Файл: Освещения российской федерации. Министерство науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ООО «ИНФОУРОК»


Дополнительная профессиональная программа

(повышение квалификации)

"КАЛЛИГРАФИЯ. ИСКУССТВО КРАСИВОГО ПОЧЕРКА»

МОДУЛЬ 2

«Особенности обучения письму»

Оглавление

Рабочая программа модуля: «Особенности обучения письму» 1

Тема 1. Формирование каллиграфических навыков. 3

3

Тема 2. Обучение письму как важная составляющая письменной формы речи. Принципы письма. 5

Тема 3. Методика и методы обучения письму. 7

Литература: 9


Рабочая программа модуля: «Особенности обучения письму»




Данный модуль направлен на знакомство слушателей с особенностями письма, принципами и методами.

Цель модуля: сформировать у слушателей понимания взаимосвязи каллиграфического навыка с методикой обучения письму. Перечисленные в темах модуля принципы и методы помогу существенно понять и оценить их применение на этапе освоения учащимися навыка письма.
Задачи модуля:

  • Познакомиться с особенностями обучения письму;

  • Проанализировать принципы формирования каллиграфического навыка;

  • Освоить основные принципы письма и методику их применения на практике;

  • Изучить методы обучения письму.


По окончании изучения программы, обучающиеся должны:

Знать: особенности и принципы формирования и развития правильного письма, условия использования методов обучения письму;

Уметь: пользуясь полученными знаниями, осуществлять качественную педагогическую практику;

Владеть: основами и методами формирования навыка правильного письму у учащихся.

Тема 1. Формирование каллиграфических навыков.


Навыки каллиграфии формируются на основе методики обучения письму.

Письмо-графическая система фиксации речи. Это начальный этап младшей школы. Вначале ученики знакомятся с буквами, после они осваивают написание заглавных и строчных букв. Важная задача-научить ребенка узнавать эти буквы в тексте при чтении, научить их писать буквы, освоить навыки написания и соединения букв на письме.

Письмо не просто знаки. Это система, которая, как ранее уже отмечалось, соединенная напрямую с речевой деятельностью человека. С помощью письма человек выражает мысли и чувства, обличая их в текстовое сообщение. Говорение-это звуковое воспроизведение, средство общения. Письмо-его дополнение.


Методика трактует понятие «каллиграфия» как «умение писать четко, разборчиво, в соответствии с утвержденными образцами в прописях. В обучении каллиграфии имеет значение соблюдение строки, полей справа и слева страницы, единообразия в размере и наклоне букв, начертания букв и соединений». Это цитата из словаря-справочника по методике русского языка М.Р. Львова (Львов Михаил Ростиславович, педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО (1993; член-корреспондент АПН СССР с 1978, доктор педагогических наук и профессор (1976).

Задача каллиграфии-формирование почерка. Постепенно скорость письма ребенка увеличивается, а почерк при этом может деформироваться. Важно удержать не только наклон букв и их форму, но и грамотное написание. Если эти характеристики не сохраняются, возникают каллиграфические и грамматические ошибки.

Обучение письму-основной этап младшей школы, особенно для первого класса. В последующем эти навыки закрепляются и совершенствуются. Основная цель обучения письму-формирование навыка создания письменной формы речи.

Актуальность обучения каллиграфическому письму заключается и в том, что современный ученик растет и развивается в эпоху научно-технического прогресса, быстрой смены информации, что влечет за собой острую необходимость в повышении уровня свои знаний и умений. Помимо ровного, красивого, быстрого почерка каллиграфия формирует общеучебные навыки, которые в дальнейшем будут надежной опорой для ребенка на всех этапах дальнейшего освоения различных учебных дисциплин, не только русского языка.

Навык каллиграфического письма формируется на основе нескольких параметров:

  • Изучение действия отдельными элементами;

  • Соединение отдельных частей в единое целое;

  • Фактическое освоение навыка как действия.

В результате этих шагов навык должен перерасти в стадию автоматизации. К этому уровню относится быстрота и плавность написания, легкость этого действия. Без регулярных тренировок с помощью специальных упражнений навык невозможно сформировать качественно. Для начала необходимо сформировать последовательность движений. Поэтому написание букв в каллиграфии рассматривается как отдельные элементы, которые в дальнейшем соединяются. Запоминание начинается со зрительного представления начертания элемента. Воспроизведение элемента, а затем и полностью буквы на письме осуществляется на основе зрительного представления о форме и знания о последовательности её начертания.



Каллиграфический навык относят к сенсорным способностям человека, т.е. к функциональным возможностям организма. Это основа интеллектуального развития ребенка. Усвоение этого навыка успешно происходит через детское творчество: рисование, аппликация, лепка, конструирование. Эти виды деятельности рождают потребность в освоении и понимании формы и пространства, что очень схоже с действиями в каллиграфии.

