Файл: Развитие функциональной грамотности на уроках физики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание
Выберите все правильные выводы, которые можно сделать на основании проведённого исследования:
Характеристика задания | |||||||||||||||||
1 | Компетенция | Научно объяснять явления | |||||||||||||||
2 | Естественнонаучное знание | Атомная физика | |||||||||||||||
3 | Контекст | Процессы и явления в неживой природе | |||||||||||||||
4 | Тип задания | Множественный выбор | |||||||||||||||
5 | Уровень сложности | Низкий |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: 14 | |
Записан верный ответ | 2 балла |
Допущена одна ошибка в ответе | 1 балл |
Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует | 0 баллов |
.
3.Текст
Ветряные генераторы
Ветряные генераторы отличаются экологической частотой и способны обеспечивать потребителей электроэнергией в течение длительного времени. Ветрогенераторы обычно устанавливают в местах с постоянными активными воздушными потоками. В большинстве случаев используются трёхлопастные конструкции в виде пропеллера, устанавливаемые на большой высоте от поверхности Земли. Ветряные электростанции (ВЭС) могут иметь в своём составе сотни ветрогенераторов. Практически все ветрогенераторы имеют общий принцип работы. Под действием воздушного потока лопасти приходят в движение и вызывают вращение ротора генератора. Сам ротор помещён внутрь статорной обмотки, и в результате его вращения вырабатывается электрический ток. Полученное электричество накапливается в аккумуляторной батарее. Однако для того, чтобы сохранить электроэнергию в аккумуляторной батарее, переменный электрический ток, производимый генератором, сначала преобразуют в постоянный при помощи специального электронного устройства. Зарядка аккумуляторной батареи управляется контроллером. Далее заряд аккумулятора, преобразованный в инверторе, передаётся в сеть. Для того, чтобы получить наибольший эффект, лопасти вместе с ротором специальным приводом устанавливаются в оптимальное положение в зависимости от направления и силы ветра.
Задание
Ветрогенераторы часто устанавливают для электроснабжения частных домовладений. Почему подача электроэнергии происходит через аккумуляторную батарею, хотя сам генератор производит переменный ток, который можно было бы напрямую использовать в домашней сети?
Характеристика задания
1 | Компетенция | Научно объяснять явления |
2 | Естественнонаучное знание | Электрический ток |
3 | Контекст | Современные технологии |
4 | Тип задания | Применение знаний в нестандартной ситуации |
5 | Уровень сложности | Средний |
Возможный ответ. Критерии оценивания
| |
Ответ: работа ветрогенератора зависит от скорости ветра, поэтому ветрогенератор не способен производить электроэнергию постоянной мощности и частоты. Чтобы обеспечить бесперебойную поставку электроэнергии в сеть, используют аккумулятор | |
Приведено верное пояснение с указанием на нестабильную работу ветрогенератора | 1 балл |
Другие варианты ответа или ответ отсутствует | 0 баллов |
4.Текст
В долгий зимний вечер два друга Петя и Ваня решили провести эксперимент. Петя измерил температуру воздуха в комнате, взял освежитель воздуха и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. Ваня, находясь в противоположном углу, в это же время включил секундомер. Когда Ваня почувствовал запах освежителя, то отключил секундомер.
После этого друзья хорошо проветрили комнату. Петя опять замерил температуру – она оказалась ниже температуры воздуха в комнате во время первого эксперимента. Повторив все те же действия, что и в предыдущем случае, друзья получили другое время.
Задание
Выберите верное утверждение, соответствующее описанному эксперименту.
Характеристика задания
Возможный ответ. Критерии оценивания |
Ответ: 2
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
5.Текст
Опять проветрив комнату и замерив температуру, ребята поменяли освежитель воздуха на мамины духи. Температура воздуха для третьего эксперимента была такой же, как и во втором эксперименте. Проделав те же действия, друзья получили новое время распространения запаха.
Для того, чтобы определить, какой запах распространяется быстрее, Петя предложил сравнить результаты первого и третьего экспериментов, а Ваня – второго и третьего экспериментов.
Задание
Кто из ребят прав?
Поясните свой ответ.
Характеристика задания
1 | Компетенция | Понимать особенности естественно-научного мышления |
2 | Естественнонаучное знание | Молекулярная физика, строение вещества |
3 | Контекст | Процессы и явления в неживой природе |
4 | Тип задания | Применение знаний в нестандартной ситуации |
5 | Уровень сложности | Средний |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: Ваня.
Для того, чтобы определить зависимость одной величины (скорость распространения запаха) от другой (рода пахучей жидкости), необходимо, чтобы остальные параметры опыта были одинаковыми (температура, расстояние). Расстояние во всех трёх опытах было одинаковым, а температура была одинаковой во втором и третьем опытах, поэтому прав Ваня
Выбран верный ответ и приведено пояснение | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
8.Текст
Учёные изобрели плащ-невидимку, использовав известное природное явление – мираж. Мираж в природе появляется при резких скачках температуры на поверхности небольшой площади. Лучи света преломляются и попадают на сетчатку глаза, не отражаясь при этом от поверхности. Поэтому если в пустыне у человека перед глазами возникает образ озера, то это часто оказывается лишь отражением голубого неба, которое отразилось от горячей прослойки воздуха у раскалённого песка.
Новый материал, созданный на базе графена, обладает свойствами, сходными с раскалённым песком в пустыне. Пуская по листу из графена электрический ток, можно добиться его быстрого нагрева до очень высоких температур. Отдавая тепло окружающей среде, лист из графена заставляет лучи света отклоняться, что и приводит к эффекту невидимости.
Задание
Приведите три примера возможного использования нового материала-невидимки.
Характеристика задания
1 | Компетенция | Интерпретировать научную информацию |
2 | Естественнонаучное знание | Современные материалы, оптика |
3 | Контекст | Новости науки из СМИ |
4 | Тип задания | Применение знаний в нестандартной ситуации |
5 | Уровень сложности | Низкий |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: 1) маскировка человека, который наблюдает за животными; 2) в военном деле – маскировка разведчиков; 3) при съёмке фантастических кинофильмов | |
Приведены три примера возможного использования нового материала | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Задания для формирования и развития естественно-научной грамотности.
1. Определить работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной электроэнергии, если имеем в работе электрическую лампу мощностью 100 Вт, которая горит ежедневно 5 часов.
Тариф составляет 4,17 р. за 1кВт*ч.
2. Когда поднятое (забродившее) тесто помещают в духовку для выпекания, скопления газов и паров в тесте увеличиваются в размере. Почему скопления газов и паров увеличиваются при нагревании?
А. Их молекулы становятся больше.
|