Файл: «Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации)» (Сущность конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной курсовой работе поднимается вопрос конкурентоспособности организации и анализ конкурентов предприятия. Конкуренция как факт человеческой жизни существует давно и на разных уровнях человеческих взаимоотношений: межличностный, профессиональный, политический. Поскольку слово “конкурентоспособность” и развитие понятия появились сравнительно недавно, как объект исследований и открытий это направление еще не является до конца изученным, и остается много вопросов: почему одни предприятия более конкурентоспособны, чем другие? Из чего складывается конкурентоспособность? Как её повысить?

Учитывая темпы развития экономик и технический прогресс, который семимильными шагами меняет наш мир изо дня в день, вопрос конкуренции не только должен быть изучен, но и должен отвечать вызовам современности. Для меня лично тема важна, поскольку я являюсь субъектом экономических отношений и работаю в организации. Структуризация конкурентоспособности и её вопросов поможет мне поднимать правильные вопросы о преимуществах и недостатках компании, в которой я работаю, и компаний, в которых я планирую работать в будущем, и успешно отвечать на них.

Предметом данной курсовой работы является совокупность внешних и внутренних закономерностей экономических отношений организаций.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса конкурентоспособности организаций. Для достижения цели, поставлены задачи:

  • Изучить сущность конкурентоспособности в историческом контексте;
  • Рассказать о конкурентных стратегиях и методе оценки конкурентоспособности предприятий
  • Выделить сильные и слабые стороны конкретной организации в контексте конкурентоспособности и в отношении конкурентов.

Данная работа основана на основополагающих авторах в направлении мысли конкурентоспособности: Портер, Ламбен и их ключевые труды по вопросу менеджмента и конкуренции, учебнике Виханского “Менеджмент” а также на научных периодических изданиях - например, “Современная Конкуренция”, и статьях научных сотрудников и экономистов - Алавердов А.Р., Голованова Е.В., Головачев А.С., Громова Н.В., Кирова И.В., Лоскутова М.В., Мерзлов И.Ю., Синько В., Фатхутдинов Р.А., Швандар К.В., Шелудько Е.Б.

Помимо основополагающих имен ученых, чьи труды признаны всемирно в вопросе изучения конкуренции, я использовал литературу российских авторов, которых считаю авторитетными в поднятой мной теме из-за их опыта этих авторов в изучении вопросов экономики, менеджмента, конкуренции, и причастности к научному сообществу.


Также, для реализации практической части работы были использованы исследования компании PWC Консультирование, которая предоставляет услуги в области аудита и бизнес-консультирования, а также пресс-релизы и отчеты исследуемой компании.

Глава 1. Сущность конкурентоспособности

1.1. История развития понятий “конкуренция” и “конкурентоспособность”

Впервые теорию конкуренции рассмотрел и обобщил А.Смит в 1776 году. [9, C.10] Он:

1) Сформулировал понятие конкуренции - это соперничество.

2) Выделил основной принцип конкуренции - “невидимая рука рынка”

3) Обосновал механизм конкуренции. Он объективно приводит к равновесию отраслевую норму прибыли и способствует оптимальному распределению ресурсов между отраслями.

4) Установил базовые условия эффективной конкуренции: множество продавцов и покупателей, обширная информированность, мобильность задействованных ресурсов и отсутствие доминирующего влияния одного продавца.

5) Внес предложение о модели усиления и развития конкуренции. Она предполагает наилучшее задействование ресурсов в производстве и максимальное удовлетворение потребностей [4, C.28]

Такой подход продолжил свое развитие в трудах Д. Рикардо: он ввел понятие сравнительных преимуществ государств в производстве различных групп товаров. Впоследствие появление этих подходов, под конкурентоспособностью длительное время понималась возможность хозяйствующих субъектов и стран создавать товары и услуги по более низкой себестоимости, чем другие. [10, C.5]

В XIX в. Дж. Кэрнс определяет состояние свободной конкуренции, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и капитала на их производство, Ф. Эджуорт предлагает определение совершенной конкуренции. Классическая школа определяет конкуренцию как соревнование ради прибыли, а К.Маркс определяет её как борьбу предпринимателей за наиболее выгодные условия вложения капитала. [8, С.101]

В XX в. теория конкуренции А.Маршалла ложится в основу экономического образования до 40-х годов столетия. Он обосновал, что силы спроса и предложения свободны, и торговцы выступают самостоятельно, и развертывается свободная конкуренция: покупатели конкурируют с покупателями, продавцы — с продавцами. [8, С.101]


1.2 Понятие и виды конкурентоспособности

В 70-х годах XX в. активное развитие получает теория конкурентоспособности. За несколько десятилетий образовались школы теории конкурентоспособности [8, С.102]:

  • Американская школа теории конкурентоспособности - М. Портер: концепция национальных конкурентных преимуществ, М. Энрайт: концепция региональных кластеров
  • Британская школа теории конкурентоспособности - Дж. Даннинг: эклектическая ОЛИ-парадигма, К. Фримен: концепция техноэкономической парадигмы,
  • Скандинавская школа теории конкурентоспособности - Б.О. Лундваль и Б. Йонсон: концепция экономики обучения, Б. Асхайм и Э. Райнерт: “индекс качества” экономической деятельности
  • Советская школа территориально-производственных комплексов. В её основе лежала идея концентрации производительных сил на определенной территории с целью оптимизированного использования трудовых, природных ресурсов региона и комплексного развития в обстоятельствах плановой экономики.

