Файл: Ежемесячное пожизненное содержание судей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1506

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное Образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский торгово-экономический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Гражданское право»

На тему: «Ежемесячное пожизненное содержание судей»

Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечение

Выполнил: студент 3 курс

Гр.П-31 Синичкин М.

Проверил преподаватель:

Середа М.П.

г. Ростов-на-Дону

2023

Содержание



Введение 3

Глава 1. Основы правового регулирования пенсионного обеспечения судей РФ 6

1.1Правовой статус судей как субъектов ПСО 6

1.2Понятие пенсионного обеспечения судей 9

1.3 Виды пенсий, назначаемых судьям 11

Глава 2. Правовое регулирование отношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей 15

2.1Юридические факты, являющиеся основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по содержанию судей 15

2.2Понятие отставки и ее юридическое значение в правовом регулировании отношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей 17

2.3 Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судей 20

Заключение 25

Список литературы 28


Введение



Пожизненное содержание судей - это ежемесячная денежная выплата, которая производится судьям в соответствии с Законом «О статусе судей в Российской Федерации» в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

Защищённость судьи от социальных рисков представляет собой одну из необходимых основ надлежащего осуществления правосудия, независимости судьи и, как следствие, судебной власти. Однако в этой сфере есть и нерешённые вопросы: понятие и система социальных гарантий правового статуса судей, критерии эффективности и деятельность названных гарантий. Между тем проблемы социальных гарантий судей пока что мало исследованы, не были предметом специальных научных исследований. Поэтому исследование проблем эффективности представляемых судьям Российской Федерации гарантий социальной защиты, ориентированное в первую очередь на совершенствование механизма их нормативного регулирования, обусловило выбор темы курсовой темы. Только эффективно действующая система гарантий позволяет наполнить субъективные права судей реальным содержанием.


Одной из актуальных проблем теории и практики современного права является вопрос о ежемесячном пожизненном денежном содержании судей. Ключевое значение при организации независимой судебной системы имеет принятый в государстве порядок финансирования судебных органов.

Основная цель исследования заключается в изучении особенностей пожизненного содержания судей.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить правовой статус судей как субъектов ПСО;

  • охарактеризовать понятие пенсионного обеспечения судей;

  • проанализировать виды пенсий, назначаемых судьям;

  • выявить юридические факты, являющиеся основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по содержанию судей;

  • рассмотреть понятие отставки и ее юридическое значение в правовом регулировании отношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей;

  • разобрать порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судей.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие при пенсионном обеспечении судей.

Важнейшим практическим средством научного исследования является методология. В данной работе были использованы следующие методы:

1) формально-юридический метод;

2) исторический;

3) филологический метод;

4) метод научного анализа;

5) метод научного синтеза;

Правовую основу настоящего исследования составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-"О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации",", Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

При выполнении работы были использованы труды таких авторов как Андреев В. С., Артемьев Р.Е., Бондарь Н.С., Васильева А.С., Гадельшина Л.И., Гарифуллина А.Р., Грудицина Л.Ю., Захаров М.Л., Кукушкин В.Г., Федорова М.Ю. и др.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав по 2 параграфа, заключения и списка использованной литературы, представлена на 30 страницах.




Глава 1. Основы правового регулирования пенсионного обеспечения судей РФ





    1. Правовой статус судей как субъектов ПСО


Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, болезни и в других установленных законом случаях (ст. 39). Дополненное конституционным принципом равенства право на социальное обеспечение является безусловным и не зависящим от факторов, ставящих реализацию данного права под условие.1

Признание социальной ориентации государства в тексте статьи 7 Конституции Российской Федерации реализуется в рамках текущего законодательства путем определения социальных рисков и установления возможностей оказания поддержки в связи с их наступлением.2

Социальное обеспечение в своей основе предполагает обеспечение тех сторон человеческого существования, без которых немыслима сама жизнь человека. В научной литературе по праву социального обеспечения социальное обеспечение представляет собой понятие, имеющее общечеловеческую ценность. Р.И. Иванова определяет социальное обеспечение как «форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и материального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах».

