Файл: «Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод» (Теоретические основы изучения биологической обратной связи как психотерапевтического метода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Коррекция психофизиологического состояния человека при помощи биологической обратной связи

2.1 Аппарат «БОС - Здоровье» и его применение

НОУ ДПО «Институтом биологической обратной связи» разработан на основе БОС- технологии аппаратный продукт «БОС - Здоровье» для МОУ и ДОУ и методические рекомендации к его применению; проводятся регулярные курсы по освоению метода для учителей, психологов, логопедов. Экспертиза Комитетов по образованию и здравоохранению Санкт-Петербурга подтвердила высокую эффективность «БОС - здоровое дыхание». В группах, где данные занятия проводились, заболеваемость ОРЗ и гриппом в осенне-зимний период снизилась в среднем более чем в 3 раза, повысилась успеваемость. По наблюдениям преподавателей, улучшилось поведение школьников: 80% после занятий стали спокойнее, а 72% - внимательнее на уроках. Сократилось количество курящих в подростковых группах. Вывод экспертной комиссии по результатам проверки эффективности применения здоровье сберегающей технологии «БОС - Здоровье»: рекомендовать к внедрению в образовательные учреждения Санкт-Петербурга и других регионов России. Экспертиза эффективности использования оздоровительной технологии «БОС - здоровье» в образовательных учреждениях проведена с участием главного педиатра Комитета по здравоохранению д.м.н. Л.В. Эрмана, профессора, д. п. н. Татарниковой Л.Г. в 2003-2004г.г., главного детского невролога Санкт- Петербурга Лазебник Т.А. в 2007г. За 2002-2014 годы технология «БОС - Здоровое дыхание» принята в комплекс здоровье сберегающих образовательных технологий в 117 городах 46 регионов России [12,с.54].

Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью комплекса «БОС - Здоровье» производится путем последовательной тренировки выполнения статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации, с использованием сигналов обратной связи. Формы проведения занятий могут быть индивидуальными, мало групповыми и групповыми. Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в школьно-­дошкольных учреждениях рекомендовано для решения следующих задач: оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка; повышение неспецифической резистентности организма ребенка; повышение уровня концентрации внимания и успеваемости; профилактика нарушений функционирования голоса и речи; нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития; коррекция предпатологических и патологических состояний, при которых допускается использование средств физической культуры (часто болеющие дети, функциональные нарушения осанки и пр.); профилактика неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии. [5, с.15]


В работе психолога данные технологии хорошо применять для развития самоконтроля у детей, в том числе у детей с СДВГ и гиперактивностью. При комплексной работе тревожностью возможности биологической обратной связи помогают детям осознанно овладевать реакциями страха и преодолевать их с помощью регулирования дыхания. Работа с дыханием очень эффективна при коррекции проблем с чтением, позволяет значительно облегчить или полностью устранить заикание. Сессии дыхательной гимнастики пред контрольными способствуют гармонизации внутреннего состояния, снижению страха и включению резервных возможностей. Работа с аппаратным комплексом «БОС- Здоровье» дополняет арсенал психолога новыми диагностическими возможностями. Имея возможность наблюдать как внешнее поведение детей в условиях дыхательного сеанса, так и работу внутренних систем организма, психолог получает целостную картину внутренней ситуации ребёнка, не опосредованной социальной желательностью. Исходя из этого знания, он может более точно диагностировать проблему и построить коррекционную работу с ребёнком. При этом возможности технологии биологической обратной связи можно эффективно использовать и на этапе оказания психологической помощи ребёнку. Метод БОС может служить как средством профилактики заболеваний, так и средством ранней диагностики преморбидных состояний и плохого самочувствия у детей.

Рассмотренный метод «БОС - Здоровье» и разработанные на его основе программы и мультимедийные приложения обеспечивают индивидуальную подготовку учащихся к освоению навыка диафрагмально¬релаксационного типа дыхания по методу Биологической обратной связи (БОС), и являются частью здоровье сберегающей технологии «БОС -Здоровье». Данный метод и технологии, разработанные на его основе, можно определить как развивающий здоровье человека. Его можно использовать как средство обучения индивидуальному способу оздоровления, как инструмент, позволяющий полноценно готовить к жизни здоровое поколение, как совокупность приемов, форм и методов обучения школьников без ущерба для индивидуального здоровья, как качественную характеристику наиболее эффективной педагогической технологии по критерию ее воздействия на учащихся и педагогов. [4, с.28] В арсенале психолога метод БОС может стать эффективным диагностическим инструментом, средством помощи и частью коррекционной работы.


2.2 Общие методы и принципы коррекции психофизиологического состояния человека

Будущие успехи медицины во многом зависят от умения управлять внутренними регуляторными и защитными процессами и механизмами на основе развития навыков по саморегуляции физиологических и высших психических функций. Существует множество направлений по проблеме коррекции психофизиологического состояния человека - что методы самовнушения, основанные на практике использования малой нансийской школы и методы самовнушения по Куэ ; методы и способы древнеиндийской системы йогов, гипноз; медитация, аутогенная тренировка, метод активной мышечной регуляции, методы функциональной десенсибилизации и тренировки здоровым и желательным формам обучения . В настоящее время большое внимание уделяется исследованию влияния искусства на процессы саморегуляции человека. Это метод музыкотерапии, арттерапии, терапии творческим самовыражением, а также использование цвета и сенсорной репродукции [9,с.10].