В 80-е годы Портер предпринял попытку выстроить иерархию видов конкурентоспособности. Он сделал вывод о том, что корневым элементом конкурентоспособности государства являются отдельные предприятия, которые конкурируют на международных рынках. По мнению Портера, отрасль - это площадка, на которой конкурентные преимущества либо обеспечивают победу, либо приводят к проигрышу, поэтому структура отрасли важна. Конкурирующие силы в отрасли определяют ее рентабельное функционирование, так как на основе этих сил происходит ценообразование и формируется себестоимость продукции и услуг. Тезис Портер рассматривает на национальном и на международном уровне [10, C.7].

На сегодняшний день конкурентоспособность разделяют на виды [6, С.111]:

  1. Конкурентоспособность предприятия
  2. Конкурентоспособность продукции
  3. Глобальная конкурентоспособность
  4. Национальная конкурентоспособность
  5. Потенциальная конкурентоспособность

В наше время единое понимание термина “конкурентоспособность” отсутствует, и разные мыслители и ученые подразумевают различные аспекты этого понятия. [10, C.5]

В 2003 г., на Международном форуме по развитию менеджмента конкурентоспособность определяют как “область экономического знания, анализирующую факты и политику, формирующая способность нации создавать и поддерживать среду, выдерживающую создание возрастающей стоимости на своих предприятиях и процветание своего народа”. [14, С.61]


“Конкурентоспособность предприятия” можно понимать как комплексную сравнительную характеристику, отражающую степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которые определяют его успех на определенном рынке за определенный промежуток времени относительно совокупности показателей конкурентов. [13, С.54]

Ю.Б. Рубин подразделяет конкурентоспособность предприятия на стратегическую, формальную и реальную, и выделяет понятия конкурентоспособности ресурсов субъектов предпринимательства (конкурентоспособность затрат), конкурентоспособность фактических результатов их деятельности и конкурентоспособность компании как таковой. [14, C.100]

Конкурентоспособность организации обеспечивается на трех уровнях: оперативном, тактическом и стратегическом.

Оперативный — это обеспечение конкурентоспособности продукции.

Тактический — конкурентоспособность общего состояния предприятия.

Стратегический — характеризует формирование инвестиционной привлекательности предприятия. Главное условие — рост стоимости предприятия. [16, C.5]

Концепция конкурентоспособности постоянно развивается. Например, И.Ю. Мерзлов предлагает уточнение термина на основе построения модели строгой иерархичной взаимосвязи различных аспектов — конкурентоспособности продукции, хозяйствующего субъекта, отрасли, региона, государства.

Рис. 1. Модель взаимосвязи различных аспектов понятия конкурентоспособность

Каждого последующего уровня конкурентоспособности невозможно достичь, не обеспечив рост конкурентоспособности предыдущего уровня. Присутствует и обратное влияние, и состояние верхнего уровня может стимулировать конкурентоспособность нижестоящего уровня. [10, C.11]

1.3. Развитие конкурентоспособности сегодня

Развитие технологий, корпоративной культуры и рынков во всем мире приводит к развитию и конкуренции. Используя новые знания, методы и инструменты, ученые и предприниматели рассматривают и выявляют разные современные направления, способствующие повышению конкурентоспособности организаций, некоторые из которых мы рассмотрим.

В виду развития информационного пространства и, фактически, формирования нового рынка в Интернете, появляются как новые критерии оценки конкурентоспособности компаний, так и разрабатываются новые подходы к конкурентному анализу в Интернете: например, разрабатываются модели для анализа соотношения собственных каналов трафика и приобретенных - количество упоминаний бренда, которые могут помочь в выявлении точек роста и сильных и слабых сторон участников рынка, тем самым повысив конкурентоспособность организации. [3, C.28]


Новое поколение сотрудников, нестабильность внешней и внутренней среды и многие другие факторы заставляют компании искать новые инструменты достижения целей в работе с персоналом. [5, С.19] Один из этих инструментов — активное использование геймификации в практике HR-менеджмента. Под геймификацией понимается процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории в деятельность и процесс решения задач. Сегодня геймификация - это целый спектр приемов работы с персоналом, которые помогут привлечь и удержать конкурентоспособных сотрудников, повысить профессиональную компетентность и развить лидерские качества, провести оценку и адаптацию персонала и подготовить новых сотрудников к работе в коллективе. [5, C.20]

В современном мире в сфере управления персоналом, помимо сохранения и взращивания конкурентоспособных сотрудников, также идет борьба с угрозами предприятиям, исходящими из внешней среды — кадровая безопасность становится весомым фактором конкурентоспособности предприятия по нескольким направлениям [1, C.32]:

- Коммерческое. Сохранение привлекательности для имеющихся и потенциальных клиентов, а также деловая репутация законопослушного и профессионального субъекта предпринимательства;

- Финансовое. Минимизация нерациональных издержек в процессе производственно-финансовой деятельности.

- Кадровое. Сохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого капитала. [1, C.34]

Вывод

В данной главе рассматриваются истоки формирования понятия “конкуренция” и “конкурентоспособность”, выделяются современные направления теории конкурентоспособности и факторы, которые являются составляющими конкурентоспособности современной организации. Задача по изучению сущность конкурентоспособности в историческом контексте реализована. Сам термин конкурентоспособности - относительно молодое явление, в четком определении которого до сих пор нет единого мнения. Факт развития и углубления в понимании этого понятия отражает темпы прогрессивного изменения современной экономики и динамического изменения подходов и практик конкуренции в современном мире.

Глава 2. Конкурентные стратегии и методы оценки конкурентоспособности