Признание жизни человека в качестве наивысшей ценности позволяет подвергнуть критике появившееся в научной литературе мнение о том, что социально-экономические права человека, к которым относится и право на социальное обеспечение, носят вторичный, производный от гражданско-политических прав характер, что обуславливает их меньшую универсальность, так как сфера их действия исторически и культурно подвижна, а пределы ее меняются в социальном времени.3

Безусловно, сфера действия социальных прав меняется, однако не более, чем меняется сфера действия иных прав человека, относящихся к группе социально-экономических прав. Действующая Конституция Российской Федерации и основополагающие нормы и принципы международного права не предусматривают какой бы то ни было дифференциации либо градации прав, составляющих в своей совокупности основу для существования человека.
4

В развитие конституционного права на социальное обеспечение федеральное законодательство, а также законодательство субъектов Российской Федерации устанавливают минимальные гарантии реализации права на социальное обеспечение, уровень которых снижен быть не может. Однако равенство прав не означает отсутствие возможности для дифференцированного подхода к правовому регулированию отдельных видов отношений, составляющих в совокупности предмет права социального обеспечения.

Дифференциация социального обеспечения обусловлена сущностью и принципами социальной политики современной России, в границы которой в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества.

Дифференциация в науке права социального обеспечения находит свои истоки в общетеоретических представлениях о правовой науке в целом. Так, С.С. Алексеев, определяя суть нормативного регулирования, указывает, что оно есть «...упорядочение поведения людей при помощи общих правил...которые распространяются на все случаи данного рода». Однако следует отметить, что в общей теории права соответствующая проблема рассматривается как бы косвенно, например, через изучение действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Дифференциацию правового регулирования в общем виде принято определять, как различия в содержании этого регулирования. Формально дифференциация отражается, в основном, в специальных правовых нормативных актах, либо в специальных правилах правовых нормативных актов общего действия (характера). Эти выводы приемлемы и в праве социального обеспечения.

Дифференциация как особенность метода права социального обеспечения позволяет конкретизировать, а в ряде случаев, и индивидуализировать социальное обеспечение отдельных категорий субъектов права.

Под субъектами права в общей теории права следует понимать участников общественных отношений, которые на основании действующего законодательства признаются обладателями субъективных прав и юридических обязанностей. Многообразие юридических связей, возникающих между субъектами права, порождает еще большее многообразие юридических прав и обязанностей, составляющих в совокупности понятие правового статуса.

Безусловно, прежде чем переходить к характеристике правового статуса судей как субъектов права социального обеспечения, необходимо определить основные конституирующие признаки, позволяющие выделить субъектов данной отрасли права в качестве самостоятельной группы участников особого вида правоотношений - отношений по праву социального обеспечения.


Правовой статус граждан в праве социального обеспечения имеет черты, общие с их правовым статусом в иных отраслях права.5

В литературе высказывается мнение о том, что «статус» есть часть, «ядро» правового положения индивида. Понятием «статус» охватываются лишь основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, полнота реализации которых предопределяется гражданством и правосубъектностью индивида, а также гарантиями реализации его прав, свобод и обязанностей. Статус и условия его обеспечивающие («предстатусные» и «послестатусные» элементы) составляют общее правовое положение личности1. Полагаем, что следует согласиться с мнением о том, что необходимо рассматривать слова «положение» и «статус» как синонимы.6


    1. Понятие пенсионного обеспечения судей


Деятельность судебной инстанции является важнейшей государственной функцией. Осуществляют ее люди отважные и грамотные в правовом отношении. Помимо четкого применения предписанных законом правил, им приходится разбирать сложившиеся тяжелые жизненные обстоятельства, принимать решения по четкому требованию закона.

Любой судья, мировой или федеральный, имеет высокий авторитет среди общественных масс, наделен правовым статусом с широкими правами, льготами и гарантиями. Высокие привилегии дарованы также в сфере их пенсионного обеспечения, что является характерной особенностью.

Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.7

Пенсионное обеспечение представляет собой материальное содержание после прекращения работы и выхода на заслуженных отдых, которое осуществляется путем назначения государством ежемесячных выплат в денежной форме. Окончательное прекращение функций правосудия у судей именуется как отставка.

После отставки при наличии определенного количества лет, отработанных в судейской системе, судья приобретает право на пожизненное обеспечение со стороны государства. Такая привилегия является особенностью пенсионного обеспечения у сотрудников данной сферы.