Для взрослого человека использование навыков быстрого письма не представляется сложным. Этот процесс происходит автоматически. При сформированном навыке человек не задумывается над переносом, над соблюдением строки и размеров букв, над соединением слов и т.д. Для ребенка этот процесс очень трудоемкий. Более того, он разделен на множество частей, самостоятельных действий: правильная посадка, верное использование ручки для письма (её тоже необходимо правильно держать в руке), правильное расположение листа, учет строчки на листе, верное соединение элементов буквы, наклон, размер, форма. Необходимо не только написать элементы, но и соединить полученные буквы в слове. Все эти действия требуют времени, поэтому процесс письма у младшего школьника не может быть быстрым.

Важно вовремя начать освоение учащимися навыка каллиграфического письма. На сегодня это одна из основных проблем письменной речи. Качество письма, к сожалению, недостаточно хорошо развито. Если не вести систематическую работу по улучшению и совершенствованию навыков письма, в дальнейшем можно столкнуться с развитием неграмотной письменной речи. Со временем увеличивается скорость и объем письменных работ, что требует качественного навыка. Важно привить ученику внимательность и аккуратность в выполнении письменных работ. Это поможет сформировать не только каллиграфические навыки, но и поможет освоить правила и привычку грамотного письма.


Тема 2. Обучение письму как важная составляющая письменной формы речи. Принципы письма.


Как ранее уже отмечалось, на этапе начальной школы закладывается навык красивого и грамотного письма, который в дальнейшем закрепляется и совершенствуется. Это дает возможность научиться создавать письменную форму речи. Принципы обучения письму формируют технологию учебного процесса.


Современная школа придерживается обучения курсивному письму. Такой принцип письма содержит буквы, которые связаны друг с другом. Способ курсивного написания призван для более быстрого и эффективного результата. Работа курсивом позволяет не отрывать ручку при написании. Не все готовы согласиться с таким мнением. Многие считают, что на письмо курсивом затрачивается много времени. С другой стороны, это эффективный способ научить писать ровно, красиво, с правильным наклоном, возможность научить ребенка воспринимать слово как целое. Этот стиль письма очень похож на прописи, которые многие помнят по своей начальной школе.

Задача педагога-помочь учащемуся освоить графический навык, начертание букв с помощью определенных движений руки, т.е. перекодирование звуков речи в соответствующие буквы.

В обучении письму выделяют несколько базовых принципов, а точнее восемь. К ним относятся:

  • Принцип наглядности;

  • Принцип сознательности;

  • Принцип повторяемости;

  • Принцип нарастания сложностей;

  • Принцип учета индивидуальных особенностей;

  • Принцип параллельного обучения письму и чтению;

  • Принцип поэлементного изучения букв;

  • Принцип одновариантного начертания письменных букв.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов:

Принцип наглядности.

Исходя из названия принципа не сложно догадаться, что главное в нем-это демонстрация процесса письма ученику. Это возможно сделать на тетрадном листе, на рабочей доске, в специальных прописях или на любом листе. Процесс демонстрации необходим для более точного понимания изображения элемента и буквы целиком. Невозможно обеспечить качественный процесс написания только на основе устного объяснения. В идеале важен трехсторонний процесс: озвучивание-демонстрация-практика (отработка, повторение). Подражание и копирование-главные действия для усвоения информации и формирования навыка.

Принцип сознательности.


Этот принцип говорит, что необходимо подробно и точно объяснять приемы и умения, которые необходимо сформировать педагогу у учащегося. Очень важно, чтобы ребенок не просто увидел, но и понял процесс написания. На начальном этапе освоения навыка письма необходимо, чтобы ученик освоил порядок написания и соединения букв, условия и правильность написания наклона и высоты букв, правильное положение ручки в руке, правильная посадка и расположение рук при письме.

Принцип повторяемости.

При этом принципе тренируется автоматизация навыка письма. Именно правильное повторения написания элементов и букв и повторного их написания помогает совершенствовать этот навык. Особенно этот процесс важен на начальном этапе освоения письма. Здесь необходимо помнить, что если ребенок по разным причинам прерывает занятия письмом, то происходит забывание изученного, т.к. навык еще не окреп. Поэтому, по возможности, навык надо тренировать в том числе и в выходные или каникулы, повторять форму букв, правила письма, соединение элементов.

Принцип нарастания сложностей.

Этот принцип подразумевает от простого к сложному. Это очень просто объясняется: вначале происходит изучение элементов букв, далее-написание буквы, после -сочетания букв, т.е. их соединение. Этот принцип является основным. Он основан на работе с формой буквы. Буквы существуют разные, какие-то из них графически понятны, некоторые более сложные по написанию, что и предполагает нарастание сложностей.

Принцип учета индивидуальных особенностей.

Этот принцип не менее важен, так как нельзя не учитывать индивидуальные особенности учащихся. Каждый имеет свои особенности развития, к которым можно отнести:

Зрение –близорукость, дальнозоркость;

Характер восприятия и переработки информации (репрезентативная система) -аудиал (ориентация на слух), визуал (ориентация на видение, картинку), кинестетик (ориентация на ощущения, прикосновение);