Все вышеперечисленные методы тесно связаны между собой, так как направлены на решение одной главной задачи: познать законы функционирования саморегулирующейся системы, каковой является человек, и научиться управлять этой системой.

Анализ изученной нами литературы позволил выделить основные приемы и способы саморегуляции.

Метод, и сам термин «аутогенной тренировки», впервые был предложен Шульцем, основная заслуга которого состоит в доказательстве того, что при значительном расслаблении поперечнополосатой и гладкой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе исходно непроизвольные, функции организма. Поэтому суть этого метода заключается в последовательном обучении пациента глубокой мышечной релаксации путем самовнушения.

Важная роль в психологических исследованиях и теоретическом обосновании эффекта релаксации принадлежит Джейкобсону. По его наблюдениям каждому типу эмоционального реагирования соответствует напряжение определенной группы мышц. Джейкобсон предложил собственный терапевтический метод, который получил широкую известность как метод прогрессирующей (последовательной) мышечной релаксации.

Индийская система хатха-йога и раджа-йога включает в себя целый комплекс упражнений (ступеней) направленных главным образом на основательную физическую и физиологическую подготовку. В комплекс упражнений входит обучение контролю дыханием; обучение релаксации; сознательному контролю нервно-эмоциональной сферы, а именно удаление чувств, «созерцание»; медитация.


Отдельные элементы йоги нашли достаточно широкое применение. Так например, расслабление мышц вошло в качестве одного из составных частей в технику прогрессирующей релаксации по Джейкобсону и в методику аутогенной тренировки.

Сущность метода медитации (само наименование которой указывает на связь с представлениями йогизма), заключается в последовательной тренировке процессов воображения, или как сейчас говорят, имаженитивных свойств личности, на основе которых в последующем осуществляется образное представление и нейтрализация аффективных переживаний [7,с.50].

Психическое состояние человека определенным образом проявляется и в характере дыхания, для этого используются некоторые закономерности воздействия дыхания на уровень психической активности и снятия физического напряжения. Метод релаксационных дыхательных упражнений способствует сознательному управлению дыханием для достижения максимального расслабления. Во время вдоха происходит активация психического состояния, тогда как при выдохе наступает успокоение. Таким образом, устанавливая ритм дыхания можно добиться выраженного общего успокоения. Если пользоваться дыхательной гимнастикой, то организм сам, без участия сознания восстанавливает свойственное ему согласие между текущей физической и эмоциональной нагрузкой.

Особое внимание необходимо уделить прогрессивной мышечной релаксации по Джейкобсону, так как она рекомендуется для снятия психического и физического напряжения, нормализации эмоционального состояния. Процесс расслабления делится на фазы:

  1. попытка расслабиться;
  2. расслабление и наблюдение за ним;
  3. наблюдение за переходом от напряжения к расслаблению;
  4. «переживание» расслабления.

Регуляция мышечного тонуса включает состояние полного расслабления всех мышц тела, но перед выходом из состояния релаксации для активизации психических и физических функций необходимо намеренно повышать тонус отдельных групп мышц или же всего тела. Произвольное повышение тонуса мышц не требует выработки особых навыков, так как эта функция достаточно усваивается в повседневной жизни, более того у многих людей в наше время развивается привычка к постоянным «мышечным зажимам», в результате чего, они теряют способность к полноценному отдыху, их нервная система находится под постоянной нагрузкой и наступает переутомление, истощение нервной системы, различные заболевания.

После приобретения необходимых навыков регуляции мышечного тонуса и управления ритмом дыхания, можно осваивать способы оперирования чувственными образами с приемами визуализации, словесные внушения, концентрации внимания и поглощение цвета.


Многочисленные вариации оперирования чувственными образами направлены на коррекцию настроения, самочувствия и работоспособности. Приемы визуализации - это процесс творчества: фантазии, воспроизведение успокаивающих и приятных картин прошлого или конструирование чего-то нового.

Словесные внушения при определенных состояниях центральной нервной системы оказывают влияние на степень действенности слова и значительно повышают физиологические процессы в организме. В состоянии глубокой психической и физической релаксации словесные внушения включаются в функциональную систему программирующего аппарата мозга и вызывают соответствующие изменения в организме [7,с.54].

Словесные сигналы, а также визуализация эмоционально успокаивающих и расслабляющих образов, ведет при повторении в процессе тренировки к образованию условных кортико-висцеральных реакций и реализации желаемых сдвигов, тем самым, повышая уровень саморегуляции.

При использовании сюжетной сенсорной репродукции для коррекции психофизиологического состояния человека, существенное значение имеет цвет и окраска вызываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям, что позволило использовать цветовые сочетания и в качестве диагностических методов.

Применение музыки, как одно из разновидностей эстетотерапии, нашло особенно широкое использование в сочетании с аутогенной тренировкой. Опыт показывает, что достаточно длительное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают в основном классические произведения .

Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки является ритм. Чередование долгих и кратких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально-психологических переживаний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна.

Наиболее сложный метод, который может применяться испытуемыми с особой подготовкой или с продолжительным «стажем» занятий по саморегуляции - это способ медитации. Медитация снижает частоту волн мозговой активности и позволяет нам лучше концентрировать свои мысли. Это происходит потому, что в медитативном состоянии мозгу не приходится иметь дело с эмоциями, которые мешают сконцентрироваться. Во время медитации также снижается раздражающее влияние окружающей среды. Основным полезным моментом медитации, является то, что интеллект не вмешивается в деятельность тела, и оно само регулирует все процессы.