этом случае и суммы премии, и суммы недостачи распределяются в зависимости от стоимости смены и количества отработанных дней сотрудников в месяце.
Применение повременной оплаты труда требует правильной тарификации работников. Необходима также организация табельного учета, контроля фактически отработанного времени. Данный контроль осуществляют непосредственно на местах работы директора универсамов и их заместители. Это является неким минусом в работе организации, т.к. в некоторых универсамах администрация может проставлять смены людям, которые не работали, но у которых есть договоренность. Когда данные махинации вычисляются со стороны ООО «А-Персонал» или ООО «ТД «Интерторг» работники увольняются по статье, что служит примером для остального персонала. Тем не менее случаи повторялись неоднократно.
В таблице 2.5 показана расценки за стоимость смены работников универсама.
Таблица 2.5
Расценки за стоимость смены работников
Должность |
Стоимость смены, руб. |
---|---|
кассир |
1320 |
продавец |
1240 |
грузчик |
1200 |
уборщик |
1000 |
контролер |
950 |
рубщик |
1290 |
пекарь |
1130 |
повар |
1130 |
мойщик |
950 |
В ООО «А-Персонал» применяется повременная форма оплаты труда, так как затруднительно определить измерители количественного результата работы, сложно предварительно оценить объем выполняемых работ и невозможно оказать существенное влияние на работника количественным результатом работы.
Однако, невозможность учета индивидуальных количественных результатов не исключает возможность анализа загруженности работников на протяжении их смены, выявлении потерь, излишних и нерациональных затрат времени на работе.
В настоящее время развитие автоматизированных производственных процессов, высокие темпы роста сферы услуг, возрастающие требования к качеству оказываемых услуг способствуют расширению применения повременной формы оплаты труда.
Для того чтобы сделать вывод о влиянии заработной платы на результативность деятельности сотрудников и организации в целом необходимо провести анализ фонда оплаты труда. Нужные показатели приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Показатели для расчета абсолютного отклонения ФОТ, тыс. руб.
Показатель |
2016г. |
2017г. |
Отклонения |
2018г. |
Отклонения |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Абсолют |
Темп |
Абсолют |
Темп |
||||
ная |
прироста, |
ная |
прироста, |
||||
величина |
% |
величина |
% |
||||
Всего ФОТ |
2698 |
9247 |
6549 |
243 |
14989 |
5742 |
62 |
В |
том |
|||||||
числе: |
||||||||
Постоянная |
2105 |
7562 |
5457 |
259 |
11102 |
3540 |
47 |
|
часть |
||||||||
Переменная |
593 |
1685 |
1092 |
184 |
3887 |
2202 |
131 |
|
часть |
||||||||
Выручка |
75904 |
155634 |
79730 |
105 |
253280 |
97646 |
63 |
По данным таблицы 2.6 видны высокие темпы увеличения всех показателей. Фонд оплаты труда в 2017 году вырос на 243% по сравнению с 2016 годом и в 2018 году на 62% по сравнению с 2017 годом. Постоянная часть в 2017 году выросла на 259% по сравнению с 2016 годом и в 2018 году на 47% по сравнению с 2017 годом. Переменная часть в 2017 году выросла на 184 % по сравнению с 2016 годом и в 2018 году на 131% по сравнению с 2017 годом. Что касается выручки организации, то она увеличилась на 105% в 2017 году и на 63% в 2018 году. Если соотносить увеличение фонда оплаты труда и выручку организации, то процессы, касающиеся оплаты труда проходят в организации достаточно плавно и равномерно. Никакого перерасхода фонда оплаты труда нет, скорее наоборот необходимо увеличивать заработную плату работникам, т.к. выручка растет, а заработная плата остается практически неизменной. Необходимо провести анализ фонда оплаты труда по категориям работников, который представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Анализ фонда оплаты труда по категориям работников
Категории |
2016 год |
2017 год |
Отклонение |
2018 год |
Отклонение |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
работников |
||||||||||
Тыс. |
% |
Тыс. |
% |
Тыс. |
% |
Тыс. |
% |
Тыс. |
% |
|
руб. |
руб. |
руб. |
руб. |
руб. |
||||||
Всего |
2698 |
100 |
9247 |
10 |
6549 |
- |
14989 |
100 |
5742 |
- |
ФОТ |
0 |
В |
том |
||||||||||
числе: |
|||||||||||
Офис |
610 |
22 |
720 |
8 |
110 |
-15 |
1100 |
7 |
380 |
0 |
|
Работники |
2098 |
78 |
8527 |
92 |
6429 |
14 |
13889 |
93 |
5362 |
0 |
|
универсам |
|||||||||||
ов |