Файл: «Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод» (Теоретические основы изучения биологической обратной связи как психотерапевтического метода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Современный этап развития нашего общества предъявляет новые требования к интеллектуальным, эмоциональным, волевым ресурсам личности, что вызывает чрезмерное напряжение отдельных систем и организма в целом. Если при этом снижаются функциональные возможности и резервы организма, то внешние влияния рассматриваются как факторы риска, приводящие к дезадаптации. Отклонение от нормы длительное время носит функциональный характер и проявляется в виде деструкции биоритмологических процессов в функционирующих регуляторных механизмах. Поэтому, выработка способности контролировать собственные физиологические процессы и обучение управлению этими процессами стало реальной медицинской проблемой. Кроме того, особую актуальность приобретает проблема психофизиологического отбора людей, обладающих определенным уровнем адаптационных возможностей функциональных систем для подбора кадров в различные сферы профессиональной деятельности.

Особый интерес в настоящий период вызывают методы биоуправления с обратной связью, являющиеся отражением универсальных возможностей психофизиологической деятельности мозга. Само понятие «обратная связь» отражает процесс саморегуляции поведенческих и физиологических функций.

Биологическая обратная связь (Biofeedback) - технология, включающая в себя комплекс процедур, в ходе которых ребёнку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.

Применение современного метода биологической обратной связи предоставляет уникальные возможности для специалистов, в частности педагогов-психологов, занимающихся вопросами сохранения здоровья детей и подростков, так как способствует решению следующих актуальных и значимых задач:

- оптимизации психофизиологического состояния;

- профилактике стрессогенных заболеваний;

- созданию благоприятных условий для нервно-психического развития;

- нормализации психоэмоционального состояния;

- профилактике и коррекции функциональных нарушений респираторной, сердечно-сосудистой и других систем организма;

- коррекции нарушений поведения, выработке конструктивных стратегий поведения;

- улучшению концентрации внимания, памяти, работоспособности; - повышению академической успеваемости;


- формированию навыков преодоления жизненных трудностей за счёт развития адаптивных возможностей.

На основе поступающей информации о взаимной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и диафрагмально-релаксационного тренинга под контролем психолога, у ребенка формируется навык управления своим ДАС и психофизиологическими параметрами организма, что необходимо для его общего и интеллектуального развития.

Объект исследования: психотерапевтический метод регуляции состояния человека

Предмет: биологически обратная связь

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования
  2. Рассмотреть особенности метода БОС
  3. Описать практическое применение БОС- технологий

Применению метода БОС в клинической практике посвящены многочисленные работы школы Н. Н. Василевского - Н. В. Черниговской, О. В. Богданова, Н. М. Яковлева, Д. Ю. Пинчука и др. Эти исследования продолжаются и в настоящее время: в рамках Санкт- Петербургской физиологической школы, в Москве под руководством члена-корреспондента РАМН А. М. Вейна, в МГУ им. Ломоносова под руководством С. А. Исайчева, в Научном Центре Психического Здоровья РАМН, в Научно-исследовательском институте 6 молекулярной биологии и биофизики СО РАМН (Новосибирск) под руководством академика РАМН М. Б. Штарка и ряде других научных центров. Данные работы и послужили теоретическими источниками для выполнения данного исследования.

1.Теоретические основы изучения биологической обратной связи как психотерапевтического методы

1.1 История и распространение метода

Метод биологической обратной связи эффективно развивается в отечественной и зарубежной психологии. Термином биологическая обратная связь (БОС), обозначают метод обучения самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма путем подачи субъекту информации о текущем состоянии контролируемой функции по каналам внешней обратной связи (акустической, визуальной и/или тактильной), обеспечиваемой специальными электронными устройствами [6,с.42]. Биологическая обратная связь (БОС) изначально развивалась как метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи. Опираясь на эту информацию, человек может научиться произвольно изменять эти параметры, в обычных условиях неощущаемые.


За рубежом биологическая обратная связь начала развиваться еще в 30-е годы. Во время физиологических исследований было обнаружено, что животные, в частности крысы, способны изменять показатели функционирования внутренних органов, если поощрять динамику нужного направления и наказывать при нежелательных изменениях. [2,с.9]. Таким способом удавалось обучить животное вырабатывать определенное количество желудочного сока, поддерживать заданную величину артериального давления, число сердечных сокращений и т.д. В последующем такие исследования проводились и с людьми, причем было обращено внимание на то, что человеку для закрепления желаемых реакций не обязательно получать поощрение или наказание, а достаточно иметь в режиме реального времени информацию о минимальных изменениях выбранного показателя. Первые публикации в 40-х годах описывали испытуемых способных произвольно изменять уровень своей сердечной деятельности.

Первым практиком в использовании электромиографической БОС признают Эдмунда Джекобсона, одного из основателей современной теории управления стрессом. Теоретические обоснования метода БОС опираются, на основные положения теории функциональных систем П. К. Анохина и теории устойчивых патологических состояний Н. П. Бехтеревой, работы ряда американских ученых, которые пытались модифицировать реакции внутренних органов, опосредуемые через вегетативную нервную систему, с помощью методик инструментального обучения. В 1955 году в России М. И. Лисина, А. В. Запорожец в исследованиях обучали испытуемого управлять своими вазомоторными реакциями, то есть произвольно сужать или расширять кровеносные сосуды. Впервые термин «биологическая обратная связь» появился в 1963 году в работе Дж. Басмаджана, посвященной обучению управлению электрической активностью, снимаемой с отдельного мышечного волокна. В 1969 году в США в городе Санта-Моника группа энтузиастов-исследователей основала Исследовательское общество биологической обратной связи. Ассоциации БОС существуют во Франции — с середины 70-х годов, в Италии — с начала 80-х годов, с 90-х - в Германии и Австрии. В 1996 году была организована Европейская Ассоциация БОС. В России с 1980-х годов в активное исследование и применение БОС включились ученые Сибирского Отделения РАМН. С начала 1990-х годов исследования в области БОС начались и в Институте мозга АН СССР (Санкт-Петербург). В 1996 году образована Российская Ассоциация Биологической Обратной Связи, главным организатором которой стала Санкт-Петербургская фирма ЗАО «Биосвязь». С деятельностью Российской Ассоциации БОС и ЗАО «Биосвязь» связан современный, качественно новый уровень развития технологии БОС и практического применения метода БОС в здравоохранении, социальной защите и образовании. [4,с.93].


В настоящее время метод БОС широко применяется в медицине при лечении и коррекции двигательных нарушений различного генеза, головных болей, фантомных болей, в качестве одного из методов релаксационной терапии при лечении стресс-зависимых расстройств, гипертонической болезни, неврозов. Для профилактики патологических изменений посредством создания оптимальных условий труда, при лечении сосудистых заболеваний посредством нормализации мозгового и периферийного кровообращения, для лечения фобийных состояний, нарушений речи, обусловленных эмоциональным дисбалансом, психозависимых форм бронхиальной астмы. Используется для достижения высокой функциональной способности, оптимизации какой-либо физической или умственной деятельности, в области терапии аддиктивного поведения. В образовании применяется для лечения гиперактивных школьников [11,с.63]. Учителям предлагаются курсы БОС для общего оздоровления и гармонизации работы нервной и сердечно-сосудистой систем. В Японии технологии БОС используются во время сессий для снятия тревожности, для релаксации и настроя на успех. Метод БОС успешно применяется для коррекции речи. В США при тяжелой степени заикания применяют обратную связь по кривой дыхания. В штате Южная Дакота БОС была внедрена в школьную систему для образовательных целей, начиная от начальных классов и до последнего двенадцатого класса. Программа называлась «Осознание себя посредством тренировки методами БОС». В школах Израиля внедрена программа «Управление стрессом и оптимизация работы в школе». В программе используются различные приборы БОС, с помощью которых предусматривается овладение навыками абдоминального дыхания, прогрессивной релаксации, преодоления боли, что позволяет оптимизировать учебный процесс и взаимоотношения в коллективе, а также подготовить к стрессам взрослой жизни (военной службе). С помощью подобных программ, использующих метод БОС, можно с детства воспитать особое отношение к здоровому образу жизни: осознанно относиться к самому себе как к уникальному творению природы, понять личную ответственность за свое собственное здоровье.

1.2 Функциональное состояние организма

Появление возможности множественной регистрации психофизиологических параметров (ЭЭГ, ЧСС и др.) привели к пониманию функционального состояния как комплекса поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности. Функциональное состояние - это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности [11,с.45]. Диагностика функционального состояния связана с задачей распознавания различных физиологических показателей и реакций организма. Выделяют два класса функционального состояния:


  1. состояние адекватной мобилизации, когда все системы организма работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности. Имеется ввиду «оперативный покой» - особое состояние готовности к деятельности, при котором организм человека за короткий отрезок времени способен перейти в различные формы физиологической активности для выполнения конкретной деятельности. Состояние оперативного покоя сопровождается повышением тонуса нервных центров, а также напряжением некоторых вегетативных функций.
  2. Состояние динамического рассогласования, при котором различные системы организма:
  3. не полностью обеспечивают его деятельность;
  4. или эти системы работают на излишне высоком уровне траты энергетических ресурсов. Речь идет о так называемых экстремальных состояниях (реактивных пограничных или патологических состояниях).

Подобный способ оценки позволяет прогнозировать развитие нежелательных функциональных состояний, таких, как монотонна, стресс или высокая степень утомления.

Согласно этому подходу акцент делается на функциональной специализации двух систем организма:

1) ретикулярная формация ствола мозга, способная оказывать как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга;

2) лимбическая система, ответственная за эмоциональное состояние человека. Обе системы, будучи тесно связанные с высшими отделами коры больших полушарий, образуют особую функциональную систему, имеющую несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий, психологический (субъективный).

Это определение дает основание проводить границу между разными функциональными состояниями не только по поведенческим проявлениям, эффективности деятельности или результатам полиграфической регистрации, но также и по уровню активности модулирующих систем мозга.

Таким образом, метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме [5,с.7]. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. Основой для создания метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека.